Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Торжество православия

Торжество православия На другой день захотел Он идти в Галилею и находит Филиппа. И говорит ему Иисус: следуй за Мною. Был же Филипп из Вифсаиды, из города Андрея и Петра. Находит Филипп Нафанаила и говорит ему: Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки, мы нашли: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета. И сказал ему Нафанаил: из Назарета может ли быть что доброе? Говорит ему Филипп: иди и посмотри. Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нем: вот воистину израильтянин, в котором нет притворства. Говорит Ему Нафанаил: откуда Ты меня знаешь? Ответил Иисус и сказал ему: прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Ответил Ему Нафанаил: Раввй, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Ответил Иисус и сказал ему: оттого что Я сказал тебе: Я видел тебя под смоковницей, — ты веришь? Увидишь больше этого. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым, и ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. (Ин. 1. 43-51)

Перевод епископа Кассиана (Безобразова)

Весной 843 года в Константинополе крестный ход, возглавляемый патриархом, с крестами и иконами, подошел к самому главному храму империи – Святой Софии. Этим торжественным действом было отменно восстановление иконопочитания, догматически утвержденное еще Седьмым Вселенским Собором в 787 году. Число «семь» в символике Священного Писания и церковного учения означает полноту (за семь дней сотворил Господь Бог мир, семь Таинств соединяют человека с Богом) и Семь Вселенских Соборов в истории определили полноту православного вероучения. А в центе всех споров, происходивших с IV по VIII век, стояла Личность Господа Иисуса Христа. Ведь Господь, по слову Писания, есть «камень преткновения и соблазна». Сначала споры велись о Божестве Спасителя, затем о Его человечестве и вот, как кульминация и итог, — вопрос иконопочитания.

Иконобрцы вели борьбу с православием не на уровне богословских тезисов – это была настоящая война против Христа: разорялись монастыри, уничтожались памятники церковного искусства, появились жертвы и среди защитников икон. Икона есть свидетельство о православии, о том что Бог вочеловечился! В Рождестве от Девы Марии Невидимый становится видимым и значит изобразимым. И, поклоняясь иконам Спасителя, мы поклоняемся Тому, Кого они изображают: «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу», восходит к Господу нашему Иисусу Христу, в Единой Личности Которого «неслитно», но и «нераздельно» пребывают две природы: невидимая Божественная и видимая человеческая. А почитая иконы Богородицы или святых, мы также прославляем «Дивного во Святых своих Бога» благодать которого освящает человека. И тропарь праздника Торжества православия, тот же, что и в день прославления Нерукотворного образа Спасителя: «Пречистому образу Твоему покланяемся Владыко, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия, тем же благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедший спасти мир».

День, в который в Константинополе было торжественно восстановлено иконопочитание, пришелся на первое воскресенье Великого поста, и со временем это событие стало осознаваться как победа над всеми ересями и лжеучениями. Тогда по-гречески этот день назвали «Воскресеньем православия» и сегодня это праздник Торжества православия. Само слово «православие» первоначально означало «правое» — правильное мнение о Боге. Впервые в церковной письменности оно встречается у Климента Александрийского во II веке и обозначает веру Церкви, противопоставленную разномыслию еретиков. Когда греческое слово «ортодоксия» переводили на славянский язык, то для перевода его первой части – «докса», что означает и «мнение» и «слава», выбрали последнее значение. И весь строй нашего богослужения есть непрерывное прославление Бога. Мы прославляем Бога потому что мы знаем Кто Он для нас и что Он для нас сделал!

Но кто же, и над кем торжествует в «Торжестве православия»? Ведь над Святой Софией, где происходили события, связанные с нынешним праздником, сегодня нет креста – собор превращен в мечеть. Торжество православия не в том, что наша Церковь многочисленна и является реальной политической силой. «Торжество православия в том, – говорил митрополит Антоний Сурожский, – что это Бог торжествует над человеком». Ведь подумайте, в какой мир пришел Сын Божий, – в мир, где Его оклеветали, объявили преступником и предали чудовищной смерти на Кресте, но, тем не менее, это стало торжеством Бога, потому что, претерпев смерть, Господь «смертью смерть разрушил» – победил смерть Своим Воскресением. А затем наступили первые века церковной истории, когда последователей Господа убивали за одно имя христиан. Но и это тоже в итоге стало торжеством Бога, потому что со временем вся империя стала христианской. И когда гонения закончились, истина о Христе стала подвергаться искажению со стороны лжеучений. И вся многовековая борьба, которую вела Церковь на протяжении столетий, отстаивая правое мнение о Боге, была борьбой за человека и его спасение. И не случайно мы называем догматические вероопределения «Боговдохновенными», – потому что торжество православного исповедания – это тоже торжество Бога, Который действует в Своей Церкви и Который, не смотря на всю нашу немощь и всю нашу греховность, нас не оставляет. И в Церковь Господь призывает всякого человека. Своим ученикам Господь говорил, что «это не они, но Он избрал их». Это Господь призвал нас в Свою Церковь и даровал нам веру. И теперь от нас самих зависит то, как мы ответим на Божественное призвание.

В день Торжества Православия на Литургии в Евангельском чтении мы слышим рассказ апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, как Господь избрал Себе первых учеников. До тридцати лет Спаситель жил среди людей как самый обычный человек, а затем Он принял Крещение, ушел на сорок дней в пустыню и, возвратившись, призвал Себе учеников, первые из которых пришли к Нему от Иоанна Предтечи. Двое из них – Андрей и Иоанн Заведеев услышав, что Креститель назвал Господа Агнцем Божьим, пошли за Ним, а Господь, обернувшись, спросил их: «Чего ищете?» и они ответили: «Учитель, где живешь?». Тогда будущие апостолы пробыли у Христа целый день. Дело происходило в окрестностях Иордана, там где крестил Иоанн, и мы не знаем куда повел их Господь, в дом где временно остановился или в то пустынное место где Он провел сорок дней в посте, знаем только что Он Сам может придти к нам, знаем что Христос может обитать в сердце человека, как и Сам Он говорит: «Вот, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк.3,20).

Андрей, названный Первозванным тогда нашел своего брата – Петра и сообщил ему совершенно потрясающую новость: «Мы нашли Мессию, что значит Христос». Андрей, Петр, Иоанн были земляки Христа Спасителя, они жили на берегу Галилейского озера в маленьком рыбацком городке Вифсаида. И на следующий день, прежде чем оправиться в родной край – Галилею, Господь нашел еще одного земляка – Филиппа и сказал ему: «Иди за мной». Но прежде чем оправиться вслед за Христом, Филипп пошел к своему другу – Нафанаилу, и поделился с ним совершенно невероятной вестью они : «Мы нашли того, о ком писал Моисей в законе и пророки – Иисуса из Назарета».

Видимо, Нафанаил серьезно изучал Писание и знал из пророчеств, что Христос должен был родиться в Вифлееме (как на самом деле и было!). И потому Нафанаил выражает сомнение: «Может ли быть что доброе из Назарета?» Ведь об этом маленьком и незначительном городке в Писании Ветхого Завета не сказано ничего. В ответ Филипп предлагает Нафанаилу пойти и увидеть то, в чем он уже убедился сам. Что это значит для нас? То, что о вере недостаточно рассказать, веру надо показать. И когда Нафанаил еще только приближался, то Господь сказал о нем то, что объясняет нам, почему именно это Евангельское зачало Церковь возглашает в день Торжества Православия. «Вот, – говорит Господь – израильтянин, в котором нет лукавства». То есть в настоящем православном не должно быть ни зла, ни неправды. Но Нафанаил, услышав о себе такие похвальные слова, удивляется: разве Господь его знает? И тогда Господь дает Нафанаилу понять, что Он его знает так, как никто иной. И действительно, никто, кроме одного только Бога, не знает нас. Господь произносит загадочную фразу: «Прежде чем позвал тебя Филипп, под смоковницею видел тебя». То, что за этими словами стоит, можно истолковать и просто, и сложно. Можно очень просто объяснить, что речь идет всего лишь о разговоре Филиппа и Нафанаила, который предшествовал их встречи со Христом и который происходил под смоковницей. На картине Александра Иванова «Явление Христа народу» известной прежде всего тем, что художник работал над ней двадцать лет изображено это самое дерево – смоковница. Но ведь можно предположить, что все гораздо более удивительно, например, что подразумеваются события, свершившиеся не сейчас, а лет тридцать назад, когда царь Ирод чтобы погубить Младенца Христа, послал солдат избить всех младенцев в окрестностях Вифлеема. Вот тогда мать Нафанаила и спрятала его под смоковницей, и, конечно, это видел Бог. Но был это так или иначе, ясно одно – Господь коснулся сердца Нафанаила, открыв что Он и видел и знает его, знает то, что составляет его глубинную сущность. И быть может, под смоковницей Нафанаил молился о пришествии Мессии, и теперь, узрев Иисуса он восклицает: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Конечно, тогда Нафанаил еще не знал что Господь – царь не одного только народа, но Царь мироздания. Владыка всех – и живых, и мертвых. Нафанаилу и всем своим ученикам Господь сказал тогда, что отныне они увидят небо отверстое и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Ученикам было понятно, что Господь упомянул историю из Ветхого Завета – видение праотца Иакова, и вот теперь должно было исполниться все, о чем было сказано в Законе и Пророках.

И когда мы участвуем в Божественной Литургии, мы тоже участвуем в том, что видел Иаков и о чем говорил Господь, обращаясь к ученикам, ведь Литургия есть «небо на земле». Именно Литургия возводит человека к небесной жизни, именно Литургия являет нам снисхождение Господа, и, участвуя в Литургии, мы участвуем в Священной истории и Ветхого и Нового Завета и, предстоя иконам, мы участвуем еще и в Церковной истории, участвуем в Торжестве православия.

Аминь.

Протоиерей Михаил БРАВЕРМАН