Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Пасха: Семь дней великой истории.

Пасха: Семь дней великой истории.В воскресенье, 20 апреля, христиане отмечают Пасху — самый главный церковный праздник, установленный в честь Воскресения Иисуса Христа. Что предшествовало этому событию? В чем истинное значение смерти и воскрешения Спасителя? И для чего мы красим яйца на Пасху? Ответить на эти вопросы Городу+ помог протоиерей Михаил Браверман, настоятель Храма святых Константина и Елены.

Слово «Пасха» означает «прехождение», то есть «пройти мимо», «миновать». История праздника началась с Ветхого завета, согласно которому Бог избавил еврейский народ от египетского рабства, даровав ему свободу. В Новом завете Пасха означает воскрешение Иисуса Христа, а также начало богослужебной истории христианства.


Для нас весь Ветхий Завет есть приготовление к Новому Завету. Ветхий Завет – это союз Бога с праведниками древнего мира, а Новый Завет – союз всего человечества и Иисуса Христа. Очень многие события Ветхого Завета мы воспринимаем как прообразы того, что в совершенстве исполнилось уже с пришествием в мир Христа Спасителя. В древнем мире Пасха была воспоминанием об избавлении израильского народа от рабства и смерти в египетском плену. Господь даровал своему народу свободу. Для нас это событие — не просто история, это еще и прообраз того, что сделал Иисус Христос, который вывел человечество из рабства греха и вечной погибели. 

Михаил Браверман


Семь дней великой истории

Пасха: Семь дней великой истории.


Господь Иисус Христос есть превечный Божий Сын, он рожден прежде сотворения мира и времени, в котором этот мир существует. Но как человек Иисус рожден две тысячи лет назад от девы Марии и Святого Духа. Достигнув тридцатилетнего возраста, традиционного возраста выхода на проповедь в древнем Израиле, он идет учить. Иисус учит, совершает чудеса, подтверждая свое Слово делами. Только три года продолжается его проповедь, но после нее все изменяется в нашем мире.

Михаил Браверман 


Накануне Ветхозаветной Пасхи Иисус пришел в Иерусалим, его встречали как царя-спасителя, подстилая под его путь пальмовые ветви и восклицая «Осанна!». Израильский народ ждал от него великого чуда — избавления от римской оккупации, от очередного рабства. А Христос пришел избавить людей от греха. Войдя в храм, Иисус начал выгонять торговцев, со словами «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (Ев. от Марка 11:17). Народ удивился такому учению, а первосвященники заподозрили в Иисусе мятежника. Это был понедельник – первый день Страстной недели.

На второй день Иисус продолжал проповедовать своим ученикам и народу, который следовал за ним. Первосвященники решили хитростью избавиться от неугодного пророка. В среду, в предверии Ветхозаветной Пасхи, один из учеников Иисуса – Иуда Искариот – пришел к первосвященникам. Они предложили ему тридцать серебряников за то, что он выдаст Христа.

Пасха: Семь дней великой истории.

Картина: In Remembrance of Me, автор: Walter Rane

Четверг – день Тайной Вечери. Иисус собрал своих учеников за трапезой и дал им свои последние наставления. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ев. от Иоанна 13:34-35). Иисус взял хлеб и дал своим ученикам, сказав «примите и ешьте, это тело Мое». Взяв чашу с вином, он поднес ее ученикам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Ев. от Матфея 26:28). Именно в этот день Христос установил главное Таинство Церкви – причащение.

В ночь Великой пятницы Иисус молился в Гефсиманском саду, прося у Бога избавления от страданий, но говорил: «если не может сия чаша миновать Меня, да будет воля Твоя» (Ев. от Матфея 26:42). Утром Иуда привел в сад воинов, подошел к Иисусу и поцеловал его, выдав тем самым Спасителя. Христа связали и отправили на суд к прокуратору Понтию Пилату. Прокуратор спросил у народа, что они хотят сделать с Царем иудейским, в ответ Пилат услышал «Распни его!». Иисуса распяли на горе Голгофе, на глазах его матери и множества людей.


Проповедь Иисуса приводит к конфликту с религиозными властями. Христа обвиняют и осуждают на смерть. Можно подумать, что тогда это было торжество всех сил зла. Но никто не знал, что Христос, которого ожидало ветхозаветное человечество, приходит, чтобы стать Владыкой не одного только народа, Он пришел, чтобы быть Владыкой и живых и усопших. Господь, с одной стороны, вольно отдает себя на страдание. С другой – в этом видится ужасное несовершенство нашего мира — воплощенного Бога, который совершал чудеса, исцелял болезни и воскрешал мертвых, изгоняют на Голгофу и на Крест. Но торжествует не смерть, не человеческая злоба, а торжествует Сам Бог. Потому что претерпев на Кресте смерть, Он воскрес из мертвых и даровал всем верующим в него надежду. И тот свет Христовой любви, свет Христова Воскресенья, который когда-то воссиял из гроба Христа, до сих пор может освещать нашу жизнь.

Михаил Браверман 


Суббота – это первый день, когда Иисуса не стало на земле. Он был погребен в пещеру по иудейским обычаям. Именно в субботу Христос спустился в ад, чтобы спаси всех. В этот день принято освящать куличи и пасхи. Также верующие красят яйца, в знак доказательства римскому императору Тиберию воскрешения Иисуса. По преданию, Мария Магдалена преподнесла императору белое яйцо со словами «Иисус Воскресе!». На что он ответил: «как это яйцо не сможет стать красным, так и мертвые не воскресают». И яйцо сразу же стало красным.

Пасха: Семь дней великой истории.

 


Пасхальные традиции появились очень рано. Пасхе начал предшествовать пост – время особой дисциплины. Пост продолжался разное количество дней в разных местностях. Но когда заканчивается пост, наступает праздник. А праздник духовный предполагает полноту жизни, поэтому мы празднуем, встречаемся, у нас должен быть праздничный стол, атрибутом которого является и пасха, и куличи, и крашеные яйца. Еще яйцо – это символ жизни.

Михаил Браверман 


Еще одно чудо Великой субботы – это Благодатный огонь. В Храме Гроба Господня в Иерусалиме на плиту, покрывающую гром спасителя сходит Благодатный огонь. Он является маленькими огненными каплями, которые главный патриарх собирает руками. Этот огонь не оставляет ожогов. Затем от него зажигают свечи и развозят по всему миру.


Прибытие  Благодатного огня в Россию имеет символическое значение. Ведь Бог, согласно апостолу Иоанну Богослову есть Свет, и огонь символизирует свет Божественной любви.  Когда, Христос был погребен, все надежды учеников рухнули, потому что торжествовало зло и смерть. Но Христос воскресает и этой победой над злом освещает нашу жизнь, освещает вселенную. И тот свет, который воссиял когда-то  в Иерусалиме, из гроба Господня, он и поныне освещает нашу жизнь. Мы должны знать и помнить: то, что зародилось тогда в Иерусалиме, как победа над смертью, продолжается в наших храмах, ведь в них, когда совершается богослужение, незримо присутствует Воскресший Христос. И Благодатный огонь — это видимый знак  пребывания Бога среди нас.

Михаил Браверман


 

В Петербург Благодатный огонь прибудет в ночь с 19 на 20 апреля. Около часа ночи огонь отправится в Казанский кафедральный собор, после чего его распространят по всем церквям и храмам Северной столицы. 

Пасха: Семь дней великой истории.

 

В воскресенье Мария Магдалена пришла в пещеру, где был погребен Иисус. Ее встретил Ангел, который сказал, что Христос воскрес, как и обещал.


Евангелие свидетельствует о победе Христа над смертью.  И значит, любая неправда, любая болезнь или немощь – все это будет преодолено. Оно будет преодолено в будущем, и это будущее начинается уже сейчас, потому что Господь призывает нас быть с ним в этой, порой несовершенной, жизни. Нужно искать Его, любить Его и творить Его волю, тогда вся наша жизнь станет путем к Пасхе, к свету, к преображению. В церковных песнопениях Господь назван «Солнцем правды», поэтому петербуржцам хотелось бы пожелать на Пасху, чтобы солнце правды освещало всю их жизнь!

Михаил Браверман

Источник: Город+