Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Апостолы и Ангелы – посланники и вестники. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

Апостолы и Ангелы – посланники и вестники. Из книги протоиерея Михаила Бравермана "Евангельская история в проповеди".Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учени-ков возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что име-на ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и от-крыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение

(Лк. 10:16–21).
Синодальный перевод

Собираясь отравиться в последний путь Своей земной жизни – из Галилеи в Иерусалим, чтобы там принести Себя в Жертву за жизнь мира, Господь, помимо двенадцати ближайших к Нему, избирает еще семьдесят учеников, «предваряющих Лицо Его» в каждом городе и месте, где Он должен был пройти. Так же, как и число «12», число «70» имеет символическое значение. Если в Ветхом Завете было 12 патриархов, от которых произошел Древний Израиль, то в Новом Завете трудами 12 апостолов Господь основал Новый Израиль – Свою Церковь. Число «70» соотносится с древним преданием, согласно которому от сыновей Ноя произошло семьдесят народов, разошедшихся по лицу земли. Семьдесят человек составляли Синедрион – верховный суд народа, а в III веке до Рождества Христова 70 толковников переводили древние книги Писания с иврита на самый распространенный в Римской империи язык – греческий. Таким образом, апостол Лука, единственный из всех евангелистов упомянувший о семидесяти новых учениках, тем самым говорит своим читателям, что Благовестие Христа будет возвещено во всем мире. И Сам Господь, воскреснув из мертвых, говорил, что надлежит «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47).

Миссия семидесяти, по-видимому, была непродолжительной, дело было настолько важное и срочное, что Господь даже заповедовал им не брать с собой ни кошель-ка, ни сумки, ни обуви и никого не приветствовать на пути. Посланные по двое, они обошли не менее тридцати пяти поселений и когда возвратились, с радостью возвестили Учителю: «Господи! И бесы повинуются нам о име-ни Твоем». Господь дал ученикам власть наступать на «всю силу вражию», а прежде сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». О чем эти слова? О том, что с началом проповеди Христовой царству сатаны при-шел конец? Или же Господь говорит о том, что было еще прежде человеческой истории? Ведь «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58), – говорит Господь. Прежде сложения мира есть Сущий Бог, Который две тысячи лет тому назад пришел к нам и открыл тайны мироздания. Прежде чем наш мир исказился грехопадением человека, грех как борьба против Бога стал выбором одного из духовных существ. Зло имеет личное демоническое начало. Но кто как Бог! Кто может бороться с Ним и победить? И когда часть ангелов, не сохранивших своего достоинства, восстала против Бога, с ними, «духами злобы поднебесной», сразилось воинство Ангельское под предводительством Архистратига (то есть главнокомандующего) Михаила Архангела.

В Книге Откровения, где зачастую прошлое представ-лено как будущее, а будущее – как прошлое, тайнозритель Иоанн Богослов пишет: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был вели-кий дракон, древний змий, называемый диаволом и са-таною, обольщающий всю вселенную, низвержен на зем-лю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7–9).

Сатана, противник Божий, «спал с неба», и теперь борьба между светом и тьмой переместилась на землю, эта борьба идет за человека, и она идет в человеке. Господь призвал учеников радоваться не о том, что «духи вам повинуются», но о том, что «имена ваши написаны на небесах». После того, как часть Ангелов «потеряла не-беса», человек призван взойти на небо!

Евангельская история начинается с Благовещения, принесенного Деве Марии Архангелом Гавриилом, а в ее конце Ангелы сообщают женам-мироносицам о Воскресении Христовом. И если мы выбираем свет, Ангелы по-могают нам. Священное Писание говорит о множественности Ангельских миров, среди которых Престолы, Господства, Силы, Власти, Херувимы, Серафимы, Архангелы и Ангелы. Святитель Григорий Палама говорил, что само многообразие Ангельского мира, созданного еще прежде сотворения человека, предназначено именно для человека, поэтому апостол и называет Ангельские небесные силы «служебными духами» (Евр. 1:14)– Господь поставил их служить нашему спасению. И, быть может, именно Литургия лучше всего являет нам, что мы можем иметь нечто общее с Ангельским миром. И это – прославление Бога.

За Божественной литургией мы вспоминаем Ангелов, когда поем Трисвятое – Ангельскую песнь. Когда же священник совершает вход с Евангелием, он произносит молитву, в которой просит Господа: «Сотвори со входом на-шим входу святых Твоих Ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость». Затем, во время пения Херувимской, Церковь призывает всех, участвующих в богослужении, по примеру Херувимов сосредоточить свое духовное внимание на происходящем в храме.

Чтение об избрании новых посланников Божьих – семидесяти апостолов – Церковь возвещает в день Собора Архангела Михаила (8/21 ноября по юлианскому/григорианскому календарям), когда прославляется сам Архистратиг – «вождь воинства Господня» (Нав. 5:13–15), а также Архангелы Гавриил, Рафаил, Иегудиил, Варахиил, Иериемиил, Уриил, Селафиил и все Небесные бесплотные силы: «Архангели и Ангели, и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Бога».

Аминь.

протоиерей Михаил Браверман