Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Новости прихода

«Романтизм в музыке»

"Романтизм в музыке" 3 февраля 2013 года в нашем храме иерей Илья Макаров (первый заместитель Председателя отдела, Исполнительный директор Епархиальных курсов, заведующий сектором ОПК) выступил с лекцией «Романтизм в музыке».
История музыки совпадает с возникновением христианства. Как музыка звучала 3 тысячи лет назад, и как люди пели 3 тысячи лет назад мы не знаем, мы можем только предполагать. А вот если мы действительно берем историю музыки как таковую, которая имеет свои принципы, имеет свои каноны, свою логику, то история музыки совпадает с христианским летоисчислением, буквально 2 тысячи лет назад это все начиналось. Почему? Потому что раньше все искусство было включено в сакральную сферу, и живопись и архитектура даже, также музыка, поэзия. Это все сопровождало молитву, богослужение. Даже если мы возьмем языческие культы, мифологию, все равно творчество касалось сакральной сферы,  потусторонней, мистической, религиозной.

Мы, говоря об истории музыки, всегда будем отталкиваться от храмового богослужения и от того,  как формировалась христианская философия. Дальше идем по ступенькам и вот приходим уже к нашему сегодняшнему пониманию музыки. Для нас сегодня музыка —  это развлечение, это возможность расслабиться, отдохнуть и не более того. Большинство людей не подозревают даже что музыка это определенный человеческий язык, это философия. Когда в семинарии ребята учат церковное пение, а это для них обязательный предмет. Это элемент воспитания, без этого предмета раньше было нельзя. Музыкальный язык необходим, потому что богослужение совершается на музыкальной основе. Мы разговариваем на богослужении с Богом и молимся музыкой. Бог так устроил этот мир, и продолжает промышлять о нем не смотря на то, что мы находимся в состоянии мира грехопадшего, все равно Он за каждым из нас наблюдает, и каждого из нас направляет. Так вот, Бог так придумал, что, даже за пределами храмового пространства, Он все равно вместе с развитием музыкально искусства, направляет человека в определенное русло, оно не хаотически развивается. Появление рока, сегодняшней попсы, это все не случайно, это все закономерно. Точно также закономерным является и такое явление как романтизм. Романтизм — это направление и в живописи, и в музыке, и в литературе. Главное внимание в романтизме основано на внутреннем мире человека, на его личности, на
его переживаниях. Именно Христианство дало в истории человечества возможность говорить о человеке как о самоценной личности с глубоким внутренним миром.
Христианство и отличается от всех других религиозных направлений тем, что оно видит в человеке личность. Ибо Сам Христос пришел в этот мир, взял на Себя человеческую плоть, стал полноценным человеком и открыл эту человеческую природу, человеческую душу и человеческую личность для нас. И люди стали по
другому относиться друг ко другу, именно с того времени, когда пришел Христос.

Та музыка, которую мы слышим сейчас, появилась благодаря христианской традиции. Даже если взять этническую музыку или любую другую, имеет христианские корни.
Скажу вам для сравнения, что вот, например, любой человек на планете, если он хочет придти в общество, он одевает костюм. Это европейское изобретение, это норма. Каждый это понимает и делает, когда он хочет солидно одеться и должен солидно выглядеть. То же самое наш музыкальный сегодняшний язык — мы все пишем нотами. Ноты – это христианское изобретение. Монах придумал эту нотную грамоту 1000 лет назад. На этом музыкальном языке мы все разговариваем до сих пор. Попсу мы играем, или классическую музыку, мы все равно находимся в едином языковом пространстве. Это наследие христианской цивилизации, это придумала христианская культура.
Романтизм, это наследие христианского миропознания. Ведь большинство церковной музыки находится в романтическом направлении. Гарманизации или авторские произведения — многие  являются наследниками романтической традиции. Например, Павел Чесноков- самый любимый церковный композитор, настоящий русский человек. Он еще и романтик по своей музыкальной философии. Для нас это не безразлично, и это не посторонняя тема.
Сейчас в наше время стало модно делать музыкальные клипы, за пол минуты можно всю историю оценить, конечно, поверхностно, но, тем не менее; раньше это было невозможно. Если вспомнить что было в 19 веке, например Достоевский, который мысль свою выражал на пол листа, то сейчас все можно выразить в двух словах. Достоевскому для выражений своей мысли нужно было пол страницы, потому что люди думали по-другому, думали медленней, более размашисто, а сейчас у нас все сконцентрировано, поэтому и время быстро идет. Клиповое сознание. Поэтому мы с Вами можем позволить себе большими мазками взглянуть на нашу историю.

Итак, в средние века для христиан было самое светлое время, потому что в центре жизни был Бог, это эталон человеческой
жизни. Отголоски этого у нас в России были намного позже, уже после того, как закончилось европейское средневековье. Идеал жизни для русского человека в
15-16 веке, это монастырь. Где все по правилам, где все подчинено законам, где есть авторитет, которому все подчиняются, не из-за страха, а из-за совести, где есть благая и высшая цель. Именно вокруг монастырей люди собираются, целые города образовываются около монастырей. Монахи уходили в леса, люди все равно туда приходили. Монастырский богослужебный устав в 17 веке был принят как эталон для общего употребления и, сегодня мы лишь его сокращаем для приходской практики. Это средневековое сознание, что все в нашей жизни должно быть построено на церковный лад. Мы с вами понимаем, что об экзистенции в средние века невозможно было и помыслить. Если даже такое слово произнести, никто бы и не понял этого.

Романтизм же —  это проявление личности. Личность, это основное богословское понятие, потому что личность есть Единый Бог в трех Личностях. И когда было сформулировано учение о Святой Троице святыми отцами, то стало формулироваться и понятие личности как таковой. То, что первоначально
относилось к Богу, стало относиться и к человеку, потому что человек это тоже личность, образ Божий. У нас есть неповторимое индивидуальное бытие. И, сознание нашей неповторимости в нашем сознании рождает христианское искусство, потому что искусство нехристианское на самом деле совсем другое. Настоящее подлинное искусство есть христианское. Романтизм открыл нам это в полной мере. Поэтому даже духовную музыку 19 и начала 20 веков мы можем анализировать с
романтических философских позиций.