Доверься Богу, ибо Он заботится о тебе!!!

Рубрики

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Должна ли церковная архитектура быть современной?

Молодые церковные архитекторы представили свои работы и выслушали критику. По их мнению церковная архитектура должна отражать современный культурный контекст – как может выглядеть этот контекст? Представляем нашим читателям краткий отчет и фотогалерею самых интересных работ.

Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Северный вариант. Фотоquadraturacirculi.breezi.com

«Новое поколение не чувствует разрыва с традицией и поэтому обращаются с ней более свободно» — считает известный искусствовед и историк церковного искусства Ирина Языкова. Вместе с десятком крупнейших церковных архитекторов 21 февраля она приняла участие в работе круглого стола посвященного современной храмовой архитектуре и состоявшемся в помещении храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на территории Федерального научно-клинического центра гематологии. Организаторами встречи стали редакция журнала о церковной архитектуре «Храмоздатель» и архитектурная мастерская Андрея Анисимова, чьи молодые архитекторы представили участникам круглого стола собственные работы, отражающие их видение того какой может быть современная храмовая архитектура в XXI веке.

Собственно «современный контекст» церковной архитектуры и стал центральным вопросом, вокруг которого развязалась бурная дискуссия. В своем докладе оппонент молодых архитекторов председатель Комиссии Союза архитекторов России Михаил Кеслер критически высказался о целесообразности использования приемов современной светской (в первую очередь западной) архитектуры в области храмового зодчества: «Исторически эволюция церковной архитектуры, происходила в рамках церковной же культуры. Новые храмы продолжали каноническую традицию предыдущих веков, а не подражали секулярной архитектуре, родившейся в рамках культуры светской. Очень плавный переход от стиля к стилю происходил естественным путем.– Не смотря на это, он подчеркнул, что бездумное копирование старых образцов не может стать единственным выходом. — Проектировать нужно не просто подражая средневековым памятникам, а используя все традиционные приемы строить современные храмы. В понятии канона нет ничего строго закрепленного, но есть каноническая традиция. Не нужно ничего специально выдумывать, дух творчества и эксперимента, желания заявить о себе, естественный в архитектурном институте не слишком подходит для церковного зодчества».

За авангардные проекты молодых архитекторов вступились старшие товарищи и крупные специалисты, настроенные к современной архитектуре более благосклонно: «У нас в стране произошел разрыв традиции, наше, старшее, поколение хотело традицию восстановить, ликвидировать этот разрыв, отсюда и наш консерватизм. – Считает известный историк церковного искусства Ирина Языкова. — Новое поколение должно сделать шаг вперед. В их работах нет шума, они приходят к лаконичным чистым формам, и это нормально».

«Для ребят это только начало пути, они очистили форму от признаков стиля, что будет дальше покажет время, –подчеркнул руководитель мастерской Андрей Анисимов. — Мы не можем запретить внутри нашего коллектива мыслить как-то иначе, нежели это принято, хотя большинство храмов мы проектируем в традиционном стиле. Проекты наших ребят – это плод серьезной работы, они берут за основание традиционные церковные формы, архетипы и пытаются предложить современное их решение».

В ходе дискуссии прозвучали и замечания относительно излишнего символизма некоторых решений молодых архитекторов (так храм-спираль, по мысли автора должен символизировать схождение Святого Духа). По мнению ряда участников, кроме символики формы архитектор обязан учитывать и ее «естественную характеристику». Архитектура может быть неуютной , агрессивной (как ломанные, перекошенные очертания некоторых современных католических храмов, построенных в авангардном стиле). Традиционные формы отобраны церковным коллективным сознанием именно потому, что для храма они наиболее подходят, как для помещения куда человек приходит молиться, вне зависимости от всякого символизма и смелости замысла архитектора.

Своеобразный итог подвел сибирский священник Андрей Юревич, архитектор по образованию: «Все мы приехали сюда не в каретах, а на машинах, мы сидим не в камзолах, а в современных пиджаках. Нам нужна современная храмовая архитектура, ведь она – это язык которым мы обращаемся к Богу, и этот язык не обязательно должен быть архаичным. Нет той грани которая отделяет допустимое от недопустимого в храмовой архитектуре. Уместное от неуместного. Эту грань проводит сам архитектор, — убежден он. — Но ратуя за движение вперед мы должны осознавать для себя и границы, не в стилях, а в духе. Каждый человек, который занимается христианской архитектурой должен жить напряженной христианской жизнью, ибо сегодня мы имеем множество примеров, когда обычные традиционные храмы строят люди неверующие, и зачастую это заканчивается профанацией».

Нужно отметить, что сам храм, в чьем помещении проходила встреча – является ярким образцом синтеза консервативного подхода к церковной архитектуре и творческого эксперимента.

Внешний экстерьер храма выполненный в русле русской школы церковного зодчества (и во многом напоминающий памятники церковного модерна начала века, вроде храмов Щусева) контрастирует с подчеркнуто византийским интерьером, греческим низким иконостасом в виде парапета с колоннадой. Вместо привычной нам сплошной стены алтарной преграды здесь имеются только отдельно стоящие опоры, несущие каменный архитрав с иконами деисусного чина, иконы же нижнего ряда покоятся в нишах между колоннами, так, что в зазорах между иконами можно разглядеть подробности алтаря.

Фото quadraturacirculi.breezi.com:


Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Северный вариант.


Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Южный вариант.


Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Горный вариант.


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Вид от главного входа


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Вид с юга


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Внутренний двор


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Интерьер собора


Проект городского храма. Архитектор: Земляков И.С.


Проект городского храма. Архитектор: Земляков И.С. Интерьер


Проект храма 40 Севастийских мучеников. Архитектор: Земляков И.С.


Проект храма 40 Севастийских мучеников. Архитектор: Земляков И.С. Вид свода центрального купола


Проект сельского храма. Архитектор: Макаров Д.Е. Вид с севера


Проект сельского храма. Архитектор: Макаров Д.Е. Панорама


Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С.


Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С. Фрагмент, барабан


Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С. фрагмент, крест


Образ деревянного зодчества. Малый храм для Русского Севера. Архитектор: Земляков И.С.


Образ деревянного зодчества. Малый храм для Русского Севера. Архитектор: Земляков И.С.


Скитский храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Приходской храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Приходской храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Приходской храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Интерьер


Монастырский храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Монастырский храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Проект храма на воде в поселке Лозенец (Болгария). Архитектор: Макаров Д.Е.


Проект храма на воде в поселке Лозенец (Болгария). Архитектор: Макаров Д.Е.


Проект храма на воде в поселке Лозенец (Болгария). Архитектор: Макаров Д.Е.

Дмитрий РЕБРОВ.

 

Источник: “Нескучный сад”