Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Фома верующий и гнев Божий. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

ib3458В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказа-ли ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не по-верю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; по-дай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверую-щим, но верующим.Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 19–31).

Синодальный перевод

Сорок дней, вплоть до Вознесения, был Воскресший Господь с учениками. Евангельская история продолжа-ется в Церкви, и поэтому Церковь празднует Пасху сорок дней. Первое воскресение после Пасхи в церковном ка-лендаре называется Антипасхой (в недельном круге богослужений оно оказывается напротив: «анти» пасхаль-ного воскресения). Также это воскресение называется Фоминой неделей (напомним, что по церковнославян-ски «неделя» – это седьмой день, день неделания, по за-поведи Божьей, никаких мирских дел). В этот день на Литургии читается Евангелие о том, как воскресший Го-сподь явился ученикам, когда среди них не было одного, Фомы. И когда апостолы сказали Фоме: «Мы видели Господа!», то Фома возразил, не сказал другим ученикам, что это неправда, но заявил о себе, что ему необходимо увидеть Воскресшего Учителя, ему лично надо осязать Его раны: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Из этого эпизода евангельской истории и возникло выражение «Фома не-верующий». Конечно, Фома не был неверующим. Наоборот, он по-особому был верен Христу: мы знаем, что, когда Господь собирался из Галилеи пойти в Иудею, где Ему угрожала опасность, где Его хотели побить камнями, именно Фома сказал остальным ученикам: «Пойдем и умрем вместе с Ним». А шли они тогда к Лазарю, чтобы воскресить его.

В этой истории речь идет не о неверии, а о вере и знании: если вера основана «на уверенности в невидимом» (Евр. 11:1), то знание основано на опыте. Фома свидетельствовал о том, что ему необходим тот опыт, который уже получили другие ученики, – опыт общения с Воскресшим Христом. И, когда через несколько дней Господь снова явился ученикам и предложил Фоме исполнить то, что тот хотел, – коснуться Его ран, Фоме это уже было не нужно. Ибо, едва увидев и услышав Господа, Фома полу-чает этот опыт – опыт ви́дения и общения, и тут же вос-клицает: «Ты Господь и Бог мой!» И Господь говорит ему: «Ты поверил потому, что увидел, но блаженны (счастливы. – М. Б.) те, кто не видел, но уверовал». Эти слова – обо всех нас, живущих через 2000 лет после описанных событий, о нас, не видевших Христа, но верующих в Него.

Действительно, мы не видим Господа так, как видели во время Его земной жизни апостолы и другие ученики, но Христос незримо присутствует в мире и в Своей Церкви и может присутствовать в нашей жизни, если мы действительно жаждем духовного мира и если свою жизнь открываем для Христа. И тогда наша вера обретает опыт и становится знанием. Мы знаем не только что Бог есть, но и знаем, Кто Он и Какой Он. И вместе с апостолом Фомой мы, обращаясь ко Христу Спасителю, исповедуем, что Он наш Господь, Он наш Бог.

Итак, если Господь называет уверовавших в Него счастливыми, если утверждает, что «Верующий в Сына имеет жизнь вечную», то что же Он говорит о неверующих? А вот что: «Неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). Что означают эти суровые слова? Разве Своим Воплощением и Своей земной жизнью Сын Божий не явил нам, что Бог есть Любовь?

Гнев Божий последовал за грехопадением первых людей: изгнание из рая – потеря богообщения и, как следствие, болезнь, страдание и смерть. Гнев Божий и есть условия самой обычной жизни, которой живет человек, если в ней нет веры в Сына Божьего.

И если, как потомки Адама и Евы, мы «были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3), то через веру в Сына мы по благодати стали чадами Божьими, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя лю-дям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19), «ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21).

Еврейское слово «корван» – «жертва» – буквально означает «предназначеное в дар». Но что может принести в дар Богу человек, если все, что он имеет, дано свыше? Свою любовь? Но, согрешив, Адам лишился богообще-ния, и тем не менее потребность посвящать Богу дары всегда жила в человеке. В эпоху Ветхого Завета дары Богу приносились как жертва благодарения и как жертва за грех. Грех увел человека от Бога, и «сделанный грех рож-дает смерть» (Иак. 1:15). В осознании этого факта в жертву за грех приносилось безвинное животное, но ведь «невоз-можно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала гре-хи» (Евр. 10:4). Все это были «образы небесного» (Евр. 9:23). Об-разы Крестной Жертвы Христа Спасителя, Который в Себе соединил и примирил Бога и человека.

Эта Жертва приносится на Кресте и на Голгофе, но она же – вне времени и вне пространства, в «небесной скинии», во святилище, куда Господь «со Своею Кровию однажды вошел» (Евр. 9:12). И в этой спасительной Жертве все мы призваны участвовать, и эту спасительную Жерт-ву всегда являет нам Таинство Причащения.

Во Христе Спасителе мы получаем доступ к Богу, оставление прегрешений, освящение, преображение и Жизнь Вечную.

Все это наследует человек верою в Сына Божьего, Го-спода нашего Иисуса Христа, а если нет этой веры, то ни смерть, ни страдания не имеют ответов, и гнев Божий доныне пребывает.

Аминь.

Протоиерей Михаил Браверман