Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Слово настоятеля

Рождество Богородицы

Бог не творил смерти, напротив, «Бог создал человека для нетления и создал его образом вечного бытия своего» (Прем. 2:23), через Богообщение человек призван был стать причастником той вечной жизни которой обладает Один Вечный Бог. Но совершив грех, человек отпал от источника жизни – Своего Бога и Творца, и как следствие – пришла в мир смерть и ее предвестники – болезни и страдания. Весь мир исказился грехопадением человека и оказался таким образом под клятвой – отделенным от Бога. «Проклята земля за тебя» — сказано было Адаму.

«Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» – говорит апостол (Рим. 5:12). Мы можем понимать эти слова как указание и на Адама и на его грех (такую возможность дает нам и греческий текст): все человечество было заключено в Адаме и от него рождается уже смертным, но и каждый наш грех – это уход от Бога, и это участие в грехе Адама. То есть мы также потеряли бы рай! И наше положение трагично еще и тем, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8.21).

И для того что бы спасти человека от вечной погибели – «упразднить клятву» и даровать нам «живот вечный» приходит к нам Господь. И у нас есть надежда — если до Воплощения благодать была для человека внешней, то «через воплощение Слова, – учит святитель Афанасий Великий, – благодать сообщается человечеству уже непреложно, делается неотъемлемой и постоянно пребывает у людей». Эту благодать дарует нам Господь Иисус Христос в Самом Себе – в Своей Церкви и Ее Таинствах. И как чада ветхого Адама мы приходим в мир уже склонными ко греху и смертными, то рождаясь от Господа в Таинстве Крещения и сочетаясь с Ним в молитве и других Таинствах Церкви мы становимся наследниками Его вечной жизни и

Его победы над грехом. И как через одного человека — Адама вошел в мир грех, так и «обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5.17).

И «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15.22).

Поэтому и называет апостол Павел Господа пришедшего «воссоздать» человека — «последним Адамом» (1Кор. 15:45), а Церковь называет Деву Марию “Новой Евой”, от Нее рождается Христос и от Нее начинается христианское поколение, «и как через деву род человеческий подвергся смерти, – говорит священомученик Ириней Лионский, – так через Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы».

И Дева Мария тоже была подвержена последствиям грехопадения – страданиям и смерти телесной, но в Ее жизни было нечто совсем особенное — Она возлюбила Бога такой совершенной любовью, что никогда не согрешала. Потому и избрал Ее в матери Единый Святой и Безгрешный.

О своем духовном опыте осмысления безгрешности Девы Марии, написал нам преподобный Силуан Афонский. Однажды, еще молодым послушником, подумал он: «Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью». «И дивно в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: “Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью», так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее. Но во время земной жизни и у Нее были некоторая неполнота и безгрешные ошибки несовершенства. Это видно из Евангелия, когда Она, возвращаясь из Иерусалима, не знала, где Ее Сын, и потом вместе с Иосифом три дня искала его”.

И когда мы исповедуем Пресвятую Богородицу – Приснодевой, это не только наша вера в чудесное Рождество Господа и знание «что Бог идеже хощет побеждается естества чин» — это еще и свидетельство особой чистоты, внутренней цельности, Девы Марии, свидетельство Ее святости, которая врачует утраченное Евой.

В девятнадцатом веке в Католической Церкви был окончательно сформулирован и принят догмат о «непорочном зачатии Девы Марии». Суть его в следующем – так как Библия свидетельствует о греховности всего человечества, то необходимо было и «сверхъестественное» Божественное действие в самом человеческом зачатии Марии. То есть Дева Мария действием Святого Духа изъята из всего человеческого рода.

Появление данного догмата и неприятие его Православной Церковью вызвано разным взглядом на проблему первородного греха. Святоотеческое богословие нашей Церкви видит в нем не только греховность и рождающееся от него чувство вины, а прежде всего смертность обусловленную нарушением Заповеди. И в этом плане Дева Мария была не свободна от всеобщего закона смерти.

Но в том и подвиг — что Ее любовь победила грех, и поэтому с самого зачатия Она исполнена Благодати — в Ней по слову святителя Григория Богослова «и душа и тело предочищены Духом» ведущем еще не содеянное человеком. «Сия преграждение вражды разрушивши мир введе и царство отверзе» и «Если стена, отделявшая вселенную от Бога, не устояла перед усердием одной души, — что может быть удивительнее этого?»- восклицает святой Николай Кавасила. (Слово на Рождество Богородицы.)

И в силу Своей любви и святости Дева Мария более чем кто-либо нуждается в Спасителе мира дарующего нам Воскресение!

Настоятель храма протоиерей Михаил

Вестник храма – сентябрь 2011 (скачать выпуск)