Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Богач и нищий. Притча о Лазаре. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди»

33351.p

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал на-питаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хо-тящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:19–31).

Синодальный перевод

«Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» – так сказано еще в эпоху Ветхого Завета (Сир. 7:39). С древности и доныне тема смерти красной нитью проходит через всю духовную литературу и святоотеческое богословие. Помнить о смерти нужно не для того, чтобы проводить жизнь в страхе и трепете, печали и унынии. Нет! Помнить о смерти необходимо для того, чтобы осознать ценность времени. Именно в памяти о смерти мы можем понять, что в жизни является важнейшим, что второстепенным, а что совершенно лишним.

Если человек помнит о смерти, то принимает и то, что апостол Павел выразил словами: «Мы ничего не при-несли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим. 6:7). Ничего, кроме своей души, человек не возьмет с собою в вечность. И потому нет ничего ее важнее. Об этом Господь говорит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). А все, что вредит душе, вся пропаганда греха и ада, которая обрушивается на человека, возможна только в забвении смерти, а значит, и той цели, ради которой мы пришли в мир.

И что бывает, когда человек забывает о своем небесном призвании и порабощается роскошью и богатством, еще 2000 лет назад открыл Господь в притче о нищем и богаче. Один пировал все дни своей жизни, а другой – Лазарь – лежал у его ворот и рад был бы насытится крошками со стола богача, но и того не было, но голодные псы приходили и лизали его раны.

Никого не щадит смерть: умер нищий и умер богач. Не сказано в притче, что Лазарь был добродетельным, но он много страдал. И пусть в мире нет справедливости – она есть за его пределами, и, чтобы утешить Лазаря, Ангелы отнесли его на лоно Авраамово. А богач, равнодушный к судьбе бедняка, попал в пламя ада и оттуда молил Авраама, чтобы тот послал к нему Лазаря хотя бы с ка-плей воды. Но уже невозможно было перейти ни из места мучений к месту упокоения, ни наоборот. И тогда богач вспоминает тех, кто среди живых – своих братьев, и просит послать к ним кого-нибудь, что бы те покаяись и не стали, как, он достоянием ада. Но ведь для них есть Закон и пророки. «Нет, – возражает богач, при жизни не исполнявший заповеди, открытые в Писании, – вот если кто из мертвых придет к ним – тогда покаются». «Нет, если не послушали Моисея, так и если кто из мертвых воскреснет, не поверят», – такой ответ вкладывает в уста Авраама Господь, Которому ясно, что грядущие со-бытия – воскрешение Лазаря и Его собственное Воскресение – не обратят тех, кто не хочет помнить о Боге.

Некоторые считают апостола Луку самым социально ориентированным из всех евангелистов. В начале благовестия он обращается к некому Феофилу, чье имя означает «любящий Бога». Мы можем понимать это так: слово о Христе обращено к каждому любящему Бога человеку. Но, видимо, Феофил – это также историческое лицо, названное евангелистом «достопочтенным» – то есть он знатен и богат. Лука уделяет особое внимание богатству и бедности. Именно в Евангелии от Луки приводятся слова Христа, обличающие фарисеев в сребролюбии. В одной из притч Сам Господь называет богача, забывающего о дне своей смерти, безумным. А в притче о неправедном управляющем человек, обличенный в неверности своему хозяину, тем не менее удостаивается от него похвалы. За что? За смекалку, за то что, будучи должником перед хозяином, он взял на себя долги других людей. Для чего? Для того чтобы эти люди проявили к нему милосердие, приняли в свои дома. Понимая, что скоро он потеряет роботу, проворовавшийся управляющий рассудил, что ни трудиться, ни просить милостыню он не может и не хочет, но он может помочь другим: «Сколь-ко ты должен?» – спрашивал управляющий у должников своего хозяина. «Сто мер пшеницы или масла, – слышал он в ответ. – Садись, пиши скорее расписку, что должен меньше». Рассказав притчу, Господь добавил: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда вы обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9). Итак, Господь одобряет рассуди-тельность и обличает привязанность к богатству. Быть может, нам покажется, что притчи Господа о богачах не имеют к нам никакого отношения. В Церковь Господь призывает каждого – и богача и бедняка, но в большинстве мы самые обычные люди, как и в первые времена существования Церкви. Апостол Павел обращался к ученикам: «Посмотрите, братья, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1:26). Но речь не о том, что мы богачи, а о том, что мы можем тоже стать безумными, если земное заслонит для нас небесное. И если мы вспомним, что на земле один миллиард людей до сих пор голодает, мы постыдимся считать себя бедными. Но дело даже не в этой печальной статистике. Все мы, кто пришел в Церковь, – богаты! Наше богатство – это дар веры. Преподобный Никодим Святогорец написал: «Одно смиренное коленопреклонение перед Богом больше всех земных сокровищ». Если мы это принимаем и об этом помним, тогда мы можем делиться с теми, кто рядом, еще и даром веры – можем делиться вестью, которая актуальна уже 2000 лет: Бог пришел к нам, чтобы мы могли взойти к Нему! О Господе апостол пишет всем Христовым ученикам: «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Чтобы мы обогатились Его благодатью и стали наследниками Его вечного Царства.

Аминь.

Протоиерей Михаил Браверман