Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Новости прихода

Религиозное образование

Религиозное образование

24 февраля 2013 года в нашем храме иерей Илья Макаров (первый заместитель Председателя отдела, Исполнительный директор Епархиальных курсов, заведующий сектором ОПК) выступил с лекцией «Религиозное образование»

 

 

 

 

Религиозное образование необходимо не только для священнослужителей, но и для мирян.

Лет сто назад в любом учебном заведении России- в гимназии, лицее, университете, училище- обязательно присутствовали религиозные дисциплины. Но, в советское время все это прекратилось, основы веры не преподавались. Даже упоминание о вере, о Боге, о духовной культуре были запрещены в обычном обиходе.

Но в, то, же время до революции проблема существовала. Простые люди не читали молитвы в красиво напечатанном молитвослове, готовясь ко Причастию. В дореволюционных храмах, например, правило к причащению вычитывали после вечернего богослужения, это действительно историческая реальность. Сейчас мы все, слава Богу, образованные, читать и писать умеем, можем зайти в интернет, прочесть книгу, такая возможность у нас существует. Но здесь возникает и новая проблема в постсоветское время.  Церковь всегда жила преемством, даже когда не было книг в большом количестве, все равно желающие могли узнать вероучительную истину из тех источников, которые являлись ее хранителями. Например, в монастырях, которые были интеллектуальными, образовательными и даже культурными центрами в Древней Руси. Но в советское время это преемство теряется, все вероучение загнано в пределы храма, да и в храме священник должен был, говоря проповедь, предугадывать то, что может понравиться или не понравиться человеку «со стороны» из «большого дома» или, как тогда называли, уполномоченному. Были такие люди, которые находились в храме и следили за этим.

Казалось бы, мы говорим о Евангелии, о библейских истинах, что здесь может быть политического? Но ведь люди, следившие за этим, были не дураками, они понимали, что даже в евангельских словах уже вкладывается то, что может разрушить советский строй, потому что многое в те времена было построено на обмане, на лжи, а Евангелие всегда говорит правду. Сила, этого предания, этой духовной, религиозной традиции, ощущалась. В связи с этим сегодня, недостаточно открыть книгу, прочитать и думать, что мы с вами уже образованные и можем свободно разговаривать о религиозных вопросах. Сегодня все равно сохраняется идея предания и преемственности, сегодня просто необходимо придти в храм, начитавшись книг, и увидеть живого священника, как он служит, как он читает Священное Писание, что он говорит о прочтении Священного Писания, это необходимо, потому, что познать истину Христову можно только в реально-живой встречи «лицом к лицу» с носителем этой истины, священником или активным прихожанином. Встреча со священником необходима, также необходима встреча и с преподавателем-богословом, который глубже нас с вами понимает книгу, и воспроизводит это.

Вы слышали о таких людях, которые называют себя креационистами, сторонниками идеи создания вселенной, что источником этого создания является Бог. Креационисты иногда противоречат данным науки, и поэтому здесь возникает неприятие, противоречие в обществе. Когда человек с более глубоким библейским сознанием, я к таким причисляю о. Ианнуария Ивлиева, профессора Санкт-Петербургской православной духовной академии, Александра Васильевича Маркидонова, доцент той же Академии (пример мирянина-богослова, прекрасного выразителя Христовой истины)- эти знатоки никогда не видят противоречия между научным поиском и библейскими текстами. А люди, которые называют себя креационистами,  это противоречия пытаются найти. Зачем они это делают? Зачем нам нужны эти бесконечные противоречия, и когда мы с вами устремимся не к противоречиям, а к согласию, единомыслию, при котором, безусловно, у человека, прочитавшего библейский текст, возникнет внутреннее стремление пойти в храм и поговорить с носителем библейской истины? Лично у меня так было в детстве, в молодости, когда я подумал, что навсегда хочу свою жизнь связать с Церковью и кроме Церкви больше ничего не хотел бы для себя. Было мне лет 14. Прочитав Закон Божий, и начиная более углубленно читать Библию, первый порыв, который был у меня, это пойти и поговорить с батюшкой. Это нормально, это и называется образовательный толчок. Не только проверяешь информацию, но хочется узнать реакцию на восприятие этой информации – все это и называется процесс образования. Он нужен не только для священников, он нужен и для мирян, он нужен для любого культурного человека. Ну не хочешь ты быть воцерковленным христианином- твое ршение, но понимать и осознавать, что такое религиозное сознание, необходимо. Потому что это большая часть человеческого существования. Не знать что такое религиозное верование, это значит быть не образованным.

Сегодняшняя  наша проблема, это образование всего нашего общества, в том числе и в вопросах религиозного мировоззрения, потому что без этого образования возникают повсеместно сомнительные с точки зрения этики вещи.

Алена Поликовская, известный в городе человек, сделала фильм по заказу муниципального округа, то есть получается государственный заказ и бюджет тоже государственный. Фильм по программе «Толерантность», но говорилось там о толерантности с обратной стороны. Алена рассказала реальные факты, что на пятом канале, где она раньше работала, когда узнали что она воцерковилась, что снимает фильмы о православной культуре, на нее смотрели как на «не нормальную». Вот почему, и что такое происходит в «киношной» сфере?- непонятно! Все диктуется со стороны, и, следуя таким стандартам, навеянным извне, люди вообще упускают желание и возможность приблизиться к познанию этого мира в его полноте. Например, можно ли представить настоящего египтолога, не заходившего в египетские пирамиды? Почему я об этом говорю- у меня был опыт, может быть не печальный, но я его называю печальным. Раньше модно было ездить в Египет, и мне тоже пришлось побывать там, и посетить египетские пирамиды и могильную долину Луксора. Я пошел туда внутрь, посмотрел, там реально было плохо, не одна фотография не получилась, я даже не расстроился, я почувствовал весь духовный негатив, который с моей точки зрения там находится до сих пор. Я прикоснулся к тому, что владело умами языческого мира, тот дух до сих пор не выветрился, он там есть. Так вот сложно представить египтолога, который не ползал по этим пирамидам. Вот так и здесь, если мы хотим узнать православную культуру, мы должны, хоть как-то в нее погрузиться. Обязательно нужно зайти в храм, не только посмотреть фильм о Православной культуре и Библию в руках поддержать. Надо приблизиться к этой культуре, почувствовать. Ну как можно изучать по одному учебнику Православие? Так не состоится никакого образования! Личное отношение необходимо. Когда священник говорит проповедь заученными фразами, с которыми не согласен, прихожане его не поймут и не услышат, что он хотел донести до них. А если священник сам это разделяет, сам с этим согласен и сам пытается это донести до людей и словом и делом, то ему верят, потому что он сам в это верит и сам этому следует. Те преподаватели, которые преподают предмет Основы православной культуры, не могут научить детей, потому сами не погружаются в эту культуру; некоторые преподают, потому им сказали, но тогда смысла нет в таком преподавании. Почему они не хотят приблизиться к культуре Православия? Им страшно, это будет их к чему-то обязывать, будет налагать на них ответственность!

Сегодня задача перед Церковью и перед нами, дорогие друзья, очень сложная и объемная. Сегодня в епархии мы стараемся усиленно преподавать традиционное богословие, чтобы узнав это, наши слушатели могли передать свои знания и опыт другим. Священникам одним с таким объемом не справится, значит, нужны учителя, которые способны об этой вере рассказать, нужны помощники. Многие люди изучают богословие ради себя. Это нельзя назвать образованием, образование должно изменить человека и рассказать об этом другим. Я не могу представить таких семинаристов, которые получив семинарское образование, не служат активно в Церкви, и не рукополагаются, мне это не понятно. Также я не могу понять, как можно, узнав о Боге, не желать о Нем рассказывать другим? Это не правильно. Получив богословское образование, обходимо его употреблять, им пользоваться, его передавать.

Недавно прошел предпоказ фильма Алены Поликовской «Свои среди своих», собрали пресс-конференцию, чтобы обсудить его. В этом фильме известные люди, актеры, музыканты, даже политики, говорят о вере. В ходе дискуссии были высказывания, что этот фильм не толерантный, так как освещает в основном идеи православной культуры. А также вызвало возмущение у некоторых присутствующих факт оплаты съемок фильма из государственного бюджета на основе объявленного конкурса. Выпады в адрес фильма были эмоциональными и однонаправленными, не по существу самого фильма. Нам пришлось полтора часа объяснять господам от политики, что такое подлинная толерантность. Мы им предложили посмотреть перевод этого термина в словарях, ведь оно имеет разные оттенки. Акцент ставится не только на «терпимость», второй вариант смысла- это «выносливость». Получается. Что сегодня мы, православны люди, толерантны, так как мы должны быть выносливыми, чтобы отстаивать свои культурные, религиозные и национальные традиции. Нам говорят: будьте толерантны и терпимы к другим, пускай делают что хотят, а вы молчите! Но мы говорим: нет, мы будем выносливыми, мы будем принимать их с миром и с любовью, но будем также отстаивать свои позиции, чтобы с ними считались. В данном споре проблема не в национализме и не толерантности, а в недостатке образования. Это реальность нашего сегодняшнего дня — сегодня наше общество не образовано!

Если мы не будем говорить о Православии, если не будем обучать детей и самих себя, то дальше о толерантности будем говорить не мы с вами, а другие люди, бытие которых среди нас мы пока не ощущаем. Я не политик, я не призываю к баррикадам, я не сторонник всеобщего заговора, но я могу точно назвать по каким каналам, какие политики и общественные деятели категорически не хотят пускать православную культуру в общественную жизнь. Дело не в религии, а в сознательном противлении церковности как таковой. Отрицательное отношение к Церкви, к клиру создали лозунг современной России:  «нельзя преподавать православную культуру в школе». Почему же? Потому что церковное сознание держится той основы, которая не сможет ввергнуть нас в ощущение постоянного противостояния, но дает вектор примирения, духовного основания и благоразумия. А это состояние требует от каждого личной ответственности, однако не каждый сегодня на это согласен. Научить такой ответственности — задача духовенства и мирян.

Нам нужно получать духовное образование, а затем передавать спасительную истину Христову всем, кто может нас услышать.