Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Лазарь – друг Христа

 

clip_image002А был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен. Услышав это, Иисус сказал: болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее. Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, тогда остался Он два дня на том месте, где был. Затем, после этого, Он говорит ученикам: идем снова в Иудею. Говорят Ему ученики: Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда? Ответил Иисус: не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем. И сказал Он это, и говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Сказали Ему ученики: Господи, если уснул, будет спасен. Но сказал Иисус о смерти его, а они подумали, что говорит Он о простом сне. Тогда и сказал им Иисус прямо: Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Я не был там, дабы вы уверовали. Но идем к нему. Тогда Фома, называемый Близнец, сказал другим ученикам: идем и мы, чтобы умереть с Ним. Придя, Иисус нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Была же Вифания близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешить их в горе о брате. Марфа, когда услышала, что Иисус идет, вышла к Нему навстречу; Мария же сидела у себя в доме. Сказала тогда Марфа Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог. Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой. Говорит Ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Сказал ей Иисус: Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли ты в это? Говорит она Ему: да, Господи, я уверовала и верую, что Ты — Христос, Сын Божий, грядущий в мир. И, сказав это, она пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: Учитель здесь и зовет тебя. Она же, когда услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Еще не вошел Иисус в селение, но всё еще был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, бывшие с ней в доме и утешавшие ее, увидев, как Мария поспешно встала и вышла, последовали за ней, думая, что она идет к гробнице, чтобы плакать там. А Мария, когда пришла туда, где был Иисус, увидев Его, пала к Его ногам и сказала Ему: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, возмутился духом и пришел в волнение и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи, иди и посмотри. Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: вот как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Он, открывший глаза слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице: это была пещера, и камень закрывал ее. Говорит Иисус: возьмите камень. Говорит ему сестра умершего, Марфа: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день. Говорит ей Иисус: не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? Тогда взяли камень. Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда Меня слышишь, но сказал ради народа, стоящего кругом, чтобы они уверовали, что Ты Меня послал. И, сказав это, воззвал громким голосом: Лазарь, выходи. И вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями, и лицо его было обернуто платком. Говорит им Иисус: развяжите его и пустите его идти. Тогда многие из иудеев, пришедшие к Марии и увидевшие, что Он сотворил, уверовали в Него. (Ин.11,1-45)

 

Перевод епископа Кассиана (Безобразова)

 

 

Совсем неподалеку от Иерусалима, за Елеонской горой расположено арабское поселение Аль-Лазария. В начале XX века две шотландки, принявшие православие и монашество с именами – Марфа и Мария, организовали здесь монашескую общину, которая и доныне занимается социальным служением – воспитывает и обучает арабских девочек. Когда-то это место называлось «Вифания», здесь жил евангельский Лазарь и две его сестры, Мария и Марфа, в доме у которых Господь часто гостил. О Лазаре и его сестрах евангелист говорит удивительные слова: «Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин.11:5). Бог любит человека, каждого лично, так что, откликнувшись на любовь Божию, человек может стать другом Божьим. И однажды, когда Господь с учениками был у Иордана, сестра Лазаря Ему прислала Ему весть: «Господи! вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 11.3).

Но Господь не идет сразу, Он ждет два дня, а затем говорит: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». Ученики полагают: «Если уснул, значит, выздоровеет». И тогда Господь открывает им, что Лазарь уже умер, «но пойдем к нему». А ведь еще совсем недавно Господа в Иерусалиме хотели побить камнями. И один из двенадцати,, Фома говорит: «Пойдем и умрем с Ним» (Ин. 11:16). И вот они идут к уже умершему, их учителя хотят убить, и они готовы умереть с Ним.

Когда Господь с учениками входит в Вифанию Его встречает сестра умершего – Марфа и Господь обещает, что ее брат воскреснет. Впоследствии на этом месте был создан византийский монастырь, а сейчас находится женская монашеская община и совсем недавно на ее территории, при строительстве детской площадки, была найдена мраморная плита V века с надписью на греческом языке: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении». И хотя Ветхий Завет лишь прикровенно говорил о будущем восстановлении человека, то, что ответила тогда Марфа, свидетельствует о том, что вера в воскресение тел была уже общепринятой в те времена: «Знаю, — говорит она, — что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24).

Но Сам Господь и есть Жизнь и Воскресение, и потому Он говорит: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» «Так, Господи» – отвечает Марфа – «верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11.27). Господь плачет над умершим Лазарем, плачет над участью человека, покорившегося смерти.

Смерть противоестественна для человека; ведь человек был сотворен не для того чтобы умирать, но для того, чтобы через Богообщение наследовать жизнь вечную. Но когда первый человек, согрешив, отпал от Бога – Источника Жизни, тогда в мир вошла смерть и ее предвестники – болезнь и страдание.

И в этот отвернувшийся от Бога мир приходит Сын Божий, Он воплощается и принимает на Себя все ограничения нашего бытия. И, будучи Самой Жизнью, Он примет смерть, чтобы быть Владыкой как жизни, так и смерти: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми» (Рим. 14.9).

Но еще прежде Своей Крестной смерти Владыка Мира воскрешает Лазаря, Своим повелением: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:43). И человек, четыре дня находившийся в гробнице, возвращается к жизни.

И так как через это чудо многие уверовали в Господа, то совет первосвященников и фарисеев окончательно решил Его погубить: «Этот Человек много чудес творит, и если оставить Его так, то все уверуют в Него». Все уверуют, что Иисус есть Христос. А Христос есть Царь, и тогда, полагает совет старейшин, «придут римляне, под чьим господством находится Иудея, и овладеют и местом нашим и народом».

Так и случится в 70-х годах I века: придут римляне, и перебьют народ, и разрушат Иерусалим, и храм сожгут, но не потому, что все уверуют, а потому, что не поверили, потому что, как сказал Господь, Иерусалим не узнал времени «посещения своего» (Лк. 19:44), не узнал, что служит к его миру.

А пока некто Каиафа, невольно произносит пророчество: «Лучше нам, чтоб один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Апостол уточняет: «Сие же сказал он не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ». И добавляет евангелист: «не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:49,52). Собрать во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, собрать, чтобы всякий верующий в Сына Божьего Иисуса Христа имел жизнь вечную. И как Воскрес Господь, так воскреснем и мы, и, значит – смерть не более чем сон, потому что если мы соединены с Господом в Церкви и Ее Таинствах, то мы уже имеем в себе залог вечной жизни.

«Всякий, кто видит Сына, и верует в Него, имеет живот вечный, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Господь (Ин. 6:40).

Прежде чем Господь воззвал Лазаря к жизни, его тело уже подверглось разложению. Так будет и во всеобщее воскресение мертвых, когда восстановится человек во всей своей полноте, когда души соединятся со своими превратившимися в прах телами, когда, по слову апостольскому, «мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15:52), когда «смертное облечется в бессмертное», когда окончательно восторжествует ветхозаветное пророчество: «поглощена смерть победою» (Ис. 25:8). Той победой, которую одержал Господь своим Воскресением. И эта победа станет окончательным достоянием человека во всеобщее Воскресение мертвых в последний день этого мира, Воскресение, надежду на которое каждый из нас исповедует в Символе Веры так: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь”.

Протоиерей Михаил БРАВЕРМАН, настоятель храма свв. равноапостольных Константина и Елены