Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Слово в неделю мясопустную, о Страшном Суде. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

1Притча о Страшном Суде

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Синодальный перевод

Когда-то неправедный – несправедливый – суд осудил на смерть Воплощенного Сына Божьего, а в конце всех времен Сын Божий будет судить мир. И этот суд назван страшным. Конечно же, не потому, что страшен для человека Бог, нет – Бог есть Любовь, но страшными могут быть поступки человека и страшным суд будет потому, что человеку нечем будет оправдаться перед Богом. И в Неделю о Страшном суде, в преддверии Великого поста, на Литургии мы слышим слова Господа, которые Он произнес за три дня до Своей смерти. Это символический рассказ о Страшном суде, о том, как оправдывается и как осуждается человек.

Первый раз Господь пришел в мир в уничижении – скрыв  Свое  величие  завесой  человеческой  природы,  а второй  раз  Господь  придет  в  явлении  Своей  славы  со Своими Ангелами, и все люди воскреснут из мертвых и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:29). И отделит Господь  одних  от  других,  как  пастырь  отделяет  овец  от козлов. И поставит одних справа, а других слева от Себя. И тем, кто справа, скажет: «Придите, наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира», а тем, кто слева: «Идите в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». И тем, и другим Господь объяснит причину оправдания и причину осуждения. Дважды – и тем, и другим – Господь откроет, что Он был голоден и жаждал, что Он был странником и не имел одежды, что Он был болен  и  был  в  темнице.  Только  праведникам  Господь скажет, что они Его накормили и напоили, ввели в дом и одели, посетили в болезни и в тюрьме, а грешникам, что они не оказали Ему никакой милости. Дважды – и праведники, и грешники – с удивлением спросят Господа: «Когда это мы видели Тебя алчущим, жаждущим, странником,  больным  или  заключенным?»  И  тогда  Господь объяснит, что все, что было сделано хоть одному из Его братьев, было сделано лично Ему, и наоборот, отказ в помощи «одному из меньших сих» есть отказ от помощи Ему!  Поразительно:  Бог  отождествляет  Себя  с  нами,  и наша боль, наша скорбь, наши несчастья и наши страдания – это Его боль. Он действительно «взял на Себя немощи наши и понес болезни» (Ис. 53:4; Мф. 8:17) – так сказано о Господе пророком Исаией, и эти слова повторяет в Новом Завете евангелист. «Кто из читающих Евангелие не знает, – говорит Ориген, – что Христос сделал Своими все страдания человеческие? Разве Сам Христос не заявляет,  что  страждет  в  каждом  из  болящих,  со  всеми, кто лишен одежды и крова? что Он терпит голод и жажду вместе с людьми?» Но как часто люди, не знакомые ни с Евангелием, ни с учением Церкви, предъявляют Богу обвинения: почему, если Он есть, Он допускает несчастье и несправедливость?

В Евангелии и в учении Церкви нам дано непостижимое откровение: Бог, «на Него же не смеют чины Ангельстии взирати»1, умаляет Себя до человека, становится во всем,  кроме  греха,  подобным  нам.  И  Он,  Воплощенный Бог, становится жертвой клеветы, предательства, человеческой злобы и подлости: Он умирает чудовищной смертью – на Кресте. Но умирает для того, чтобы торжествовала жизнь, а не смерть, свет, а не тьма. Умирает, чтобы победить  смерть  Воскресением,  чтобы  даровать  человеку воскресение из мертвых! Воскресший Христос Бог незримо пребывает с нами в Своей Церкви и в конце всех времен Он придет судить живых и мертвых. И Господь научил нас, как получить оправдание на этом суде и войти в вечное Царство Божие. Быть человеком по отношению к людям, к тем, кого Сам Господь называет Своими братьями.

Но почему в рассказе о суде не звучит вопрос о вере? Быть может, потому что вера предполагает такое отношение к человеку, которое в притче исполнили посетившие ближнего в темнице и в болезни, накормившие голодного  и  напоившие  жаждущего  и  тем  послужившие Самому Христу, сказавшему: «Верующий в Меня на суд не  приходит,  но  перешел  от  смерти  в  жизнь»  (Ин.  5:24).

1  Ирмос 9 песни канона.

Аминь.