Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Проповеди

Казанская икона Пресвятой Богородицы и семь отроков Эфесских

Казанская икона Пресвятой Богородицы и семь отроков Эфесских

Прославлять Богородицу и святых – это, прежде всего, прославлять Христа Спасителя. Любовь и святость Девы Марии послужила Воплощению Сына Божьего, и в святых просиял Своей благодатью Сам Христос. И каждая икона Богородицы или святых открывает нам Бога обитающего с человеком. На иконах Девы Марии Она чаще всего изображается с Богом, родившемся от Нее человеком.
Быть может самая чтимая в России богородичная икона — Казанская. С этой иконой связанно множество исторических событий: освоение российском государством новых земель, ополчение князя Дмитрия Пожарского и освобождение Москвы от поляков, Полтавская битва и Бородино. В честь этого образа было построено множество храмов и среди них самые известные: Казанский собор на Красной площади и Казанский собор в Санкт-Петебрурге. Но видимо не сколько память о славных страницах истории, живущая в народной памяти, привела к такому прославлению Казанской иконы, а то, что икона эта по особому красива и выразительна! Взор Богомладенеца обращен к нам и Он нас благославляет! Лик же Девы Марии склонен к Ее Сыну. Конечно, это соответствует молитвенной жизни Церкви: Господь смотрит на нашу жизнь и за нас ходатайствует Его Пречистая Матерь – Дева Мария Богородица.
К Ней обращаемся мы в молитве: «Заступница усердная, Мати Господа Вышнего! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим…» (тропарь). 4 ноября в день особого прославления Богородицы и Ее Казанского образа Церковь вспоминает семь эфесских отроков: Максимилиана, Мартиниана, Иамвлеха, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна.
Даже среди множества чудес, которыми изобилуют жития древних святых, история этих юношей, живших в середине третьего века в Римской империи, на территории нынешней Турции, совершенно уникальна.
Семеро друзей были христианами. И когда началось очередное гонение на Церковь, они, чтобы подготовить себя к предстоящему подвигу мученичества, уединились в пещере. Узнав об этом, император Декий приказал просто завалить вход в пещеру камнями.
Казанская икона Пресвятой Богородицы и семь отроков ЭфесскихПрошло почти два века – сто семьдесят лет. За это время Римская империя из языческой, преобразилась в христианскую. Однажды вход в пещеру был случайно открыт, и тогда оказалось, что семь юношей не умерли, но спали, и теперь пробудились от векового сна. И как когда-то, во время земной жизни Христа Спасителя, воскрешенный Им Лазарь стал живым свидетельством будущего воскрешения из мертвых, так и семь отроков вошли в город «во уверение в воскресение всех человеков», как говорит церковное песнопение. Через несколько дней отроки уснули уже вечным сном.
В церковной традиции смерть называется «успением» – сном, а умершие именуются «усопшими» – то есть уснувшими. «Смерть, – говорил святой Иоанн Златоуст, – не более, чем сон». И как сон должен закончиться пробуждением, так и смерть должна окончиться воскресением. Это основополагающее утверждение нашей веры: мы, как утверждается в «Символе веры» «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». И воскресение людей, и жизнь «будущего века» наступят со Вторым Христовым Пришествием.
Вся наша история, история современного мира тянется между двумя точками: Рождеством Христовым и его Вторым Пришествием. И та короткая земная жизнь, которая отведена на земле каждому человеку, и есть то самое время, когда человек может определиться в своем отношении к Богу и стать сыном или дочерью небесного Бога Отца. Очень часто люди думают, что понятие «вечной жизни» имеет отношение только к существованию души за гранью смерти. Но если человек на земле никогда не вспоминал о небесном, если человек никогда не искал Бога в этой жизни, как и где он найдет Его после своей смерти? И вечная жизнь, о которой говорит Церковь, это та жизнь, которая начинается уже здесь на земле, когда человек действительно ищет Бога и доверяет Ему всю свою жизнь. О таком человеке Господь говорит в Евангелии: «Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24) И смерть – еще прежде смерти физической – это забвение Бога, а жизнь – это память о Боге и исполнение Его заповедей.
И каждый раз, когда мы прославляем кого-либо из святых и приносим им молитву, мы свидетельствуем о том, что эти люди живы для Бога, живы для Церкви и живы для нас. А о Богородице знаем, что Она уже перешла к полноте вечной жизни, уже совоскресла Христу Богу!

Великое веры чудо, в пещере яко в чертоге царском, святые семь отроков, пребыша, и умроша без тления, и по мнозех временных воссташа яко от сна, во уверение воскресения всех человеков: тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. (Тропарь святым семи
отрокам, иже во Ефесе)

протоиерей Михаил Браверман