Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Проповеди

Информационный вестник храма за февраль 2011 г.

Сретение Господне

clip_image001Этот Праздник относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но особенно торжественно он стал совершаться в VI веке, после того как по молитвам в этот праздник в Византии закончились бедствия – землетрясения и болезни. С тех самых пор Сретение – один из главнейших праздников Церкви.

По прошествии сорока дней после Рождества Христова, Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом Обручником принесли Богомладенца из Вифлеема в Иерусалимский храм. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву.

Этот обычай восходит ко времени, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этим было потрясено каменное сердце фараона, и Израиль получил свободу. И в воспоминание об этом, и о том, что Бог помиловал первенцев Израиля, перворожденный младенец мужского пола в каждой семье должен был быть принесен в Храм для посвящения Богу. Чтобы исполнить этот закон Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Когда они вошли в храм, их встретили Симеон Богоприимец и Анна пророчица. Не случайно именно эти два человека встречают младенца Христа. Можно вспомнить, что имя праведной Анны совпадает с именем другой Анны — из Ветхозаветной истории, которая стала матерью пророка Самуила, помазавшего Давида на царство. Именно из рода царя Давида должен был придти Христос, и так Ветхий Завет находит свое исполнение в Завете Новом, который приходит установить Христос Бог.

Симеон Богоприимец был, по преданию, одним из тех книжников, которые за три века до Рождества Христова в Александрии переводили библейские книги с еврейского языка на греческий. Когда он трудился над переводом книги Исаии, его смутило одно из пророчеств о том, что Мессия родится от Девы, а не от женщины: "Вот, Дева во чреве приимет", — он не знал, как его перевести, ведь в еврейском тексте стояло слово "альма", которое означает как девицу, так и молодую женщин. И вот, праведному Симеону, явился Ангел и повелел чтобы он перевел "от Девы", и что, коль скоро он в этом усомнился, то доживет до того самого момента, когда это пророчество сбудется. Добавим также еще одно соображение, если бы Рождество было «от женщины», а не «от Девы», то в чем бы тогда было «знамение» — т.е. чудо, о котором говорит пророк. И когда, по прошествии стольких лет, Симеон принял на руки Богомладенца и узнал в Нем Христа, он произнес свои знаменитые слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром".

И еще одно можно отметить в этом празднике, то что, может быть, сразу не заметно. На Вечерне этого дня, в чтениях из Ветхого Завета, звучит отрывок из книги

Исайи, где пророк описывает видение Серафимов, один из которых взял горящий угль и вложил ему в уста и тем самым его очистил. Что это означает и, как это связано с праздником?

Ответ можно найти в песнопениях праздничного богослужения. Ведь там Богородица называется "таинственными клещами", то есть Она Сама прообразует Собой те клещи, которыми берется угль. Потому что человеческое естество просто не может вместить в себя Божество. И для того, чтобы Бог мог стать человеком – приобщиться нашей природе, нужна была Богородица, Которая и стала теми «клещами», которыми можно было взять раскаленный угль. Горящий угль — это и огонь, и это сам угль и поэтому это образ соединения двух естеств во Христе. Огонь — это Божество, а угль — это человеческая природа, в которую Божество Воплотилось. И все это произошло для того, чтобы очистить человеческий род. И, конечно же, образ «горящего угля» о котором писал Исайя, для нас раскрывает Евхаристия. И содержание праздника дает понимание того, что Евхаристия – это «угль горящий», это огонь, который либо уничтожает наши грехи, если мы приступаем к Таинству с покаянием, либо опаляет нас самих, если мы поступаем не так, как должно.

Само название праздника Сретение означает Встреча. Мир Ветхого Завета встречает Христа Спасителя. И все мы тоже, призваны встретить Господа – и в своей жизни, и в Церкви, и в Таинствах. И образ «горящего угля» который был виден пророком Исаией, говорит нам о том что Христос Бог приходит очистить и освятить нашу жизнь и каждая Божественная Литургия свидетельствует об этом.

Тропарь Сретения Господня

Тропарь. Глас 4. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

С полным текстом Вестника можно ознакомиться по этой ссылке.

См. также:

Информационный Вестник храма за март 2011 г.

Информационный Вестник храма за январь 2010 г.