Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

«Вышел сеятель сеять». О семени – слове Божием, и о почве – наших сердцах. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди»

2Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Кто имеет уши слышать, да слышит!

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,

ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

 

После  Воскресения  и  перед  Вознесением  Господь обещал Своим ученикам, что Он не оставит их, что Он с нами «во все дни до скончания века». Конечно, Господь не живет среди нас так, как Он обитал среди апостолов две тысячи лет назад. Но Господь пребывает с нами в Духе Святом, Который сходит на учеников в день Пятидесятницы; Господь пребывает с нами в Своей Церкви и ее  Таинствах,  которые  совершаются  Духом  Святым.  И еще Господь пребывает с нами в Своем учении – в Своем слове, Своем Благовестии, Своем Евангелии.

Слово Христа Спасителя, которое когда-то было возвещено в Святой земле, доныне обращено к каждому человеку, и это слово может изменить всю нашу жизнь. Но почему же проповедь Христа Спасителя не обратила всех тех людей, которые тогда ее услышали? Почему апостол Христов Павел говорил о себе, что он «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22), и почему сегодня слово Христа, которое тщательно изучено  и  многократно  прокомментировано,  слово,  которое  обратило  к  Богу  миллионы  людей,  тем  не  менее остается бездейственным для очень и очень многих? На этот вопрос ответил Сам Господь, рассказав притчу о сеятеле.

Господь начал Свою проповедь о Царстве Божием в молитвенных домах – синагогах, а затем, когда слушателей стало столь много, что они уже не вмещались в домах, Господь учил их, «взойдя на гору» или «сев на месте равне». А однажды, войдя в лодку, Он, по слову евангелиста Марка, «сидел на море» и, уча толпившийся на берегу народ, рассказал притчу о том, как мы слышим Его слово, и о том, какие это имеет последствия. Очень простой рассказ, где речь шла о знакомых для слушателей вещах, тем не менее даже для двенадцати ближайших учеников  требовал  разъяснения.  «Объясни,  –  просили они Спасителя наедине, – о чем эта притча». И Господь, прежде чем растолковать притчу о сеятеле, отвечал ученикам, что им дано знать тайны Царства Божьего, а прочим, внешним, все бывает в притчах – в образах, так что они видя – не видят, и слыша – не разумеют, да не обратятся, да прощены будут их грехи. Но ведь мы знаем, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Мы знаем, что и учение о Царстве Божьем Господь излагал не в абстрактных понятиях, но большой частью в притчах, в которых речь шла о повседневных и обыденных вещах, и потому смысл их должен был легко восприниматься слушателями. Так почему же тогда Господь произносит столь странные слова?

Ответ можно найти еще в Ветхом Завете, на него и ссылается  Господь:  «Сбывается  над  ними  пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:14–15; Ис. 6:9–10). То есть это сами люди не хотят обратить свою жизнь к Богу, это сами люди не хотят слышать слово Божие, оно им не интересно, оно им не нужно. Это сами люди стали духовно слепыми и духовно глухими, они не могут увидеть действия Бога в мире и они не могут встретить Бога в Писании – услышать Его слово. И, конечно, ответ на вопрос, почему человек остается «внешним» по отношению к обращенному к нему слову Бога, содержится прежде всего в самой притче о сеятеле, где семя – это Божие слово, а почва, на которую падают семена, – это наши сердца; и только от нас самих зависит, как мы это слово слушаем, как мы его воспринимаем и возделываем – над ним трудимся.

За  две  тысячи  лет,  прошедших  с  той  поры,  как  Господь  возвестил  Свое  учение,  мир  кардинально  изменился:  были  открыты  все  пять  континентов,  создавались  и  разрушались  империи,  писались  конституции, проходили мировые войны, были изобретены порох, пароход, поезд, самолет, радио, телевидение, компьютер. Познание человека вышло за пределы видимого мира, но наше сердце (а сердце в библейском смысле – центр всей духовной, душевной и физической жизни человека) осталось таким же, как и в те времена, когда была рассказана притча о сеятеле. И причины, по которым семя слова Божьего не прорастает в человеке, остались прежними: это отсутствие интереса и внимания к Евангелию, житейские заботы и отсутствие в нас глубины.

Господь  так  объяснял  ученикам  притчу:  «Упавшее при пути, то, что было потоптано, – чем пренебрегли, и то, что было поклевано птицами, – похищено, означает тех, которые слышат слово, но к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали  и  не  спаслись».  Это  люди,  безразличны  к Евангелию  и  учению  Церкви,  но  в  итоге  оказывается, что они безразличны к своей жизни – своему спасению. Есть и такие, кто с радостью приемлет слово, но, увы, не имеет в себе глубины, и потому евангельскому семени негде пустить корень, эти люди временами веруют, а во время искушения, скорби и гонения отпадают: их обозначает семя, упавшее на камень и засохшее, как не имеющее ни влаги, ни корня. То же семя, что упало в терние – в сорняки, которые в итоге заглушили его, – обозначает тех, кто не может принести плод из-за того, что подавлен заботами века сего, богатством и наслаждениями житейскими.  И  только  упавшее  на  добрую  почву  принесло плод в свою меру: и в тридцать, и в шестьдесят, и во сто крат. Причем семя не само по себе приносит плод, но когда терпеливо его хранят в добром и чистом сердце.

У Марка и Луки сразу же за притчей о сеятеле идут слова Господа, которые давно стали самостоятельными афоризмами: два из них следующие: «Для того ли приносится (в греческом тексте: «приходит»! – М. Б.) свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того  ли,  чтобы  поставить  ее  на  подсвечнике?»  И:  «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк. 4:21–22; Лк. 8:16,17). Конечно, эти слова получили самое широкое толкование, но из того контекста, в каком они стоят в Евангелии, мы понимаем, что это сказано Господом о Себе: Его Воплощение является тайной Божьей. Эта тайна сокрыта  от  внешних  –  недоступна  неверующему  сознанию. Но она становится явной для верующих и освящает их жизнь!

В связи с притчей о сеятеле мы можем понять и третий афоризм – загадочные слова о том, что «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8:18). Казалось бы, должно быть совсем наоборот: нужно дать тому, у кого нет! О чем тут речь?  О  том,  что  совершенно  ошибочно  полагать,  что можно жить лишь для себя, не задумываясь ни о смерти, ни о Боге, ни о Его Вечном Царстве, и при этом думать, что затем  когда-то  для  человека  наступит  жизнь  вечная  – «жизнь после смерти». Конечно, нет! Жизнь вечная начинается для человека еще здесь, на земле, когда человек ищет Бога в своей жизни, встречает Бога в Евангелии,  молитве,  Церкви  и  ее  Таинствах,  когда  человек учится любить Бога и быть Ему верным! Когда человек читает слово Божие – слово Евангелия – как обращенное лично  к  нему.  Когда  человек  воспринимает  Евангелие как слово своего спасения, слово, которое должно принести плод, и об этом Господь говорит нам: «Замечайте, как вы слушаете».      Аминь.