Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): О миссионерстве в Евангелиях

apostol-pavel-mosaic«Жатвы много, а делателей мало» (Мф 9,37)

О содержании и объеме христианской миссии предельно кратко сказано Воскресшим Иисусом Христом в последнем наставлении Его Апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28,18−20). Если во время земной жизни Иисуса Его учительное слово и Его деяния ограничивались пределами Палестины, — и то же самое можно сказать о миссионерской проповеди Его первых учеников, — то после Его Воскресения христианской миссии предстояло охватить весь мир: «научите все народы».

О первых шагах миссионерской деятельности учеников Христовых нам повествуют Евангелия. Ученики возвещали то самое главное, что провозглашал их Учитель, а именно, непосредственную близость Царствия Божия (см. Мк 1,15). В начале Евангелий Иисус Христос представлен как Благовестник этого нового Царства, как Учитель и Целитель. Его деятельность направлена на окружавший Его народ с целью обновить его, подготовить к принятию грядущего Царствия Божия. «Вы — свет мира», — так пророчески было сказано народу в начале Нагорной проповеди (Мф 5,14).

Другой библейский образ, который использует в Своей речи Иисус — образ жатвы. И если в Ветхом Завете жатва — символ Суда, а жнецы с серпами — ангелы Божии, то теперь жатва в устах Иисуса Христа стала праздником собрания народа Божия в Царство Божие, и жнецами должны стать Его помощники — первые ученики. Они названы «делателями», то есть работниками: «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало» (Мф 9,37). Но со временем число их должно увеличиться, Сам Господь Бог наделит их способностью быть Вестниками Его Царствия: «итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Посланные Богом «делатели» — жнецы, они же и пастыри — это первые Апостолы, число которых первоначально было Двенадцать, но со временем будет увеличиваться. Слово «Апостол» греческое и означает буквально «посланник». Так называли людей, которым делегирована полнота власти того, кто их послал. Двенадцать — это послы Иисуса Христа. Они наделены Его властью и силой.

Двенадцать Апостолов

Почему призваны Двенадцать? Число это важное для Израиля, число символическое. Оно означает полноту народа Божия. Ведь Израиль первоначально имел 12 колен Иакова. После Вавилонского плена число колен уменьшилось. И вот теперь народ Божий должен восстановиться во всей своей полноте.

Все списки имен этих Двенадцати Апостолов начинаются с Симона, который называется также Петром. Почему он — первый? Возможно, он был старшим по возрасту. К тому же он был первым, кого позвал следовать за собою Иисус, как об этом свидетельствуют Евангелия. Симон — его собственное имя, а Петр — его прозвище. По-арамейски оно звучит как Кифа, то есть «камень». На греческом языке — Петрос, или в нашей традиции Пётр. Почему Иисус дал Симону такое прозвище, — об этом можно спорить. Ведь по своему характеру Петр был отнюдь не похож на скалу или камень. Скорее всего он назван так в связи с предстоящей ему роли быть тем каменным основанием, на котором возрастет новый храм — Церковь Христова: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16,18).

Далее следует брат Симона-Петра Андрей. Имя это греческое. Согласно Евангелию от Иоанна, он раньше Петра узнал об Иисусе и последовал за Ним. Более того, именно Андрей «первый находит брата своего Симона и говорит ему: „мы нашли Мессию, что значит: Христос“; и привел его к Иисусу» (Ин 1,40−42). Оттого Андрей и называется Первозванным.

Затем, если следовать Евангелию от Матфея, называются два брата, сыновья некоего Зеведея, — Иаков и Иоанн. Они были, как и Петр, близки к Иисусу. Именно эти трое будут свидетелями Преображения и Гефсиманской молитвы Христа.

Уже перечисленные и дальнейшие имена Апостолов соединены попарно.

Итак, Симон и Андрей, Иаков и Иоанн, третья пара — Филипп и Варфоломей. Филипп — имя греческое. Варфоломей — не имя, а отчество, по-арамейски Бар-Толмай, то есть «сын Толмая».

Четвертая пара — Фома и Матфей мытарь. Фома — тоже арамейское имя, и даже скорее не имя, а прозвище, ибо означает «близнец». Чей он близнец, остается только гадать. Матфей мытарь. Имя Матфей — еврейское, и означает «дар Божий». У евангелистов Марка и Луки он назван Левий, сын Алфея.

Пятая пара — Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем. О них в Евангелиях говорится мало.

Шестая пара — Симон Кананит и Иуда Искариот. Этот второй уже Симон назван Кананит, то есть по-гречески Зилот. Зилотами называли членов крайнего националистического движения. Они выступали против римской оккупации Палестины.

Мы видим, насколько разных людей привлекает к себе Иисус. В одном списке назван сборщик налогов и пошлин Матфей, на которого в народе смотрели как на предателя, как на человека, который ради выгоды продался языческим завоевателям. А потом говорится о его явной противоположности, о Симоне Кананите, или Зилоте. А зилотов хотя и побаивались, но чрезвычайно уважали в народе как патриотов своей страны. — Если бы Симон Зилот встретил мытаря Матфея в иной ситуации, он его заколол бы кинжалом. Но в обществе Иисуса Христа ненавидящие друг друга люди могут научиться любить друг друга согласно Христовой заповеди «любите врагов ваших» (Мф 5,44). Все мы знаем, как разделяют людей идеологии, разделяют до фанатичной непримиримой ненависти. Двенадцать Апостолов Иисуса Христа являют нам идеальное ядро, из которого вырастет Церковь Христова, примиряющая враждебное и объединяющая разделенное. Во всяком случае, так быть должно!

Наконец, последним назван Иуда Искариот, он же предатель.

Вслед за списком следуют наставления Иисуса Христа Его Апостолам.

Наставления Иисуса Христа Его Апостолам

Первое наставление Иисуса Христа Апостолам гласит: «Идите к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 10,6). Речь идет не о какой-то группе израильского народа, о «погибших», или потерянных овцах, а о том, что потерян весь народ Израиля, к которому Иисус и направляет Своих Апостолов.

Свою проповедь приблизившегося спасительного Царства Небесного Апостолы должны подтверждать, как и Сам Иисус, делами: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф 10,8). Из Книги Деяний мы узнаём, что Апостолы так и делали. При этом им запрещается брать плату за свое служение: «даром получили, даром давайте». Они по благодати получили от Бога чудодейственные дары.

Наставления в Евангелии от Матфея относительно внешнего вида и снаряжения миссионеров кажутся чрезвычайно суровыми: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф 10,9−10). Возможно, эти указания не следует понимать уж слишком буквально. Ведь посох или обувь — отнюдь не роскошь, но вещи необходимые в путешествии по раскаленным каменистым тропам Палестины. Так что всему этому часто придают символический смысл. Так, запрет брать с собою деньги и сумы с пропитанием может указывать на то, что Апостолы должны свидетельствовать об истине Евангелия: «Царствие Божие уже здесь. Бог — наш Отец, и Его милость делает излишними все наши земные заботы». Намерение евангелистов очень простое — наглядно показать предельную неприхотливость христианских миссионеров.

Отсутствие двух одежд и обуви должно указывать на бедность, на «блаженство нищих». Особенно символичным представляется запрет на обувь. Это свидетельствует не только о бедности, но и о священнослужении. Ведь к храму нельзя было приближаться обутым и нести с собою вещи, в том числе суму и посох. Теперь для Апостолов таким Храмом должен стать весь мир. Кроме того Апостолы не должны были брать с собой в дорогу сумы и посоха, чтобы их не принимали за бродячих кинических философов (или в другом произношении «циники»). Их отличительной внешней особенностью была сума для пожертвований и посох.

Единственное, на что могут претендовать Апостолы, — это пропитание: «трудящийся достоин пропитания» (Мф 10,10). Деньги брать нельзя, но пропитание — можно. В последствии некоторые из этих требований довольно долго сохранялись.

Далее следуют наставления о том, как Апостолы должны себя вести по отношению к тем, кому они возвещают Евангелие. «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете» (Мф 10,11). Иначе говоря, останавливаться следует только в доме доброжелательно настроенного человека, который принимает Евангелие и с готовностью предоставляет кров и пропитание. В этом доме следует оставаться до конца, а не переходить из дома в дом (Лк 10,7) в поисках места поудобнее и посытнее.

«Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (Мф 10,12−13). «Мир» (шалом) — еврейское приветствие. Но надо помнить, что шалом означает величайшее благо, полнота Божественных даров (и материальных, и духовных), практически почти то же, что спасение. Шалом — это молитва о Божественном благословении. Слова о приветствии и о возвращении приветствия носят чисто восточный характер. Говорят, что и поныне на традиционном мусульманском востоке, если человек произнесет при встрече благословение другому человеку, а потом узнает, что этот человек иноверец, он пойдет и заберет свое благословение назад. Таким образом, если в доме, в который миссионер пришел, люди приняли и его, миссионера, и его Евангелие, то на такой дом снизойдет благословение Божие. В противном случае «мир ваш к вам возвратится», то есть благословение будет как бы отозвано, Бог лишит такой дом Своего благословения.

Увы, далеко не всегда христианские Апостолы и миссионеры встречали радушный прием. Иисус Христос предупреждает Своих Апостолов, что они должны быть готовы к враждебному отношению. В таком случае, «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф 10,14−15). Дело в том, что гостеприимство на Востоке считался священным долгом. Странник, вошедший в город, не должен был искать гостеприимства — жители сами должны были предложить ему свое гостеприимство. И вот Иисус сказал Своим ученикам, что если в гостеприимстве им будет отказано, и, если люди закроют пред ними свои двери и уши, они должны покинуть это место и отряхнуть его прах со своих ног.

Предостережения о трудностях миссии и о грядущих гонениях

Апостолам на их пути встретятся опасности. Первые читатели Евангелий прекрасно знали это и на своем опыте. Но Иисус наставляет, чтобы это не было неожиданностью для Его учеников. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф 10,16). Здесь Господь использует понятные всем израильтянам слова. Ведь иудейская традиция утверждала, что Израиль среди моря языческих народов подобен ягненку среди волков. Поэтому ему следует быть особенно мудрым и осторожным. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», — учит Иисус Апостолов. Им предстоит встретить много врагов на своем пути. Оттого им потребуются качества, которые позволят им быть успешными во враждебном окружении. Змеи у многих народов Земли в древности считались существами умными, хитрыми, умеющими ускользать от опасностей. В книге Бытия сказано: «Змей был умнее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт 3,1). В Синодальном переводе «змей был хитрее всех зверей…». А в Синодальном переводе евангельских слов Господа змеи оказываются «мудрыми»: «будьте мудры, как змии». Мы видим, что одно и то же слово может быть переведено по-разному в зависимости от настроения переводчика. Впрочем, такие качества как ум и мудрость — почти идентичны. Что касается голубей, то они были символом «простоты», то есть незлобивости и детского простодушия.

Дальнейшие слова Иисуса Христа о судах и преследованиях, конечно, больше отражают ситуацию гонимых христиан во времена Евангелистов, чем ситуацию Апостолов во время земной жизни Иисуса. Так что евангельский текст следует понимать как предостережение Апостолам и Церкви Христовой на будущее. В эпоху гонений христианам всегда грозила какая-то опасность с самых разных сторон. Все это требовало великой стойкости и верности, вплоть до мученической смерти. Но… и тут следует вспомнить о «змеиной мудрости», о которой наставлял Своих учеников Иисус. В Церкви всегда были ревнители не по разуму, такие энтузиасты, которые прямо-таки жаждали пострадать и стать мучениками за веру. Но «змеиная мудрость», среди всего прочего, должна состоять в том, чтобы без особой нужды не подвергать себя опасности: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф 10,23). Иисус говорил Своим ученикам, что не нужно напрасно и бессмысленно рисковать жизнью. Жизнь Апостолов, да и всякого верного свидетеля Христова, драгоценна и не следует безрассудно обращаться с ней.