Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Проповеди

Покров Пресвятой Богородицы и Акафист

Покров Пресвятой Богородицы и Акафист

Днесь благовернии людие
светло празднуем,
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,
и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:
покрый нас честным Твоим Покровом
и избави нас от всякаго зла,
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,
спасти души наша.

(тропарь праздника Покрова Пресвятой Богородицы)

В середине XII века усердием князя Андрея Боголюбского был построен, быть может, самый «классический» русский храм – церковь Покрова на Нерли. Праздник, в честь которого храм был освящен,  был введен этим же человеком. Благоверный князь очень хотел, чтобы наша земля вошла в число тех стран, где по-особому любят и чтят Пресвятую Богородицу. Уделом Божьей Матери на земле считаются Иверия – Грузия, святая гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевская обитель. О событии, которое лежит в основании праздника Покрова Божией Матери можно узнать из жития небесного покровителя Андрея Боголюбского – Андрея Блаженного.

Дело было в X веке, в Константинополе, во Влахернском храме, среди множества людей сошедшихся туда на Всенощное бдение, было два человека, один в разодранных одеждах – Андрей, Христа ради юродивый, а другой – знатный юноша Евтропий, по мнению некоторых, будущий патриарх царственного града. В какой-то момент блаженный спросил своего ученика: «Видишь ли Госпожу и Владычицу мира?» «Вижу и ужасаюсь, отец мой духовный» — отвечал  Евтропий. Двум этим людям приоткрылась духовная реальность:  вместе с теми, кто молился, была и Пречистая Богородица, Она явилась в храм в сопровождении  святых,  среди которых были Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов.  Закончив молитву Дева Мария сняла со Своей Главы Мофорий – покрывало  и распростерла его над всеми собравшимися в храме и, конечно, это стало знаком того, что Ее молитвенный покров распространяется на каждого человека приходящего в храм и молящегося Ее Сыну, Ее и нашему Богу.

Влахернский храм, где произошли события, впоследствии послужившие установлению на Руси праздника Покрова,  был тесно связан с почитанием Пресвятой Богородицы. Он начал строится при благоверной августе Пульхерии. Она также построила  церковь в Халкопратии, где был положен пояс Пресвятой Богородицы, теперь он хранится на Афоне в Ватопедском монастыре и недавно, в 2011 году, для поклонения, его доставили в Россию.  А во Влахернском храме находилаПокров Пресвятой Богородицы и Акафистсь Риза Богородицы и Ее чтимый образ – Влахернская икона, которая при патриархе Никоне была принесена в Москву. С этой иконой и Ризой связанны несколько чудесных избавлений Константинополя от рук врагов, после одного из них, произошедшего в 626 году,  появился самый первый акафист Богородице  – «неседальное» пение, по образцу которого впоследствии были сложены все остальные акафисты. В древности этот акафист возносился от лица города, потом  словосочетание «град Твой» было изменено на «раби Твоии», а   строка  «Радуйся поклонение огню угасившая» указывала на осаждавших город персов, которые были заострийцами.

Здесь же, во Влахернском храме во второй половине XI века, согласно Киево-Печерскому, патерику Богородица явилась нескольким грекам-зодчим, вручила им Свой образ  и повелела  идти в Киев и там построить  церковь во имя Ее. И до ныне та Святая икона находится в Лавре, где почивают и мощи святых строителей, которым Дева Мария пообещала, что придет увидеть сПокров Пресвятой Богородицы и Акафистозданную по Ее повелению церковь и что даже жить будет в ней.

«Взбранной Воеводе  Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!»

Молитва Божией Матери перед иконой Ее «Покров Пресвятой  Богородицы»

Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Аминь.

Роман Сладкопевец и кондак

Бог не пребывает в том или ином месте. Но Бог, невместимый в целой Вселенной, может обитать в сердце человека Своей благодатью. И особый знак присутствия Бога среди нас и в нашей жизни – это храм. И понятие храма тесно связно с почитанием Пресвятой Богородицы, ведь это Она стала одушевленным храмом для ставшего человеком Бога. И когда-то в Константинополе было около пятисот храмов и двести из них были посвящены Божией Матери.

Самыми важнейшими Богородичными храмами были: церковь во Влахерне, с которой для нас связан  праздник Покрова, храм  Зоодохос Пиги –  Живоносный источник, воспоминание его освящения совершается в пятницу Светлой седмицы, храм Одигитрии, где хранилась икона написанная по преданию евангелистом Лукой,  храм Халпократия (название происходит от находившегося рядом медного рынка) и храм Кириотисса, при котором жил великий творец церковных песнопений – преподобный  Роман Сладкопевец.

Память этого гимнографа приходится на день Покрова. И на иконе этого праздника обычно изображается преподобный Роман, хотя он жил в V веке, а событие, связанное с праздником Покрова приходится на X век. Но именно от Девы Марии святой Роман, покровитель всех служащих Богу певческим талантом, получил поэтический дар  прославлять Бога. Житие Романа родившегося в Сирии, слуПокров Пресвятой Богородицы и Акафистжившего диаконом в Бейруте, а затем оказавшегося в столице, говорит о том что он претерпевал насмешки из-за отсутствия музыкальных данных, но Дева Мария, желая прославить праведника, даровала ему и голос, и поэтический дар соответствующий его невидимым  добродетелям. После очередной нанесенной Роману обиды Она явилась ему и вручила свиток и повелела его съесть (прямо как в Ветхом Завете пророку Иезекиилю дана была премудрость через вкушение к записанному на свитке слову Божьему).  С тех пор Роман прославил Господа  и Богородицу, создав около 1 000 песнопений. Многие из них не сохранились до нашего времени, но тот самый первый кондак, который  Роман исполнил в храме Святой Софии, сразу же, после чудесного явления Пресвятой и теперь слышит каждый человек приходящий в храм в дни Христова Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

А само слово «кондак» обозначающее вид церковного песнопения тоже восходит к посещению романа Девой Марии. Кондакион – по-гречески это тот самый свиток с текстом который Дева Мария вручила Романа и с которым он изображается на иконе Покрова Божией Матери.

И теперь кондаком называется общее песнопение в честь Спасителя, Богородицы, святых или праздника, исторически или богословски обогащающее тропарь. В праздник Покрова за богослужением возглашается следующий кондак: «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

Протоиерей Михаил Браверман