Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Слово в неделю о расслабленном. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

2Исцеление расслабленного. Закон и благодать   

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень время от времени сходил в водоем и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом] Был там некий человек, тридцать восемь лет страдавший болезнью своей. Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он уже много времени болен, говорит ему: хочешь ли стать здоровым? Ответил Ему больной: господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в водоем, когда возмутится вода. а пока я иду, другой раньше меня спускается. Говорит ему Иисус: встань, возьми постель твою и ходи. И тотчас стал здоровым человек и взял постель свою и начал ходить. а была суббота в тот день. Поэтому говорили иудеи исцеленному: сегодня суббота, и нельзя тебе брать постели. Он же ответил им: Тот, Кто сделал меня здоровым, Он мне и сказал: возьми постель твою и ходи. Спросили его: кто этот Человек, Который сказал тебе: возьми и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он. Ибо Иисус скрылся, пользуясь тем, что на этом месте была толпа. После этого нашел его Иисус в храме и сказал ему: вот ты стал здоровым – больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего. Пошел человек и сказал иудеям, что здоровым сделал его Иисус (Ин. 5:1–15).

Перевод епископа Кассиана (Безобразова)

Почти в самом конце евангельской истории Господь, прежде Своей победы над смертью, воскресит из мертвых Своего друга Лазаря. Это чудо послужит как прославлению Спасителя – торжественному входу в Иерусалим, так и окончательному решению книжников и первосвященников погубить Его. Трагедия неприятия Христа и вражды против Него началась еще задолго до этого – мы видим это в чуде исцеления расслабленного,  о  котором  рассказал  апостол  и  евангелист  Иоанн Богослов.

Господь входит в Иерусалим и там, рядом с Овчими воротами,  через  которые  приводили  в  город  жертвенных  животных,  в  купальне,  название  которой  переводится как «Дом милосердия», среди множества подверженных разнообразным болезням людей, находит одного, который вот уже тридцать восемь лет ожидает исцеления. И ответ на вопрос, который задает ему Господь: «Хочешь ли быть здоров?», – кажется, само собой разумеющимся. Этот человек, который большую часть своей жизни провел, лежа на носилках в ожидании выздоровления, без всякого раздражения, а может, даже и с надеждой отвечает, что у него нет того, кто смог бы помочь ему спуститься в воду, когда по временам Ангел Господень возмущает ее, так что вода становится целительной. «Человека не имам», – произносит расслабленный. И вот таким человеком оказывается для расслабленного Воплощенный Бог. И, конечно, Его милосердие не ограничено  временем,  как  ограничено  было  совершаемое исцеление  в  Овчей  купели.  Господь  просто  говорит: «Встань, возьми постель свою и иди». Так и поступает исцеленный, и, когда он ходит по городу со своими носилками, ему говорят о том, что он нарушает субботний покой. Но авторитет Того, Кто исцелил его, больше авторитета  законников,  на  Его  повеление  он  и  ссылается: «Кто  меня  исцелил,  Тот  мне  сказал:  „Возьми  постель твою и ходи“». И в то же время бывший расслабленный не знает, Кем является Тот, Кто его исцелил. Сотворив чудо, Господь сразу же покинул купальню – «уклонился».  Позже  Он  находит  исцеленного  в  храме  и  предупреждает:  «Иди  и  впредь  не  согрешай,  да  ни  что  еще худшее с тобой будет». Мы видим, что исцеленный, без сомнения,  обладал  добродетелями,  он  за  долгие  годы своей  болезни  не  потерял  надежды,  не  озлобился,  он, получив исцеление, находился не где-нибудь, а в храме. К чему же тогда относится столь грозное предупреждение Спасителя? Что руководило этим человеком, когда, узнав о том, Кто же его исцелил, он отправился к фарисеям и рассказал им, Кто сей человек? Быть может, он хотел привлечь их к вере в Него? Так или иначе, но результатом этого стало то, что уже тогда, в первый год служения Христа Спасителя, Его «искали убить» за то, что Он делал такие дела – исцелял в субботу.

Согласно Откровению, Бог сотворил наш мир в седьмой день «и почил от всех дел». И в десяти заповедях закона Моисеева сказано человеку: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие  дела  свои;  а  день  седьмой  –  суббота  Господу  Богу твоему». Постепенно заповедь о субботе обросла таким количеством предписаний и толкований, что за внешним исполнением перестали замечать внутренний – духовный – смысл Закона. И Господь пришел напомнить человеку,  что  Закон  исполняется  любовью.  «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6; Мф. 9:13), – так говорит Бог устами пророка Осии в Ветхом Завете; «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), – говорит уже Сам Господь в Новом Завете. Но поскольку человек сделал критерием верности Богу лишь внешнее соблюдение заповеди, то конфликт между Воплощенным Богом и миром, где вера стала формой, был неизбежен. Более того, неизбежен был конфликт между Законом и благодатью, явленной Иисусом Христом. Закон не мог разрубить узел греха и смерти. Ведь сам Закон был намертво связан с грехом: и потому, что дан по причине грехопадения, потому что выявляет грех, и даже потому, что провоцирует на грех. Конечно, Закон – свят, но человек грешен. И в искаженном грехом мире Закон может восприниматься как посягательство на свободу человека.

И вот Господь заходит в синагогу, где находится человек с иссохшей рукой, а все наблюдают за Ним, что Он будет делать, исцелит ли в субботу. И, конечно, Господь исцеляет, но, как говорит евангелист, прежде с гневом смотрит на Своих обвинителей, скорбя об ожесточении человеческих сердец. И еще раз совершает Господь исцеление в субботу. И когда восемнадцать лет страдавшая женщина избавляется от своего недуга, то начальник синагоги, где произошло чудо, как бесчувственный бюрократ,  заявляет  людям:  есть  вот,  мол,  у  вас  шесть дней в неделе, в них и приходите исцеляться.

И  вот  сейчас,  после  исцеления  расслабленного,  Господь отвечает на обвинения: «Отец Мой доныне делает, и  Аз  делаю»  (Ин. 5:17).  Бог  Отец,  сотворивший  мир  через Своего Сына, не забыл и не оставил Свой мир. Еще до пришествия в мир Сына Божьего в творении действовали законы, вложенные Творцом. И с Воплощением Бог пришел в мир, чтобы в день субботний – день покоя – упокоиться во Гробе в преддверии Своего Воскресения. Заповедь о дне седьмом не ушла из Закона, но стала свидетельствовать о дне воскресном, который мы призваны посвящать нашему Господу.

И,  прославляя  Воскресшего  Христа  Спасителя,  мы понимаем, что Он и есть Тот Самый Человек, в Котором все мы нуждаемся. Потому что иногда мы оказываемся в ситуации, в которой никто, даже самые близкие друзья, нам помочь не могут, и тогда мы тоже можем сказать, как евангельский расслабленный: «Человека не имамы». Но ведь все возможно ставшему человеком Богу, и пришел Он в мир для того, чтобы мы не были одиноки, чтобы в нашей жизни был смысл и свет. Он пришел в мир «нас ради человек и нашего ради спасения».  Аминь.