Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Слово настоятеля

Реки воды живой

По слову ученика, «которого любил Иисус», (Ин.13:23) – апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Христос пришел к нам «водою и кровью и Духом» (1Ин.5:6).

Крещением в Иордане и пролитием крови на Кресте явил Он Себя миру, а после Пятидесятницы Он открывается людям в Духе Святом. И сейчас, в нашу жизнь Христос приходит водою Крещения и Кровью причащения. И в Таинствах Церкви являет нам Христа Дух Святой, Господь животворящий.

Дух и вода

Вода как символ Святого Духа и Его действия является сквозной богословской темой четвертого евангелиста. Крещение в иорданских водах; претворение воды в вино; исцеление рядом с водами купальни; исцеление слепорожденного, связанное с Силоамским источником. Никодиму, ученому толкователю Закона, Христос говорит о таинственном рождении от воды и Духа; и еще более таинственные вещи о воде и Духе открывает совсем простой женщине, самарянке: беседуя с ней у колодца, Господь рассказывает о «воде живой», испив которой человек уже не будет жаждать вовек. И, наконец, о «реках воды живой» Господь говорит народу в иерусалимском храме на празднике.

Праздник Кущей, на котором Господь возвестил о Духе и призвал всех жаждущих духовной жизни прийти к Нему, был установлен еще при Моисее. Во время этого праздника в память о странствиях Израиля в пустыне люди жили в кущах – палатках, сделанных из ветвей. «Возьмите, – повелевал Закон, – ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных, и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев.: 23:40).

И вот, собираясь в Иерусалим на этот праздник, сродники Господа по плоти предлагают Иисусу прийти в столицу и прославиться там, совершив такие же чудеса, как в Галилее. Между тем, «братья Господни», по свидетельству Иоанна, «не веровали в Него»(Ин.:7:5): тогда, до Воскресения Иисуса из мертвых, они еще не могли осознать, что Тот, Кого они знали с детства, Кто рос на их глазах, и есть Сам Мессия.

Господь отвечает братьям, что Его время еще не пришло; оно, как мы знаем, придет тогда, когда Иисус вступит в Иерусалим как Христос и Царь, чтобы явить Свою славу в смерти и в победе над ней. Но на праздник Кущей Он все-таки идет – но, как сказано в Евангелии, «как бы тайно» (Ин.:7:10). Чтобы там, в последний день праздника, уже явно, уже для всех и на все времена, возвестить – и призвать: «кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Ин.:37:38).

Исполнение пророчеств

Сравнение потребности в духовной жизни с жаждой, а действия Святого Духа с истечением воды перекликалось с тем, что происходило в те дни в Иерусалиме: вода была задействована в обрядах праздника – ее приносили из Силоамского источника и торжественно возливали у жертвенника.

Вода есть сама жизнь, причем в жарком палестинском климате это перестает быть только метафорой. И вот Христос, Который пришел даровать нам жизнь вечную, говорит о живой воде. При этом Он ссылается на Писание. Не только Сам Господь, не только Его ученик Иоанн Богослов говорят о воде – и о схождении Духа, но и пророчества Ветхого Завета. Через пророка Исайю Бог обещает Своему народу: «я изолью воды на жаждущих и потоки на иссохшее; изолью Дух Мой на племя твое» (Ис.: 44:3). И через пророка Иоиля: «изолью Духа моего на всякую плоть» (Иоил.:2:28) (исполнением именно этого пророчества объясняет Петр события Пятидесятницы). А через пророка Захарию Бог открывает, что схождение Святого Духа связано с жертвенным подвигом Мессии: «Изолью Дух Мой благодати и умиления, и воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.: 12:10).
Но плач о Христе распятом претворяется в радость о Христе воскресшем: «В радости», – восклицает Исайя, – «будете почерпать воду из источников спасения» (Ис., 12:3). Источник спасения и есть Христос Бог, который один только и может утолить жажду полной духовной жизни.

Комментируя слова Господа о воде и Духе, Иоанн Богослов говорит, что в тот момент на учениках еще не было Духа Святого, «потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.:7:39).

Хотя Дух всегда действовал в мире и наставлял человека – ведь и пророчества изрекали «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр 1:21), – но сам человек с его искаженной грехом природой не мог стать причастным Божеству Духа. Когда же человеческая природа была освящена и прославлена Сыном Божьим, – а Вознесением была введена в духовное Небо, – тогда и открылась для людей поразительная возможность через Христа становиться «причастниками Божеского естества» (2 Петр: 1:4). Поэтому после Вознесения Христа на учеников сходит Святой Дух. И поэтому мы, принимая Таинство крещения и сочетая свою жизнь с вечным бытием Христа, тут же в Таинстве миропомазания получаем благодатный дар – «печать» Святого Духа.

В центре Откровения

Как человек вступает в Церковь через крещение – сочетание со Христом, и через миропомазание – приобщение Духу Святому, так и сама Церковь заключает в себе эти два аспекта – христологический и пневматологический.

Глава Церкви – Христос, и Церковь «есть Тело Его, полнота Наполняющего все» (Еф.: 1:23). Церковь есть Сам Христос, Который в Духе Святом и Сам наполняет всю Вселенную. Земная история Церкви началась в день схождения на учеников Святого Духа – в день Пятидесятницы. В евангельском чтении литургии этого дня и звучат слова Христовы о воде и Духе, произнесенные Господом на празднике Кущей.

В библейской науке ставился вопрос о пунктуации в тексте, передающем речь Господа о воде живой. В зависимости от постановки запятой, греческий текст дает два варианта понимания слов Господа: в первом случае реки воды живой текут из чрева – то есть из сердца – Самого Христа, а в другой (ее придерживаются Славянская Библия и Синодальный перевод) эти реки потекут из сердец верующих в Него. Но противоречия в этом нет, одно следует из другого: Христос – источник жизни и Духа, и верующий в Него сам становится источником света и богопознания для других людей. Поэтому в первый воскресный день после Пятидесятницы – память всех святых.

И говоря о святых, говоря о Церкви, говоря о пророчествах Ветхого и Таинствах Нового Завета, говоря о Духе Святом, мы тем самым свидетельствуем о Христе. Потому что Свет Христа сияет во святых, и Христос созидает Церковь. Потому что Дух Святой послан Отцом верующим во Христа. И потому что Христос находится в центре двух Заветов. Апостол Павел, вспоминая, как во время странствования в пустыне Моисей извел из камня воду, усматривал в этом эпизоде ветхозаветной истории прообраз Христа, дарующего нам благодать Святого Духа. Апостол пишет: «И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор.:9:10).

(Проповеди иер. Михаила в епархиальном журнале «Вода живая»)