Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Христианская экология

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

В современной литературе по социальной экологии можно встретить несколько подходов к построению исторической периодизации процесса изменения взаимоотношений между природой и обществом. Пользуясь подходом, предложенным профессором Б.Б. Прохоровым, в соответствии с которым взаимодействие человека с природной средой рассматривается через призму хозяйственной деятельности , выделим два основных периода: присваивающего и производящего хозяйства. Последний в свою очередь можно разделить на ряд эпох или этапов, иллюстрирующих варианты становления и развития этих отношений.

Социальная экология выделяет четыре  этапа становления отношений между природой и обществом:

— охотничье-собирательской культуры,

— аграрной культуры,

— индустриального общества,

— постиндустриального общества.

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

За основу развития различных хозяйственно-культурных типов человеческого общества может быть принят религиозный фактор. Мы исходим из того, что не бытие формирует сознание, а духовная жизнь – бытие. Через элементы окружающей природы человек выражал свое отношение к божественному миру и пытался строить связи с миром духовным. На протяжении истории человечества менялись религиозные взгляды, выражаясь в различных вариантах хозяйственной деятельности и в отношении к окружающей среде. Временная цепочка развития была дискретной и континуальной одновременно. Непрерывность можно проследить в смене этапов взаимоотношений между природой и обществом. Дискретность (прерывистость) видна в исчезнувших цивилизациях и существовании тупиковых.

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ НАРОДЫ

Палеолит, неолит – это эпохи существования человека, временные границы которых очерчены многими учеными из соображений специфики трудовой деятельности.

Палеолит

Великое оледенение плейстоцена явилось геофизическим процессом огромного масштаба. Ледники имели большое рельефообразующее значение. Известно девять глобальных оледенений и столько же потеплений. Четвертичный период характеризуется разнообразием растительного и животного мира. Наиболее интересна мегафауна: мамонты, шерстистые носороги, пещерные львы, бизоны, яки, гигантские олени, медведи, гепарды… В позднем плейстоцене ее большая часть вымерла. При последнем Вюрмском оледенении неоднократно происходило разрастание и сокращение ледниковых покровов. На поверхности суши возник пояс вечной мерзлоты. Наступило мощное оледенение океана. На суше широколиственные леса сменялись хвойными. Произошло смешение фауны: холодолюбивая растительность и животные проникали далеко на юг. На огромных пространствах установилось господство холодного и сухого климата. Сильное понижение уровня моря стало причиной осушения обширных районов нынешнего шельфа. По этим мостам, что соединяли между собой материки, вслед за стадами животных кочевали древние охотники, заселяя новые земли.

Палеолит – время охоты и собирательства, кочевого или полукочевого образа жизни. Около 10-15 тыс. лет назад человечество расселилось по всему ареалу современного обитания. Общая численность населения Земли назад достигла 3-5 млн. человек. Древний человек решал множество задач, которые можно отнести к экологическим: выбор комфортного для жизни жилья, защита от зверей, природных катаклизмов, добывание пищи и т.д. Основу существования человеческого общества на всем протя­жении палеолита составляла охота на крупных животных (медведя, копытных, хоботных), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи сопро­вождавшаяся собирательством (насекомых, моллюсков, растительной пищи). Охотничье хозяйство складывалось из двух форм охоты — скрадывания (отбивания от стада) и загона, при котором добыча значительно превышала возможности потребления. Древнейшие люди практиковали выжигание травы для загона животных, что было причиной периодических пожаров, которые охватывали огромные площади лесов и степей. Экологический эффект этих пожаров приводил к смене растительности; в результате на обширных территориях влажные леса уступили место кустарникам и открытым саваннам, изменились состав и структура почвы, а также климат.

К концу палеолита в связи с отступлением ледника человечество столкнулось с частичным исчезновением тех видов жи­вотных, которые служили ему пищей. Современные палеоботанические материалы говорят о том, что катастрофические наводнения были возможны в отдельных регионах, поэтому правильнее гово­рить о причастности человека к их исчезновению.

Время возникновения древнейших памятников верхнего палеолита в Европе приходится на средневюрмское потепление. Почему же культы древнего палеолита нельзя называть магическими? Ученые конца XIX начала XX веков, вслед за Гегелем принимая за основу схему исторического развития религиозности от магии к науке, полагали, что человек сам придумал себе религию: от анемизма через многобожие, обожествляя природные объекты и стихии, к предельному обобщению политеизма — единобожию. В XX веке появилась наука о доисторическом человеке — палеоантропология. Оказалось, что на Земле не только не было народа дорелигиозного, но не существовало и народа, не знающего об «Отце всяческих». Новые данные заставили серьезных исследователей отказаться от схемы «магия — религия — наука».

Люди палеолита создавали совершенные произведения искусства. Некоторые исследователи сравнивают живопись палеолита с импрессионизмом и экспрессионизмом.

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

Проф А.Б. Зубов в своей книге «История  религий» рассказывая о культах палеолита, приходит к выводу, что изображения животных свидетельствуют против объяснения палеолитического искусства как «охотничьей магии». Палеолитическое искусство все проникнуто религиозно-природным содержанием. Крупные копытные животные становятся почти универсальным образом Небесного Бога. Они — носители мужского «семейного» начала — дают жизнь, которую принимает и вынашивает в своей утробе «Мать-Земля».

Изображаемые и реальные животные использовались, как символы религиозных упований человека. Природа была для человека и мостом к Творцу, и средством Его прославления. Культы палеолита являются предпосылкой перехода к оседлому образу жизни.

Неолит

Изменения климата и колебания уровня моря в ослабленной форме происходили и в течение всего голоценового, времени. Наибольшее потепление климата в Европе имело место около 5-6 тыс. лет назад (так называемый послеледниковый климатический оптимум), после чего произошло некоторое похолодание. В течение этого времени происходили мощные тектонические движения земной коры, особенно сильно проявившиеся в поясе альпийской складчатости Евразии, по периферии Тихого океана и в горных системах Центральной Азии и юга Азиатской части России.

В раннем голоцене  в жизни древнего человечества происходят изменения, без которых нынешняя цивилизация оказалась бы невозможной. Бродячий охотник и собиратель превращается в оседлого земледельца и в пастуха-скотовода. Этот глубинный сдвиг в образе жизни человека именуют «неолитической революцией».

Неолитвремя освоения производства продуктов питания, перехода к земледелию и оседлому образу жизни. Некоторые из основанных в X тысячелетии до Р.Х. поселений и поныне являются обитаемыми, например: прииорданский Иерихон или североаравийская Бейда.

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

Аграрная культура охватывает эпоху с момента появления сельского хозяйства (ок. 8 тыс. лет до Р.Х.) вплоть до возникновения полноценного промышленного производства (середина XVIII в. от Р.Х.).

Человек начинает создавать в некоторых районах мира (Палестина, Верхняя Месопотамия, Дунайская равнина) оседлые поселения; начинается одомашнивание растений и употребляемых в пищу животных. Причину подобной смены (когда основой материального производства стало земледелие) можно объяснить тем, что кочевой образ жизни, сталкивается с религиозными ценностями человека. Если еще в палеолите зубр и мамонт были воплощенными символами небесной, божественной реальности, то колос, зерно — реальности земной, родовой. Собирая дикорастущие злаки и выпекая хлебы, наши древние предки соединяли себя с «родом отцов своих» через стихию все возрождающей земли. Выпечка хлеба имела место в Юго-Восточной Европе и на Переднем Востоке уже в VII тысячелетии до Р.Х. Зерно и выпечной хлеб стали частью обыденной жизни позже, чем элементами священнодействия. Не исключено, что первоначально ритуальной пищей на Ближнем Востоке был отвар из муки, сохранившийся в качестве священной снеди в мистериях Греции, связанных непосредственно с Персефоной и ее матерью Деметрой (то есть с зерном и Матерью-Землей). Опресноки — бездрожжевой хлеб – это дальнейшее развитие ритуальной пищи. Они возникают от непосредственного соприкосновения с огнем смеси муки с водой. Огонь — переносчик жертвы, соединяет с небом победившее смерть зерно, ставшее при этом хлебами. Знание, полученное при символическом использовании семян растений, дало толчок их одомашниванию и широкому использованию. Одомашнивание животных можно объяснить этими же причинами. Возможно, что первоначально для жертвоприношений использовали диких животных и постепенно научились приручать.

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

Оседлая жизнь послужила причиной повсеместных изменений типов ландшафтов. В аграрной культуре ряд исследователей выделяет этап «многовариантной эволюции локальных аграрных обществ», которая зависела от сочетаний внешних – географических и внутренних – религиозных условий.

Подсечно-огневое земледелие, распространенное в лесных и лесостепных зонах, сокращало площади естественных экосистем, приводило к развитию эрозионных процессов, заболачиванию или опустыниванию земель. Распашка земель приводила к разрушению местообитаний многих животных. Спускаясь в поймы рек, постепенно человек сформировал иной тип земледелия – приречный.

Экономика аридных зон – великих речных цивилизаций шумеров, египтян, древних цивилизаций Индии базировалась на создании ирригационных систем. Однако в муссонной Азии не было подобной зависимости от мелиорации, что позволило сохранить цивилизационную устойчивость. Основное отличие цивилизации древнего Китая от великих речных цивилизаций востока в мирной культурно-экономической экспансии, отражающей особенности китайского религиозного сознания – натурфилософии (философии природы).

Большие камни мегалита

Следует особо выделить мегалитическую культуру жителей холодных прибрежий Британских островов, Скандинавии, Бретани, Иберийского полуострова,  как пример дискретности, о которой говорилось выше. Мегалиты — «большие камни» — это не новая технология изготовления орудий и не новые формы хозяйственной деятельности, но совокупность характерных памятников.

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

В 1963 году знаток мегалитов Глин Даниэл высказал мнение, что мегалитическая культура не пришла из Средиземноморья, а возникла самостоятельно. Это подтвердил и радиокарбонный анализ. Кто же были их создатели и в чем были причины их трудов?

Природные условия главных мегалитических районов Западной Европы были суровы, а трудоемкость производства пищи — высокой. Характер почв свидетельствует о невысоком плодородии приморских долин. Нехватку хлеба отчасти компенсировала рыбная ловля и охота, но суровые природные условия заставляли этих людей жить в постоянном напряжении сил.  Они мало преобразовывали естественные ландшафты, их главные цели находились вне рамок земного бытия. Дольмены, а также менгиры — специально врытые в землю, вертикально стоящие камни напоминают о том, что смыслы человеческой деятельности далеко не всегда совпадали с нынешними. Менгиры символизировали неразрушимые тела умерших; дольмены, гробницы, курганы — их обиталища до момента окончательной победы над смертью. Эти рукотворные каменные склепы наследовали естественным пещерам палеолита, которые имели такое же символическое значение. Стоунхендж и Ньюгрэндж имели такое значение для сотен английских или ирландских соседских общин, что они добровольно участвовали в их строительстве в ущерб бытовому благополучию.

Возникнув на западе Европы, убеждения, связанные с резким возрастанием трудоемкости религиозных, заупокойных ритуалов, распространились на очень большой территории. Процесс этот сравним с движением идей всемирных религий. «Из поздненеолитических обществ, из мегалитической религиозности шли два пути – в государственность теистического типа и к стагнировавшему, остановившемуся в развитии обществу, отказавшемуся от служения Богу и успокоившемуся в мире духов».1

Неписьменные народы

Неисторические народы, живущие вне письменности, государственности и сложной хозяйственной деятельности обитают по всей земле. Суровый или мягкий климат не может служить объяснением отсталости их хозяйственной жизни. Рождение, смерть, пища и земля всегда рядом с человеком, но и они оказались на периферии религиозных интересов современного дикаря. В отличие от своих далеких предков — людей доистории, современные неписьменные народы уделяют Матери-Земле лишь немногим больше внимания, чем своему Небесному Отцу.

Древние обряды почитания зверей (например, медведя у тунгусских народов) восходят к палеолитическим культам. Однако современному дикарю важнейшей представляется идея о возможности обмена душами между зверем и человеком. Смысл жертвы понимается плохо, а вот родство со зверем утверждается решительно. Тунгусский культ медведя своими чертами похож на почитание «предков-создателей» у австралийцев, тотемные обычаи североамериканских индейцев. В Индии верят, что колдуны диких племен запросто могут принимать облик тигров. В Южной Америке та же слава окружает ягуара, в Африке — львов, гиен, леопардов. Во всех этих традициях между животным и человеком стерта непреодолимая грань. Современный дикарь уничтожил свое принципиальное отличие от творения и потому слился с ним в тотемизме и оборотничестве. Он сохранил присущую всему живому душу — аниму, но забыл о духе Божием, пребывающем в нем. Однако, разорвав связь с Богом Вседержителем, он связал себя с миром духов.

Любой народ, переставший жаждать вечности, соединяет себя только с интересами и задачами окружающего мира. В результате «слома вертикали» религиозного пути человек утрачивает обязательства перед Богом и перестает совершенствоваться в стремлении стать достойным своего Творца но, напротив, приспосабливает мир к себе. Убежденные атеисты ищут устроения своей жизни только в использовании научных методов и знаний. Убежденные оккультисты пытаются достичь благополучия путем договора с потусторонними силами. В качестве примера можно привести современную жизнь австралийских аборигенов. Организация жизни (пусть и в мире духов) достигает у них очень высокого уровня. Духи являются не только «частью ландшафта», но и создателями, отцами и конечной эсхатологической целью существования аборигена. Это – предельная из существующих форма демонизма.

В истории по тем или иным причинам типично демонистические сообщества переходили к теистической религиозности, и сразу же возникла государственность, письменность, цивилизация. Германцы в VIII-IX веках, русские и поляки в X веке продемонстрировали эту закономерность, приняв христианскую веру. Но и арабы мусульмане за считанные десятилетия создали культуру, о которой и не помышляли их предки, кланявшиеся камням и звездам небесным. Обитатели Цейлона и Явы, Камбоджи, Японии и Кореи свидетельствуют о подобном влиянии индуинизации и буддизации.

ДРЕВНИЕ НЕХРИСТИАНСКИЕ НАРОДЫ

 

Становление государств и изменение экологической ситуации

Начало следующего этапа совпадает с началом эпохи «осевого времени» (800—200 г. до Р.Х.), которое, по мнению немецкого философа К. Ясперса, включает то, что «в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твердые изначальные устои жизни начинают колебаться. Напряжение растет и становится основой бурного, стремительного движения». Современные историки определяют это время, как возвращение к монотеизму, начало поисков живого Бога.

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

В это время формируются три основных геоисторических региона со своим отношением к окружающему миру – Средиземноморско-Европейская область, Бассейн Индийского океана и Тихоокеанская зона Азии. В начале 7-го тысячелетия до Р. Х. был сооружен первый из известных городов — Иерихон. Начиная с середины 4-го тысячелетия по Р.Х. в районах, наиболее благоприятных для развития древнейших цивилизаций: на Ближнем Востоке, в Междуречье и в долине Нила, Ганга и Инда, в бассейн Желтой реки (Хуанхэ) и позже — в Центральной Америке (цивилизация индейцев-Майя) стали появляться государства. Образование городов вело к концентрации населения, организации систем снабжения и коммуникаций. Городская среда существенным образом изменяла окружающую природу. Среди основных изменений можно назвать: окультуривание ландшафта, накопление отходов производства и загрязнение природных сред, сведение и изменение типов растительности на больших территориях — рубку леса, выпас скота, истощительное земледелие.

Древний Египет

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до Р.Х. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось рабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

Особенностью водного режима Нила, определяющего его огромное значение для хозяйства, являются периодические и регулярные разливы. Поэтому основу ландшафтов долины Нила составили агроценозы. Наивысший уровень воды в Ниле осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой почве осаждается ил, приносимый рекой с ее верховьев; такая почва легко поддается обработке и отличается плодородием.

В V тысячелетии до Р.Х. египтяне научились выращивать зерновые культуры — ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления основной пищи вплоть до греко-римского периода. В западных и восточных областях дельты Нила были разбиты многочисленные виноградники, сады и огороды, в центральных областях начали сеять зерновые культуры. Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы эволюции.

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

Считалось, что образы богов древнего Египта: несут в себе зримые черты тотемизма, что прослеживается и в культе, и в ритуале, и в мифологии. Русский писатель Иван Ефремов в книге «Таис Афинская», представляет египетскую религию, как обожествление древним человеком сил природы. Лишь с ростом знаний о себе и о мире в душе человека звероподобные боги уступают место человекоподобным, что впоследствии находит отражение в религии древней Греции. Однако современные историки доказывают обратное. Что египтяне имели в виду «обожествляя» птицу или зверя? О богах Древнего Египта  говорят современные историки: «Из Египта до нас дошли наиболее глубокие, сокровенные, религиозные тексты на очень непростом для нас, символическом языке говорящие о монотеистической направленности египетской веры. Великое множество богов и удивительное единство человека с природой, но за всем этим стоит единый Творец, всё остальное – лишь иерофания его творения»2. Большое количество египетских богов не есть показатель политеизма. Различие образов, подчёркивает разные функции, разные аспекты божественной сущности.

Индия

Около 3300 г. до Р.Х. в бассейне реки Инд и Пятиречьи (Пенджабе) на северо-западе Индостана зародилась первая в регионе развитая цивилизация, получившая название Хараппской. По уровню развития протоиндийская цивилизация была сравнима с древнеегипетской.

Экономика региона базировалась на выращивании пшеницы, ячменя, проса, риса. Широкое распространение получило хлопководство. Существовало развитое животноводство. В долине Инда крупнейшие города — Хараппа и Мохенджо-Даро имели водопровод,  канализацию и насчитывали до 100 тыс. жителей. Основу харраппской религии составляли культы божеств плодородия: Богини-Матери (олицетворяла землю) и ее супруга, «рогатого бога» (олицетворял небо, оплодотворяющее землю дождем), которые сохранились в первых городских цивилизациях еще с эпохи неолита.

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

К XVIII—XVII в. до Р.Х. Хараппская цивилизация испытывает упадок, что связано с крупными климатическими катаклизмами, подорвавшими сельское хозяйство. Крах цивилизации Инда открыл двери экспансии племен скотоводов-кочевников. Прародиной индоевропейцев, или ариев считаются степи в низовьях Днепра, Дона, Волги и Урала.

В патриархальных религиях скотоводов не было культа матери-земли, поскольку этот культ связан с  земледелием. Боги индоариев олицетворяли стихии, светила, явления природы и некоторые абстрактные понятия. С переходом к оседлости, местные традиции начинали влиять на религию пришельцев. Со временем это привело к возникновению грандиозного синтеза — индуизма. Позже в древнеиндийском сборнике предписаний — Законах Ману (II век до Р.Х. — II век по Р.Х.) было записано, что разрушение окружающей среды убивает вместе с ней и человека — физически и нравственно. В этих законах порицалась торговля дарами природы, причинение вреда всему живому, загрязнение воды.

 

Китай

Древнекитайская цивилизация, создавшая развитую культуру и мощное бюрократическое государство, зародилась в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы не менее 5 тыс. лет назад. Однако в древнейшую эпоху уровень социального развития региона по сравнению со странами Передней Азии был еще низок. Экономика страны базировалась на земледелии. В нижнем течении реки Хуанхэ преобладали плодородные аллювиальные, образовавшиеся из речного ила почвы. Широкое распространение получило животноводство, а позднее – шелководство. Природно-географические условия определили консерватизм развития древнекитайской цивилизации.

В эпоху Шан почитали духов земли, водоемов и гор. Высший небесный бог Шанди управлял природными явлениями. В I веке до Р. Х. государственной идеологией стало конфуцианство, придававшее огромное значение культу предков. Если конфуцианство, помня о Небе, устремляло все помыслы на Землю, то даосизм, помня о Земле, устремлял помыслы в Небо. Путь Дао утверждал, что Вселенной, природой и человеком управляет божественная сила, и ему остается лишь соблюдать определенный космический порядок. Буддизм в Китае не вытеснил традиционные китайские учения, а составил единый комплекс «трёх религий». Некоторые школы  проповедовали  возможность спасения в этой жизни всех живых существ, и спасение верой во владыку буддийского рая — «чистой земли».

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

Основное отличие цивилизации древнего Китая от великих речных цивилизаций востока в мирной культурно-экономической экспансии, отражающей особенности китайского религиозного сознания – натурфилософии (философии природы). По своим основным достижениям и влиянию на окружающий мир древнекитайская цивилизация может быть сравнима с античной.

 

Средиземноморье

На рубеже IV — III тысячелетий до Р. Х. великие «речные» цивилизации сменяются «морскими» — финикийской и греческой. Для них характерно прибрежное положение городов и поселений. В Средиземноморье солнечный, подверженный сезонным колебаниям субтропический климат способствовал жизни на открытом воздухе. Во времена античности хозяйственное влияние на окружающую природную среду усилилось. Активное лесопользование привело к сведению лесных площадей, на склонах Балканских гор началась интенсивная эрозия почв, что усугубили выпасы больших стад коз и овец. Тогда же начался процесс добычи полезных ископаемых, что привело к значительным изменениям ландшафтов. Этап развития городов-полисов и коммуникационных систем был нацелен на природопользование без учета возможных последствий. Для предположений о невозобновимости природных ресурсов в те времена не существовало прецедентов. Представители античного мира интересовались при­родой только в том случае, если в ней находился человек или были заметны следы его созидательной деятельности.

Античные ученые стремились осмыслить роль и место отдельного человека и групп людей в окружающем их мире, понять, как на них влияют окружающие их природные и хозяйственно-бытовые условия. Платон (428-348 гг. до Р.Х.) представлял наш «природный дом» круглой планетой: «Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч». Согласно Платону разруше­ние среды обитания представлялось как результат перерожде­ния явлений материального мира по сравнению с их исходным состоянием абсолютного совершенства в пер­вичном мире идей. Основоположник географии Эратосфен  (III в. до Р.Х.) утвер­дил такой подход к изучению Земли, при котором ее рассматри­вают как дом человека, и назвал эту сферу знания географией. Он разработал методику составления географической карты и один из первых измерил окружность Земли. Страбон (ок. 63 г. до Р. Х. — ок. 24 г.  по Р.Х.) на основании личных наблюдений и по материалам многочисленных источников написал сочинение в 17 книгах «География». Широкую известность получило энциклопедическое сочинение Плиния Старшего (23-79 гг. по Р.Х.) «Естественная история», состоящее из 37 книг.

Отношение к природе доисторических, неписьменных (внеисторических) и дохристианских народов

Выдающиеся достижения античной культуры породили представление о гармонии человека и природы. На деле цивилизации Древней Греции были свойственны признаки экологического кризиса. Одной из причин упадка цивилизации древнего мира явились войны, а также интенсив­ное ведение сельского хозяйства. Греческая экология была преемни­цей древневосточной; точно так же знания о взаимоот­ношениях человека и природы римлян развивались под влия­нием эллинов.

Древнеримские авторы обращали внимание, главным образом, на практические проблемы. К примеру, в римском сенате активно дей­ствовали экологические экспертизы при строительстве слож­ных по тому времени ирригационных сооружений. Тацит описывал следующим образом события 15 г. по  Р.Х.: «За­тем Аррунцием и Атеем был поставлен вопрос перед сенатом, считает ли он возможным для уменьшения разливов Тибра зап­рудить реки и озера, из-за которых и повышается его уровень. По этому поводу были выслушаны представители муниципалиев и колоний, причем флорентийцы просили ни в коем случае не отводить Кланиса из привычного русла и не направлять его в Ари, так как это было бы для них губительно».

 

Говоря об экологии древних нехристианских народов, кроме способов хозяйствования следует выделять их отношение к миру природы в религиозно-мистическом смысле. Религиозно-философские представления древних нехристианских народов о миротворении можно свести к нескольким основным типам:

  1. учение о нераздельности Бога и природы (пантеизм);
  2. взгляд на природные явления, как на форму деятельности множества богов и представление о космогенезе, как о результате битвы богов (политеизм);
  3. понятие о двух исконных божественных началах (дуализм);
  4. взгляд на бесконечность мира, образующегося из неодушевленных стихий (атеизм);
  5. взгляд на Вселенную как обреченную оставаться неизменяемой или двигаться по кругу вечного возвращения (понятие кармы в религиях востока).

Корни современного нехристианского экологического движения кроются в заимствовании духовно-нравственных основ религий востока, язычества и оккультизма.

Благовестие и последующее распространение христианства, сделавшее Европу центром христианской цивилизации, на века определило «расстановку сил» в исторической географии и сформировало дальнейшую картину природопользования.

__________________________________________________________

1- Зубов А.Б. «История религий»