Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Вход Господень в Иерусалим. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

233fb51fdc53tПальмы и верба. Вход в Иерусалим

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. И говорит Иуда Искариот, один из учеников Его, которому предстояло предать Его: почему не продали это миро за триста динариев и не дали нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали. Сказал тогда Иисус: оставь ее; нужно было, чтобы сберегла она миро на день погребения Моего. Ибо нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете. Узнало тогда много народа из иудеев, что Он там, и пришли не ради Иисуса только, но чтобы и Лазаря увидеть, которого Он воздвиг из мертвых. Первосвященники же решили убить и Лазаря, потому что многие из иудеев ради него приходили и веровали в Иисуса. На другой день много народа, пришедшего на Праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне и Царь Израилев! Иисус же, найдя осленка, сел на него, как написано: Не бойся, дочь Сиона: вот, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Этого ученики Его не поняли сперва, но, когда был прославлен Иисус, тогда они вспомнили, что это было о Нем написано, и это сделали Ему. Свидетельствовал же народ, который был с Ним, когда Он воззвал Лазаря из гробницы и воздвиг его из мертвых. Потому и вышел народ к Нему навстречу, что услышали, что Он сотворил это знамение (Ин. 12:1–18).

Господь назвал Иерусалим городом Великого Царя, и этот Царь – Он Сам. И в конце Своего земного служения Господь  входит  в  Свой  город,  чтобы  принять  здесь смерть и победить ее Воскресением.

Господь идет в Иерусалим из Вифании, где Он воскресил Лазаря. Конечно, всем уже известно об этом событии, и потому, встречая Господа, и взрослые, и дети прославляют Его словами Давидова псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!» (Пс. 117:26).

Но  прежде,  чем  войти  в  город,  Господь  делает  так, что  одно  из  мессианских  ветхозаветных  пророчеств  о  Нем  становится  уже  исполненным.  Удивительно,  как осуществляются  пророчества  и  прообразы:  иногда  совершенно непостижимо, а иногда очень просто. Свидетель распятия Спасителя, рассказывая о том, что на Голгофе  воины  перебивали  осужденным  голени,  чтобы ускорить смерть, говорит, что, придя к Иисусу, они обнаружили Его уже умершим. Для апостола это стало исполнением  слов  Писания:  «Кость  Его  не  сокрушится»  (Ин.  19:36).  Это  у  пасхального  агнца,  которого  вкушали  в день  ветхозаветной  пасхи,  нельзя  было  сокрушать  кости! То есть даже в мелочах и деталях за полторы тысячи лет до Крестной смерти Агнца Божия – Иисуса Христа – открывалось  будущее  в  Священном  Писании.  Пророк Захария, обращаясь к Иерусалиму, восклицает: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Господь знает: эти слова – о Нем (ученики поймут это только после Воскресения), и отправляет  учеников,  чтобы  те  из  ближайшего  селения привели к нему осленка.

И  вот  на  ослике  Господь  въезжает  в  Иерусалим,  а книжники  и  фарисеи,  наблюдая,  как  народ  встречает Его, слыша, как дети восклицают: «Осанна Сыну Давидову»,  негодуют:  ведь  так  должно  встречать  Христа,  а они-то и не желают этого. И на требование фарисеев запретить ученикам прославлять Его Господь отвечает ссылкой на Писание: «Да разве вы никогда не читали: „из  уст  младенцев  и  грудных  детей  Ты  устроил  хвалу“?» (Мф. 21:16, Пс. 8:3).

Предвзятость фарисеев очевидна, но ведь даже если люди «умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:49, Авв. 2:11). И все это Господь говорит людям, которые знают Писание и, значит, видят на Нем исполнение пророчеств. «Сколько чудес сотворил Он перед ними; и они не веровали в Него  <…>,  –  говорит  апостол,  –  впрочем,  и  из  начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12:37, 42).

Один только день был Господь – Царь мироздания – Царем Иерусалима. И вступал Он в Иерусалим для того, чтобы принять в нем страдания и смерть, для того, чтобы войти уже не в земной Иерусалим, а в Иерусалим Небесный. Но почти никто тогда этого не знал, и даже ученики, которым Господь прямо открыл, что произойдет с Ним  в  Иерусалиме:  Он  будет  оклеветан,  осужден  на смерть и распят, – даже они не могли представить, как может  такое  произойти.  Ведь  народ  встречал  Господа как Христа Царя восторженными приветствиями, с ветвями финиковых пальм, постилая по дороге одежды.

Встречаем Господа и мы как Царя Славы, Царя мира и Царя нашей жизни: «И мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

«Осанна» означает «спаси», «помоги», «дай счастье», а знамение победы – зеленые пальмовые ветви – символ победы жизни над смертью. В России в праздник Входа Господня в Иерусалим в храм приносят вербу, в почках которой после зимы пробуждается жизнь.

Но прежде всего знамение победы – это Крест – Древо жизни, и образ Креста все мы, православные христиане, носим на груди как знак победы Христа Бога.

Господь, «на престоле на небеси, на жребяти на земле носимый», входит в Иерусалим. Он идет и к страданию, и к славе, чтобы потом сказать и нам: «Восхожу не к тому в  земной  Иерусалим,  за  еже  страдати,  но  восхожу  ко  Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и к Богу вашему,  и  совозвышу  вас  в  горний  Иерусалим  в  Царство Небесное».  Аминь.