Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Слово настоятеля

И Слово стало плотью

На исходе Страстной седмицы наступает Великая Суббота – день, в который снятое с Креста Тело Христа Спасителя покоилось во Гробе. На литургии этого дня священнослужители переоблачаются из темных в светлые одежды, и звучит Евангелие от Матфея, в котором уже говорится о воскресшем Господе. А в саму пасхальную ночь праздничное чтение, как это ни удивительно, говорит нам не о Воскресении.
В пасхальную ночь мы слышим пролог Евангелия от Иоанна Богослова – о начале начал.

Начало богословия

Конечно, не случайно Церковь избрала именно этот текст, именно это евангельское зачало для того, чтобы оно возвещалось на Пасху, в праздник праздников. Ведь именно в этих словах заключена вся суть православного учения о Боге – учения о Пресвятой Троице и учение о Христе, Боге и Человеке. И по всей вероятности, именно из-за пролога своего Евангелия, в котором сконцентрирована полнота знания Церкви о Боге, Иоанн и получил именование Богослов.

Богословие древней Церкви – это область вопросов о троичном Боге: учение о равенстве Отца и Сына, учение об их различии, а затем приложение найденных формул к Духу Святому. (Все другие вопросы относились к области икономии – учения о том, как Бог управляет Своим домом – мирозданием). Свое начало троическое богословие Церкви берет именно в прологе четвертого Евангелия. Именно у Иоанна мы читаем, что Слово было у Бога и что Оно тоже было Богом; из этих положений и был впоследствии выведен догмат о единой сущности Отца и Сына и Святого Духа и об их различии в Ипостасях.

Заключено в прологе четвертого Евангелия и христологическое учение Церкви (учение о том, как сочетаются Бог и Человек в единой Личности Христа): Слово не только «было Богом», но и «стало плотью» — то есть, Человеком. И святой Иоанн свидетельствует о Нем, чтобы мы веровали в Него и через эту веру имели жизнь вечную.

Смысл всех вещей

В прологе четвертого Евангелия наше внимание останавливается прежде всего на том имени, которым назван здесь Сын Божий: Слово, или Логос.

Святой Иоанн стал учеником Христовым, когда был еще совсем молодым человеком, а благовестие Христа записал, будучи уже старцем. Было это в малоазийском городе Эфесе – крупном центре эллинской культуры. Напомним, что именно в этом городе в свое время поселился Иоанн вместе с Девой Марией, порученной ему Христом на Голгофе, и там же в 431 году состоялся Третий Вселенский Собор, догматически подтвердивший термин «Богородица»; а за несколько веков до Иоанна там же жил греческий философ Гераклит, который и ввел в философию термин «логос», означавший общий закон гармонии мироздания. По Гераклиту, этот космический Логос обращается к людям, но люди не могут его расслышать и понять. Термином «логос» широко пользовались различные философские школы, в частности стоики: у них Логос есть смысл всего существующего, к которому направлены логосы – смыслы – всех вещей, то есть смысл существования каждой отдельной вещи сокрыт в едином мировом Логосе.

Между тем в совсем другой культуре, в культуре Ветхого Завета, тоже существовало понятие «слова» как обозначение действия Высшей силы: так, например, в книге псалмов мы читаем, что Словом Господним утверждены Небеса, что Бог посылает Слово Свое на землю, и что Слово будет судить людей, и что Слово избавляет человека от могилы. И вот в чем здесь главное отличие: если для греческого мира, не знавшего Единого Бога, Логос был безличным законом, то в Ветхом Завете, где «Высшая сила» есть Бог, Слово Господне обладает отчетливым личным началом.

И святой Иоанн, принадлежавший традиции Писания, но писавший на греческом языке, для эллинов, боговдохновенно избирает именно это слово –укорененное в Писании и одновременно угаданное проницательной интуицией античной философии.

То Слово, свидетельствует Иоанн, о котором таинственно возвещало Писание и о котором размышляли философы и есть Иисус Христос – Бог Слово, через Которого сотворил Отец мир, и Который пришел в мир, и Который стоит в центре мироздания, и о Котором апостол Павел напишет, что «все Им и для Него создано» (Кол.,1.16).

Начало всех начал

Евангельское учение о Логосе получило свое развитие у церковных писателей-апологетов, утверждавших истинность христианства перед лицом языческого мира. В их произведениях и начинало формироваться богословское учение Церкви. Самым известным из апологетов стал святой мученик Иустин Философ, который в молодости в поисках истины прошел через различные философские школы, а обрел эту истину, поверив Христу. При этом он до конца своей жизни продолжал носить плащ философа, и в историю тоже вошел с именем Философа – любителя «мудрости, сходящей свыше». О Логосе Христе, о Его близости к человеку, святой Иустин написал совершенно удивительные вещи: о том, что Логос находится даже среди тех, кто Его не знает. Так те философы, которые носили Логос в душе и жили согласно с Ним, по Иустину, «суть христиане, хотя и считались безбожниками». «Таковы, – пишет Иустин, – Сократ и Гераклит и им подобные» (1 Апология 46). И еще, говорит святой мученик, «все хорошее, что сказали люди, принадлежит нам, христианам» (2 Апология, 13), потому что все семена добра, любви и правды – от Христа Логоса, Который, по евангелисту Иоанну, есть Свет, Путь, Истина и Жизнь для всякого человека, грядущего в мир.
О присутствии Логоса в истории и человеческой жизни говорит и другой апологет, святитель Мелитон Сардийский. Слово Отца «с иными было убито, с иными оно было на чужбине, с иными спасалось бегством, с иными перепиливалось и с иными находилось на корабле…», пишет он, и далее поясняет, что имеет в виду: «Слово всегда сострадало человеку и было с праведными: с Авелем умерщвлялось, с Давидом спасалось бегством, с Авраамом странствовало, и Исайей перепиливалось, с Ноем было в потопе водном…»

Так Слово действовало еще в эпоху Ветхого Завета, а с Воплощением Оно пришло к нам и стало Плотью. Ветхий и Новый Завет объединяет одна надежда и одна вера, одно Слово Божие, один Господь Христос.
Пасхальное чтение открывается тем же словом, что и вся Библия: «в начале». Но если в книге Бытия речь идет о начале мироздания, то в четвертом Евангелии – о начале Спасения: это возвращение к отправной точке Священной истории, в котором Превечный Бог определяет Спасение человека еще прежде его сотворения. И это Спасение, которое есть будущее человека, Бог совершил две тысячи лет назад – Своим воплощением, Своей Смертью и Своим Воскресением. Аминь.

(Проповеди иер. Михаила в епархиальном журнале «Вода живая»)