Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Вознесение

ВознесениеКогда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. (Лук. 24. 36-53)

Синодальный перевод

«Никто не восходил на небо, как только сшедый с небес Сын Человеческий» (Ин. 3:13) – так говорил Господь о Себе еще прежде страданий, прежде Воскресения и Вознесения. Сначала Сын Божий приходит в мир – Воплощаясь, Он становится во всем, кроме греха, подобным нам человеком. А затем, «все о нас исполнив смотрение и еще сущих на земле соедини небесным», Господь восходит – возносится Своим победившим смерть телом на Небеса в Духовное небо, туда, где как Бог Он всегда пребывал с Отцом и Духом. И в день Вознесения прославленное человеческое Тело Христа Бога восходит во Святая Святых – вводится в бытие Пресвятой Троицы.

Взойдя на небо, “Христос телесным образом сел по правую руку Бога и Отца, но о правой руке Отца мы говорим не в местном смысле. Но под правой рукой Отца разумеем славу и честь Божества, в которой Сын Божий, как Бог и как единосущий со Отцом, находясь прежде веков, в последок дней воплотившись, пребывает и телесным образом” (преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры)

В течение сорока дней Воскресший Господь являлся ученикам и говорил с ними о Царствии Божием. А перед самым Вознесением повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца схождения Святого Духа.

А ученики спрашивали, не пришло ли время восстановить Израиль, что и должен был сделать, по общему представлению, Мессия. Но Господь ответил , что не в их силах знать те времена и сроки, которые ведомы Одному пребывающему над миром и временем Богу, дело же учеников – свидетельствовать о Воскресшем Христе повсюду, и «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1. 8). Служение учеников не ограничивается рамками одного народа или одного государства, но простирается «до края земли», ведь, по слову Спасителя, Евангелие будет проповедано «во всех народах» (Мк.13.10). Тогда, сказав о сошествии Святого Духа, Господь благословил учеников, поднялся с горы Елеонской и облако скрыло Его от глаз апостольских, а они все стояли и смотрели ввысь. И два мужа в белых одеждах – два ангела внезапно предстали им «и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1.11).

Сейчас на Елеонской горе, откуда вознесся в небеса Господь, – часовня, а в древности здесь был храм, удивительный своей архитектурой, тем, что у него не было кровли. Стены обрывались, и вверху было только небо – синее или черное, солнечное или звездное, те небеса, куда оправился Воскресший Господь и откуда Он вновь придет на землю. И если первый раз Господь посетил наш мир в уничижении, скрыв Свое величие завесой человеческой плоти, то второй раз Господь явится во славе. «Придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25.31-32). Господь придет судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. Святость и Слава Христа Спасителя, о которой сейчас знает Его Церковь, тогда станет открыта всему человечеству, но для одних Она станет светом прославления, а для других – огнем мучения.

Своим Вознесением Господь открывает путь на небеса – в мир духовный, для всякого человека, верующего в Него: «Где Я, — говорит Господь, – там и слуга Мой будет» (Ин. 12.26).

И если Бог – Отец наш небесный, то и отечество наше на небесах. И тогда понятно, что здесь, на земле, мы живем не совсем своей жизнью, не той жизнью, к которой был призван человек изначально. Но Господь говорит: «Если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк 2. 16.12) Наше – это то Царство Небесное, которое Бог уготовал всем любящим Его. А чужое – сия временная жизнь, в которой мы и призваны встретить Бога и научится верности Ему.

Господь возносится, но не только не оставляет нас, но именно через Вознесение нам Себя являет. По слову апостола, Господь есть «нисшедшый, Он же есть и возшедый превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4.10).

Прежде страданий и прославления Господь говорил ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». (Ин. 16:7). Господь уходит, чтобы пришел Утешитель – Дух Святой. И в Духе Святом, Который «иже везде сый и вся исполняй», и Тело Господа Иисуса Христа, Вознесшегося во славе, уже не ограничено ни временем, ни пространством, но всегда в Церкви и везде в Церкви является нам в Таинстве Причащения.

Когда Мария Магдалина в третий день по распятии рано утром пришла ко гробу Христа Спасителя — уже пустому, то горько плакала. Но Воскресший Господь открыл Себя ей и сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».

А вот после Вознесения мы не только прикасаемся, а дерзаем в полноте соединяться с Господом в Таинстве Причастия. И через это Таинство мы становимся наследниками Его бытия и участниками событий Священной Истории: Воскресения и Вознесения, схождении Духа Святого и грядущего второго Славного Пришествия, о чем и говорит молитва св. Симона Метафраста из последования ко Святому Причащению: «Преславным Твоим Вознесением плотское обоживый восприятие и сие одесным Отца седением почтый, сподоби мя причастием святых Твоих таин, десную часть спасаемых получити, снитием Утешителя Твоего Духа, сосуды честны священные Твоя ученики соделывай, приятилище и Меня покажи того пришествия». Аминь.

Протоиерей Михаил БРАВЕРМАН