Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

О Гадаринских бесноватых и свинской жизни. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

 

besy

А когда приплыл Он на другой берег, в окрестности Гадары, навстречу Ему вышли из могильных пе-щер двое бесноватых, которые были до того буйны, что по той дороге никто пройти не мог. И вот возопили они, вопрошая: «Что Тебе нужно от нас, Сын Божий? Уж не пришел ли Ты сюда, чтобы прежде срока мучить нас?» А в отдалении от них паслось большое стадо свиней. И стали бесы просить Его, говоря: «Если Ты нас изгоняешь, отошли нас в это свиное стадо!» И Он сказал им:  Идите!» И они, выйдя, вселились в свиней, и вот ринулось все стадо с крутизны в море, и погибли они в водах. Те же, кто были при стаде, кинулись бежать, а придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот весь город вышел навстречу Иису-су, и когда Он показался, стали они просить Его оста-вить их края. И Он, войдя в лодку, переправился и при-плыл в Свой город (Мф. 8:28–9:1). 

Перевод Сергея Аверинцева

Только тридцать лет и три года было земной жизни Христа Спасителя, но о Нем до сих пор спорят, до сих пор Он является краеугольным камнем мироздания и камнем преткновения. Только три года проповедовал Господь, но до сих пор именно Его слово – Его Евангелие – определяет нашу жизнь. И как удивительно, что все, что сотворил Господь, Он совершил на совсем небольшой территории – прежде всего в Галилеи и в Иудее. Именно эту землю – выжженную солнцем каменистую Иудею и утопающую в цветах и зелени Галилею – избрал Сын Божий для Своей земной жизни. И, конечно, совсем особое место в евангельской географии принадлежит Галилейскому морю – Геннисаретскому озеру. На его берегах Господь избрал Себе первых учеников, здесь же Он учил, проповедовал, произносил Нагорную проповедь, на его берегах совершал чудеса, умножал хлеба, чтобы накормить тысячи голодных людей, по нему же ходил, «яко посуху», и здесь же явил Себя по Воскресении. Все это происходило в Галилее, а напротив, на другой стороне озера, нависала холмами страна Гадаринская, или Гергесинская. Где-то там с кручи и сорвалось в озеро стадо обезумевших свиней после одного из совершенных Христом чуда.

Господь и ученики переплывают озеро на лодке, по пути их настигает буря, одним Своим повелением Господь прекращает шторм, а ученики, только что испытавшие ужас смерти, в недоумении спрашивают друг друга: «Кто же это, что и стихиям повелевает, и слушают Его?» Но то, что еще не открыто людям, то, чего еще не знают ученики, знают падшие духи – бесы, именно они, вопреки своей воле, называют Иисуса Сыном Божьим, когда Он вступает на гадаринский берег. Там Господа встречают два одержимых человека. В отличие от Мат-фея, Лука и Марк говорят не о двух, но об одном бесноватом, но в этом нет противоречия. Как говорил Иоанн Златоуст, «противоречие возникало бы в том случае, если бы кто-то из евангелистов сказал, что одержимый был только один», то есть один из бесноватых страдал наиболее люто. Он-то и отвечал на вопрос «Как имя тебе?» – «Легион», по причине множества падших духов, обитавших в нем: в римском легионе было шесть тысяч воинов. Эти бесноватые были чужды обычной человеческой жизни, «свирепые», лишенные одежды, они жили в пустынях и в гробах, наводя на всех ужас. Все попытки вернуть их к нормальной жизни заканчивались неуда-чей, даже скованный цепью бесноватый разрывал ее и убегал, чтобы ночью и днем кричать и биться о камни. И вот такой буйный человек, издалека увидев Иисуса, бежит и падает – преклоняется перед Ним. В то же время полные знания и страха слова, которые он произносит, совсем не соответствуют его действиям, ведь он только озвучивает бесов: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Прежде чем бесы стали тем, что они есть, – падшими духами, в церковнославянском языке – «аггелами», они были ан-гелами Бога. Но та Слава, которую они созерцали до сво-его падения как сияние Божьей святости, теперь не согревает и не освещает, а жжет их. Это преддверие того очистительного огня, который на Страшном суде потребит все, что не от Бога, и, зная о конце времен и о пред-стоящем суде, падшие духи заявляют о том, что Господь мучит их «прежде времени». Понимая, что сейчас их из-гонят из человека, бесы просят Господа остаться в той стране, просят, «чтобы не повелел идти им в бездну», а позволил войти в пасущееся здесь же стадо свиней. (Население страны Гадаринской языческое, оно живет вне Моисеева закона, и потому здесь пасется стадо нечистых с точки зрения Ветхого Завета животных). Господь позволяет, и сразу огромное стадо срывается с места – устремляется с крутизны в озеро и тонет. Конечно, это символ будущей неизбежной погибели падших духов.

Все, что сотворил Господь, все, что Он сделал, когда жил на земле, – все это касается всех. И каждое конкретное дело, совершенное Христом, говорит нам о том, как действует Бог в мире. И каждое сотворенное Господом чудо мы можем рассматривать еще и как знак, символ, являющий нам Божественный Промысл. И совершенное исцеление в стране Гадаринской говорит нам о том, что мы можем и не должны бояться падших духов, потому что даже в свиное стадо бесы не могут войти без Божьего попущения. Но эта история говорит и о том, что человек, если он живет не по Закону Божьему, если он живет по-свински, действительно может стать обиталищем – жилищем – не только для своих страстей, но еще и для духов злобы. И злоба бесов к человеку такова, что если бы было возможно, то они погубили бы всех, как погубили они стадо свиное. И для того, чтобы человек был не жилищем бесовским, а стал образом Божьим, чтобы чело-век стал храмом для обитающего в нем Духа Божьего, и приходит к нам Господь. Но как встречает Бога человек? Жители страны Гадаринской, где так хотели остаться бесы, все жители города, узнав от пастухов обо всем случившемся, тут же пришли и просили, чтобы Он ушел от них. Им жаль было своих свиней, и это чувство было больше, чем жалость к исцеленным больным, один из которых, уже в здравом уме, одетый учениками, сидел тут же, у ног Христа, и слушал Его слово. И как же кошмарно и ужасно то, что человек может спокойно решить, что ему в его жизни Бог не нужен: «Уйди, пожалуйста». С чем останется такой человек, с чем останется такая стра-на? Ответ очевиден: со своими свиньями. Но Господь дает нам возможность наполнить нашу жизнь смыслом. Так же, как Он причаливал и выходил на берег тогда, так и сейчас Он готов прийти к нам, войти в нашу жизнь. И как тогда Господь послал исцеленного бесноватого к жителям Десятиградия, чтобы он свидетельствовал о том, что сотворил ему Господь, так и теперь история этого ис-целения говорит нам о том, что Господь есть Врач душ и тел, что Господь есть Владыка мира видимого и невидимого, что Ему дана всякая власть на земле и на небе!
Аминь.