Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Проповеди

Церковь новомучеников

Церковь новомучениковСие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. (Ин.15:17-16:3)

Синодальный перевод

 

Почему мир так ненавидит Церковь? Почему в самых разных местах, в самые разные исторические эпохи – в Римской империи и в Советском Союзе, убивали за веру? Почему и в СССР, и современной России так много клеветы на Церковь? Ответ дал Сам Господь сказав ученикам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел». Ненависть к Церкви это и есть плохо замаскированная ненависть к Богу. Так и говорит Господь ученикам: «Отвергающий вас Меня отвергается, а отвергающий Меня, отвергается пославшего Меня Отца».  И если мы посмотрим на церковную историю, то увидим, что в прошлом христиан обвиняли в самых невероятных вещах: в безбожии, в массовом распутстве, в чудовищных преступлениях – в поедании младенцев. Не мало обвинений, именно не реальных, а придуманных, слышим мы и сегодня.

Конечно, перед Богом мы все грешники и святость Церкви обусловлена не праведностью христиан, а святостью Самого Христа – Главы Церкви.

А что было со святыми мы знаем и знаем что было с Церковью в России в XXвеке….

Зимой 1918 года из Киева в Москву, где проходил Великий Поместный Собор, пришло трагическое известие: бандой революционеров был убит митрополит Владимир. Собор постановил  сделать день его гибели днем особого моления обо всех гонимых безбожной властью. Прошло почти сто лет, и теперь  мы уже не просто вспоминаем тех, кто погиб за Христа в ХХ веке в России, но сами приносим им молитву как прославленным святым. Мы знаем, что мученикам, до конца последовавшим за Христом, дан особый дар, особая благодать молиться Богу за нас. Воплощенный Божий Сын Иисус Христос был гоним в этом мире: все силы зла, тьмы и греха ополчились на Него и привели Его на Голгофу – на Крест. Но то, что было видимым торжеством зла, на самом деле послужило к победе над злом. Потому что, умерев на Кресте как человек, Иисус Христос как Бог воскрес – победил смерть. На том кресте, который носит на себе священник, есть надпись: греческое слово «Ника», то есть «победа». И святые мученики участвуют в этой победе над тьмой и смертью. В  греческом языке слово мартириос, которое мы переводим как «мученик», буквально значит «свидетель», и в церковном сознании означает человека, который свидетельствует о своей вере во Христа  вопреки страданиям и вопреки смерти. Свидетельствует, что ни страдания, ни сама смерть не могут нас отлучить от любви Христовой.

Как мир греха гнал самого Сына Божьего, так преследовал он и Его Церковь. Так было в первые века по Рождестве Христовом, когда убивали за одно имя христианина, так было и в нашей стране в уже прошедшем ХХ веке. Тысячи людей, которые не захотели отречься от Христа, были сосланы в лагеря, заключены в тюрьмы, замучены и расстреляны. Их, в отличие от тех, кто пострадал за веру в первые века христианства, мы называем новыми мучениками – новомучениками.

Большевики были уверенны, что они разрушат Церковь, лишив ее материальной базы. Они отбирали и разоряли храмы и монастыри, уничтожая тысячелетнее культурное наследие России. Церковные школы и больницы, закрытые ими, прекращали свое существование. Священников убивали за проповедь, за совершение молебнов или крестных ходов, за колокольный звон. Кроме того, они были объявлены «лишенцами» – в период так называемого «военного коммунизма» их лишили продовольственных карточек и тем самым обрекли на голодную смерть. Всю  злобу и ненависть, обрушившуюся на Церковь, нельзя объяснить только идеологически и рационально. Зато можно указать на того, кто за этими делами стоит – Божьего противника, которого Господь назвал «человекоубийцей от начала» и «отцом лжи».

Господь обещал нам, что «врата ада не одолеют Церковь», мы видим, что вся злоба мира бессильна против нее. И что те, кого в нашей стране в ХХ веке объявили лишними, кого выбросили из жизни и вычеркнули из истории, теперь являются для нас оправданием существования мира и человека. И говоря, что наша Церковь есть Церковь новомучеников, мы подтверждаем слова апостола Павла о том, что Церковь «свята и непорочна». Церковь омыта от грехов кровью Христа Спасителя и кровью святых мучеников – как первых веков, так и совсем недавнего времени. По Божьей любви и мы, люди духовно немощные, составляем вместе с ними единую Христову Церковь. И не смотря на всю злобу, лежащего во зле мира Господь одобряет нас: «Если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».

Аминь.

Протоиерей Михаил БРАВЕРМАН, настоятель храма свв. равноапостольных Константина и Елены в Санкт-Петербурге.