Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Слово настоятеля

На пути к Пасхе

Земное служение Христа Спасителя евангелист Марк описывает как путь – восхождение – из Галилеи в Иерусалим. И на этом пути Господа сопровождают Его ученики. Они видят силу Христа, явленную в Его делах – чудесах, – и они слышат Его слово – благовестие о Царствии Божьем. Ученики участвуют в том, что «многие пророки и праведники желали видеть… и не видели, и слышать … и не слышали» (Мф.13:17). И конечно, они полагают, что путь Иисуса – это путь к славе и принятию царства. Но в один из дней происходит перелом: все меняется. После того, как Петр от лица всех учеников исповедует Иисуса Христом, Сыном Живого Бога, Господь начинает открывать им, что Он идет в Иерусалим, чтобы принять там не власть и почести, а страдание и смерть.

Ученики и слово о смерти

И вот Господь идет впереди учеников, а они, ужасаясь, вслед за ним. И опять Господь говорит им о Своей смерти и воскресении: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:33-34). И опять, как это уже было, когда ученики слышат о грядущей смерти своего Учителя, с ними происходит нечто поразительное, никак не соответствующее тому, что они услышали. Ученики опять начинают соперничать между собой, споря, кто из них больший. И мы должны понимать, что за этим стоит не душевная черствость, а то, что современные психологи называют защитной реакцией.

Ученикам очень страшно. И они как бы не слышат слово о смерти. Они боятся и думать, и спросить об этом, и начинают говорить о радостном: о Царстве Божьем и о том, кто из них будет в нем более значим. Братья Иаков с Иоанном просят Иисуса о том, чтобы им быть в самой близости к Нему в Его Славе – Его Царстве: они хотят сесть «по правую и по левую сторону» от Него. В ответ Господь говорит, что просьба о таком прославлении на самом деле есть просьба об участии в Его страданиях: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк.10:38) Ученики понимают, что речь идет о чаше страдания и о погружении в смерть и выражают свою готовность пострадать с Господом. Так и будет на самом деле. Иакова обезглавят, другие ученики тоже примут смерть за Христа, Иоанна же отправят в заточение. Разделив страдания Христа, апостолы станут причастны к Его Славе.

Но сейчас просьба братьев Зеведеевых вызывает у остальных учеников раздражение. Причем негодуют они не из-за неуместности и несвоевременности такой просьбы, а потому, что их тоже занимает мысль о первенстве. И тогда, обращаясь ко всем – и к нам тоже,– Господь говорит, что среди Его учеников должно быть не так, как в греховном мире, но тот, кто хочет быть больше, должен умалить себя, и тот, кто хочет быть первым, должен стать всем слугой. Для Христова ученика не может стоять вопрос о первенстве. Ведь и Он Сам, Сын Божий, пришел не для того, чтобы служили Ему, но чтобы послужить людям, отдать Свою жизнь для «искупления многих».

Цена искупления

Искупление совершается в Иерусалиме, где Господь ценой собственной крови, пролитой на Кресте, «выкупает» человека из рабства греха и смерти, куда человек попал в результате грехопадения. «Не тленным серебром или золотом искуплены мы, … но драгоценною кровью Христа как непорочного и чистого агнца» (1 Петр:1:18-19), – говорит об этом апостол.

Если рассматривать термин «искупление» вне контекста библейского символизма, может возникнуть вопрос: кому же была заплачена эта цена Крови. Разъяснение мы находим в церковном наследии: в творениях святых отцов и в богослужебных текстах. Так святитель Григорий Богослов в «Слове на Пасху» говорит: «Кому принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! … А если Отцу, то, во-первых, не у Него мы были в плену, а во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Из этого видно, что приемлет Отец не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, … а большее да будет почтено молчанием» («Слово 45-е на Святую Пасху»). А в одной из молитв Литургии, о Христе говорится, что Он есть «приносящий и приносимый, и принимающий и раздаваемый». То есть Господь Сам приносит жертву, и Он же Сам Жертва, и Он же Жертву принимает, и Он же Ее раздает.

Наследники Воскресения

Жертва, которую раздает нам Христос, – это Он сам, приходящий к нам в таинстве Причащения на Литургии. И все, о чем мы читаем в Евангелии, все, о чем говорит церковное учение, в полноте выражено в Литургии, ибо она открывает нам Иисуса Христа, Господа, Который стоит в центре писания, о Котором учит Церковь, и Который является ее – Церкви – главой. И каждый раз во время совершения Великого входа Божественная литургия являет нам Иисуса Христа, который входит в Иерусалим, идя к страданиям и последующей за ними славе. Входит в земной Иерусалим, чтобы претерпеть страдания и смерть, чтобы затем победить смерть воскресением и взойти – вознестись в Иерусалим небесный. Именно такое символическое толкование Великого входа отражено в тех действиях, которые совершает священник, возвращаясь с амвона в алтарь, и в тех тропарях, которые при этом читает. В этих молитвословиях вспоминается снятие Тела Господа с Креста и положение Его во гробе – «источнике нашего воскресения». А поставленные на Престол Чаша и Дискос с вином и хлебом, которые затем станут истинным Телом и Кровью Христа, сейчас покрываются Возду́хом, что символизирует покрытие Тела Господа чистой Плащаницей.

Воскресший и вознесшийся во Славе Христос Бог открывает нам Себя и призывает всех войти в Его Царство, которое уже явлено на земле в Христовой Церкви и ее таинствах. В Крещении и Причащении нам таинственно даровано прикоснуться к страданиям Господа и к Его славе. О Крещении апостол Павел говорит так: «Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» Смысл этих слов становится яснее, если иметь в виду, что греческое слово «βαπτίζω» («баптизо»), которое на славянский и русский языки переводится как «креститься», по-гречески буквально означает погружение: «погружаясь в Иисуса Христа, мы погружаемся в Его смерть». Мы соединяемся с Христом умершим – и всегда живым, и значит, становимся причастными и Его Воскресению.

«Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8). Христос всегда воскресший! И приступая к чаше Евхаристии, мы приступаем ко Христу живому, Который две тысячи лет назад в преддверии ветхозаветной Пасхи шел с учениками в Иерусалим, чтобы там принести Себя в жертву, стать «искуплением для многих», стать для нас Пасхой Нового Завета.

(Проповеди иер. Михаила в епархиальном журнале «Вода живая»)