Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Роман Сладкопевец и кондак. Из готовящейся к изданию книги протоиерея Михаила Бравермана о Пресвятой Богородице.

s089Бог не пребывает в том или ином месте. Но Бог, невместимый в целой Вселенной, может обитать в сердце человека Своею благодатью. Особый же знак присутствия Бога в нашей жизни и среди нас – это храм. И понятие храма тесно связно с почитанием Пресвятой Богородицы, ведь это Она стала одушевленным храмом для ставшего человеком Бога. Когда-то в Константинополе было около пятисот храмов и двести из них были посвящены Божией Матери. И сама столица, согласно древнему преданию, тоже была посвящена Богородице.

Важнейшими Богородичными храмами были церковь во Влахерне, с которой для нас связан праздник Покрова, храм Зоодохос Пиги – «Живоносный Источник», воспоминание его освящения совершается в пятницу Светлой седмицы, храм Одигитрии, где хранилась икона написанная по преданию евангелистом Лукой, храм Халпократия (название происходит от находившегося рядом медного рынка) и храм Кириотисса («Всемогущая»), при котором жил великий творец церковных песнопений – преподобный Роман Сладкопевец.

Память самого известного православного гимнографа приходится на день Покрова. На иконе этого праздника обычно изображается преподобный Роман, хотя он жил на рубеже V и VI веков, а событие, связанное с праздником Покрова приходится на X век. Но именно от Девы Марии святой Роман, покровитель всех служащих Богу певческим талантом, получил поэтический дар прославлять Бога. Житие Романа родившегося в Сирии, служившего диаконом в Бейруте, а затем оказавшегося в столице – Константинополе, говорит что он претерпевал насмешки из-за отсутствия музыкальных данных, но Дева Мария, желая прославить праведника, даровала ему и голос, и поэтический дар соответствующий его невидимым добродетелям. После очередной нанесенной Роману обиды, Она явилась ему и вручила свиток и повелела его съесть (это похоже на то, как ветхозаветному пророку Иезекиилю дана было премудрость через следующее видение: он вкусил записанное на свитке слово Божие). С тех пор Роман прославил Господа и Богородицу, создав около тысячи песнопений. Многие из них не сохранились до нашего времени, но тот самый первый кондак, который Роман исполнил в храме Святой Софии, сразу же после чудесного явления Пресвятой, и теперь слышит каждый человек приходящий в храм в дни Христова Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Сейчас кондаком называется песнопение в честь Спасителя, Богородицы, святых или праздника, исторически или богословски обогащающее тропарь. А само слово «кондак» восходит к посещению преподобного Романа Девой Марией. Кондакион – κοντκιονпо-гречески, это тот самый свиток с текстом, который Дева Мария когда-то вручила Роману и с которым он изображается на иконе Покрова Божией Матери.