Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

«Пятидесятница – полнота Откровения». Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

"Пятидесятница – полнота Откровения". Из книги протоиерея Михаила Бравермана "Евангельская история в проповеди".При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и на-полнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеии прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

(Деян. 2:1–11). Синодальный перевод

Господь Иисус Христос перед Своим Вознесением обещал ученикам, что Он никогда нас не оставит. И вот проходит десять дней по Вознесении, и тогда исполняется обетование Христово: на учеников в виде огненных языков сходит Дух Святой, в Котором Сын Божий и пребывает и открывается. Этот праздник называется еще Днем Пресвятой Троицы, потому что именно в этот день человеку дарована полнота богооткровения и полнота богообщения. И высота этого Откровения – догмат о Пресвятой Троице. Откровение имеет свою историю:если «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; то ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание», – говорит певец Пресвятой Троицы святитель Григорий Богослов. И в центре учения – Личность Иисуса Христа Сына Божия. Вся пол-нота богопознания явлена нам Воплощением Сына: Он открыл нам Отца и ради Него сошел на учеников Дух Святой.

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын,сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Вся полнота ведения Бога Невидимого и Непознаваемого явлена Воплощением Сына Божьего, на просьбу ученика «Покажи нам Отца и довольно нам» ответившего: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Познание Сына есть познание Отца,и, по слову священномученика Иринея Лионского, «невидимое Сына есть Отец и видимое Отца есть Сын».

Сын открывает нам Отца, а Сам открывается в Духе Святом. И так же, как и Сын, превечно от Отца рожденный,воплощается в конкретном историческом времени, так и Дух Святой, превечно от Отца исходящий, ниспосылается миру в определенный момент времени – Пятидесятницу.

Воплотившись, Господь в Себе исцеляет и освящает человеческое естество, затем Он Своим Воскресением дарует человеческой природе бессмертие, а затем Своим Вознесением возводит человечество в Духовное небо. И когда это свершается, то и мы, каждый человек, становимся способными стать причастниками Божественного естества. И это начинается в день Пятидесятницы,когда в виде огненных языков сходит на учеников Дух Святой Господь Животворящий, и это должно продолжаться в жизни каждого человека.

Целых пятьдесят дней, с самой Пасхи, мы не обращаем молитву к Царю Небесному – Духу Святому, и не по-тому, конечно, что в этот период Его нет в Церкви, а потому, что в Церкви, в соответствии с ее календарем, мыне просто вспоминаем события священной истории, но исами становимся их участниками. И каждый раз, совершая Божественную литургию, священник в молитве вспоминает то, что случилось в третий час пятидесятого дня по Воскресении и что продолжается доныне: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся». К этому тропарю добавлены стихи пятидесятого псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей».

Святой Дух действовал и в эпоху Ветхого Завета,именно Духом предвозвещали грядущие события про-роки, но тогда благодать была внешней, человек не мог вместить ее, и только после того, как Господь прославил человеческое естество, мы обрели возможность приходить к Богу, обретать с Ним единство, становиться при-частниками Его благодати. И встречаем мы Христа Спа-сителя в Церкви и ее Таинствах, и Пятидесятница является днем рождения Церкви. И в Церкви все начинается спризывания Святого Духа, и в Церкви все совершается Святым Духом: священник благословляет, крестит, чи-тает чинопоследование Таинств: все совершает Дух Святой, Господь Животворящий. Святым Духом прелагаются хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, Святым Духом созидается собрание верующих в таинственное Тело Господне – в Церковь. И «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:16). А м и н ь.

 

протоиерей Михаил Браверман