Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Слово в неделю крестопоклонную. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

6484996Сила Креста

Крест венчает наши храмы. Крест украшает священные книги и одежды священника. Крестным знамением мы осеняем себя, начиная и заканчивая молитву. И, наконец,  все  мы,  православные  христиане,  носим  образ Креста на своей груди. Крест – знак нашей веры, знак нашей принадлежности Христу. Но 2000 лет назад почитание Креста как святыни стало неслыханным переворотом в сознании людей. Потому что тогда, когда Бог Своим Воплощением посетил наш мир, крест был орудием страшной, мучительной и позорной казни. Неслучайно апостол Павел сказал, что слово о Кресте было «безумием» для его неверующих современников.

Римляне  перенимали  у  завоеванных  народов  не только достижения культуры: так, у персов они позаимствовали чудовищную казнь на кресте. Распятие на кресте было настолько ужасным, что в Империи оно применялось только к рабам или бунтовщикам – политическим преступникам. Римских граждан так не казнили, и потому впоследствии апостол Павел – римский гражданин – за проповедь о Христе был не распят, а усечен мечом.

Напротив, когда в 70-х годах до Рождества Христова римскими войсками с трудом было подавлено восстание рабов  под  предводительством  гладиатора  Спартака, шесть тысяч мятежников были распяты на крестах вдоль ведущей в Рим Аппиевой дороги.

И  вот  именно  в  такой  мир  приходит  Сын  Божий.  Именно такой смертью – на кресте – умрет он как человек. Умрет для того, чтобы победить смерть Воскресением, чтобы преобразить крест из орудия смерти в оружие нашей победы.

Крест свидетельствует о тайне Божественной любви, в знаке Креста заключено откровение о Боге и Его Промысле: вертикаль – символ того, что Бог пришел на землю и в смерти сошел до самого ада, чтобы вывести оттуда всех, ожидавших Его пришествия, начиная с Адама и Евы. Вертикаль Креста устремлена ввысь, в Небеса, в духовный космос, туда, откуда пришел Господь, куда Он взошел в день Вознесения и откуда Он снова придет – судить живых и мертвых. Горизонталь же символ того, что Бог призывает к Себе всех людей – от Востока и до Запада, от начала мировой истории и до ее окончания. Крест соединяет прошлое и будущее, Крест соединяет земное и небесное и, наконец, Крест соединяет Бога и человека. И в центре Креста – Богочеловек Иисус Христос, приносящий Себя в Жертву за жизнь мира.

В начале IV века Константин Великий перед сражением с огромным войском гонителя христиан увидел на небесах знамение – Крест Господа – и услышал слова: «Сим  победишь!».  Константин  возложил  упование  на Крест и победил. Он стал первым христианским императором, и через него вся Римская империя стала поклоняться Кресту, преобразившись из языческой и богоборческой  в  христианскую.  Именем  Константина  был  назван город, новая столица империи, которую впоследствии историки назовут Византией. Именно от Византии восприняла  христианство  Россия,  и  так  традиция  поклонения Кресту как поклонения Христу Воскресшему стала  нашим  достоянием,  нашим  участием  в  вечном Христовом Царстве.

Когда  мы  молимся  перед  иконами  Спасителя,  Его Пречистой Матери и святых, то икона для нас является окном в духовный мир, через созерцание иконы – образа – восходим мы к Первообразу. А предстоя Кресту Господню, обращаемся мы и к силе самого Креста: «Радуйся, Пречистый и Животворящий Кресте Господень, прогоняй  бесы  силою  на  тебе  пропятого  Господа  нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю».

Чудесная  сила  Креста  –  Благодать  Господа  нашего, сделавшего орудие Своей смерти знамением победы и знамением нашего спасения.

Крест – символ спасения, символ смерти и Воскресения.  А  осеняем  мы  себя  крестным  знамением  во  имя Отца и Сына и Святого Духа. Ибо через Крест открывается нам Пресвятая Троица. «Бог есть Любовь», – говорит очевидец  евангельских  событий  Иоанн  Богослов.  Любовь – суть отношений Отца и Сына и Святого Духа. Любовь – это откровение о Боге, человеку явленное прежде всего в таинстве Креста, где, по слову святителя Филарета  Московского,  «Отец  –  любовь  распинающая,  Сын  –  любовь распинаемая, а Дух Святой – любовь торжествующая».   Аминь.