Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Новости прихода

«Традиционные ценности и современный мир»

«Традиционные ценности и современный мир»Доклад референта Совета по культуре Санкт-Петербургской митрополии Василия Яковлева на II Межрегиональных Рождественских образовательных чтениях Северо-Западного федерального округа «Традиционные ценности и современный мир», Санкт-Петербург, 13-15 декабря 2012 года.

 

«Время, вывихнувшее сустав», — так отзывался о своем веке Шекспир. С тех пор прошло несколько столетий, но ничего, в сущности, не изменилось. Более того, начиная разговор о современной молодежи, ее можно описать, перефразируя слова Шекспира, как «поколение, вывихнувшее сустав».

Однако очень сложно дать четкое, емкое и глубокое определение событиям, происходящим сегодня в молодежной среде, и еще труднее представляется составить ясный комментарий относительно положения современной российской молодежи.О ней невозможно говорить обобщенно, о молодом поколении нельзя говорить строго или говорить штампами, поскольку именно эта часть общества является, быть может, наиболее неоднородной, сложной, многоликой, многогранной, и ко всем фрагментам этой пестрой мозаики требуется специальный подход.Очень часто можно слышать о кризисе современной молодежи, об упадке нравственности среди молодого поколения, о перевернутых ценностях и прочее, и прочее, и прочее. Да, действительно, все это так, но в то же время и нет так. Очевидно, что вопрос проблемы молодежи был характерен для человеческого общества на всем протяжении его истории, так же как, например, и схожий с этой проблемой извечный вопрос отцов и детей. Просто когда-то эта проблема стояла более остро, когда-то менее, но не стоит думать о том, что когда-то было принципиально по-иному. На всем протяжении истории человечества молодое поколение было наиболее активной, динамичной, революционной (в хорошем смысле этого слова) частью общества, но в то же время и наиболее проблематичной. Здесь мне вспоминаются слова князя Сергея Григорьевича Волконского, будущего декабриста, выражающие понятия современной ему молодежи (а это начало XIX столетия, Золотого века русской культуры). Вот что пишет князь о своих товарищах по Кавалергардскому полку: «Моральности никакой не было в них, весьма ложными были понятия о чести. Весьма мало дельной образованности и почти во всех преобладание глупого молодечества, которое теперь назову я чисто порочным. Во всех было много светской щепетильности, но вряд ли кто бы выдержал разбор собственной совести. Вовсе не было ни в ком религиозности, скажу даже, во многих безбожничество. Общая склонность к пьянству, разгульной жизни, которой даже похвалялись». Подобных отзывов о молодежи прежних времен можно встретить немало, также как, впрочем, и совершенно противоположных. Все это ярко показывает, что проблемы молодежи в веках, в сущности, одни и те же, что ничего коренным образом не меняется. Но успокаивать себя подобными мыслями и рассуждениями и развивать самоуспокоенность было бы заблуждением. Современное общество сталкивается с новыми вызовами времени, с невиданными доселе испытаниями, и самой чувствительной и рефлексивной частью этого общества является именно молодежь. Именно сегодня молодое поколение сталкивается с такими задачами, барьерами, проблемами, которые прежде никому и не снились.Повторюсь, о молодежи нынешнего века некорректно говорить однозначно и обобщенно. Она чрезвычайно многолика. Говорить в целом, что нынешнее поколение растленно, невежественно и необразованно (толика правды здесь, к сожалению, присутствует) — это значит умалить заслуги наиболее прогрессивной, активной, думающей и просвещенной части молодого поколения. Но напротив, сказать, что с нашими молодыми людьми все в порядке — значит выдать желаемое за действительное и означает сознательно занимать позицию самоуспокоенности.Можно выделить ряд проблемных аспектов, характерных для всего многообразия молодежного сообщества. К самым значительным я хочу отнести утрату духовных ориентиров, снижение значимости образования, воспитания и профессионализма, воздвижение ложных авторитетов, ложное представление о свободе, преобладание рыночных отношений в жизни и утрата понятия служения. К сожалению, стоит признать, что перечисленные мною факторы остались за бортом интересов и стремлений современного поколения.

Я не буду останавливаться подробно на всех проблемах молодежи и разбирать их по пунктам, но отмечу, что мне очень обидно, что сегодня, например, молодые рвутся к свободе, совершенно не понимая подлинного ее значении и забывая при этом про ответственность; мне непонятно, что современное поколение стремится к приобщению чужим культурам, не желая для начала узнать и понять собственную; мне грустно, когда образованные вроде бы люди не способны отделить зерна от плевел, главное от второстепенного, но могут воспринимать лишь внешнюю сторону явлений и событий.Все это очень обидно признавать за молодым поколением. Ведь молодость — благословенное время. Это время колоссальных возможностей и перспектив, время неутомимой энергии, которая вызывает уважение и восхищение у старших. Время молодости — это время, когда все возможно, когда, в сущности, все двери открыты, время, когда можно брать небывалые высоты. Но использует ли сегодняшнее поколение этот великий потенциал? На что тратит молодежь свои бесценные годы? К величайшему сожалению, для многих эти бесценные годы, когда все возможно, превращаются в бесцельно прожитые, и старшее поколение становится свидетелем драматических падений и страшных катастроф, которые случаются с молодыми.Все это происходит оттого, что большая часть молодежи лишена твердого основания, базы, у нее отсутствуют стержень и ориентиры. Без сомнения, таким твердым основанием и опорой в жизни для молодежи может стать, и для многих действительно становится, вера, а лучшим путеводителем и помощником является Церковь. Только она способна предложить подлинные целостные инструменты, которые помогут в формировании мировоззрения, а уже это мировоззрение, в свою очередь, поможет разобраться в окружающей действительности. Обращение к вере и Церкви позволяет сформировать структурно целостный подход к реальности, позволяет развить духовный потенциал, что в конечном итоге должно привести к духовному обновлению и преображению личности.Нужно признать, что для большинства молодежи вера и Церковь остаются сегодня недоступными, в первую очередь, для их сознания, мировоззрения и мироощущения. Многие молодые люди рассуждают о Церкви штампами, смотрят на нее через призму стереотипов, находятся в плену у этих самых стереотипов, не желая освободиться от них. Все это очень серьезно. Если молодой человек исключает религию из своей жизни, то это значит, что в его сознании отсутствует огромный историко-культурный и религиозно-философский пласт. И это, я считаю, проблема. Создается впечатление, что чрезвычайно развитая в одном направлении молодежь совершенно не желает развиваться в другом, не хочет углубляться в иные вопросы, не замечая при этом, что тем самым она становится просто ограниченной.Быть может, кто-то скажет, что за последние годы молодежи в храмах стало заметно больше, что на приходах значительное количество молодых лиц с горящими глазами, желающих приобщиться к Церковной жизни. Да, действительно, для некоторых приходов это утверждение справедливо. Если же взять всю Церковь в целом, если окинуть мысленным взором все храмы? Не стоит скрывать, что молодежи в Церкви не так много, как хотелось бы. Современная цивилизация, диктующая иные, нежели христианские, ценности, более удобные и привлекательные для молодого поколения, а также множество отвлекающих и растлевающих факторов не позволяют нынешнему поколению обратить свой взор к небу, к горнему или же просто зайти в храм. Ведь именно в Церкви человека учат любви, добру, открывают примеры духовной красоты и духовной высоты, призывают к преображению, к гармонии и созиданию. Но, повторюсь, современной молодежи, под натиском суетливой повседневности, помноженной на множество негативных отвлекающих факторов, просто не до этого.

Однако во всем многообразии молодежного общества есть та часть, небольшая, но важная, которая верит, которая мыслит, которая знает, что вера необходима, что без Церкви невозможно, что христианство есть не просто культурообразующий фактор, но цивилизационнообразующий. Этих молодых людей, действительно образованных, думающих, приобщающихся подлинному христианству, но не внешнему обрядовому, очень мало. Но они есть. И я верю, что именно эти люди будут тем авангардом, который будет способен повести за собой остальную часть молодежи. Тех, кто творил историю, тех за кем следовали миллионы, всегда было очень мало, но они были и за ними шли.

И так же молодежь пойдет за этим авангардом. Но молодежь откликнется не на крикливые лозунги и призывы, а на доступный человеческий пример, на пример личного преображения и будет только дивиться той красоте и поражаться той гармонии, которая откроется им. И я верю, что пройдет время и молодежь станет стремиться не только к материальным ценностям, но будет ориентироваться прежде всего на духовные, будет стремиться к преображению, к превращению жизни в произведение искусства и откроет, наконец, удивительную закономерность, противоречащую всем законам физики, когда ты отдаешь, а у тебя прибывает и не кончается. Но для этого должно пройти время. Нужно время и нужны примеры. Примеры личного преображения и примеры жизни как произведения искусства.

Источник: СПбДА