Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

По воде на лодке и по воде пешком. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди»

1

По воде на лодке и по воде пешком

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

 

В 1986 году два молодых рыбака случайно обнаружили на осыпающемся берегу Галилейского озера древнюю рыбацкую лодку. Девять лет ученые изучали и консервировали находку, и теперь она находится в музее одного  галилейского  кибуца  –  коллективного  хозяйства.  Лодка довольно большая – восемь метров в длину и два с половиной в ширину. На ней можно было ходить под парусом  и  на  веслах,  это  самая  древняя  в  мире  лодка среди  всех  подобных  археологических  находок,  но  самое главное – лодке две тысячи лет, она современница земной жизни Христа Спасителя и Его учеников – апостолов. И тут мы сразу же должны вспомнить, что Господь избрал Себе первых учеников именно на берегах Галилейского озера, ученики были рыбаками, из лодки Петра  Господь  учил  теснившийся  на  берегу  народ,  на лодке Господь с учениками плавал по всему озеру, чтобы во всех его окрестностях проповедовать Царство Божие. И с лодкой связаны несколько упомянутых в Евангелии чудес Христовых. И, конечно, можно предположить, что если из всего множества плававших тогда по Галилейскому озеру лодок время сохранило именно эту, то почему  она  и  не  есть  та  самая,  которую  освятил  Своим присутствием  Господь?  В  любом  случае,  у  лодки  есть одна особенность – она построена из древесины 12 различных пород. В Ветхом Завете было 12 патриархов и 12 произошедших от них колен израильского народа, а в Новом Завете явлены 12 апостолов, трудами которых Господь создавал Церковь. И одним из символов, обозначающих  Церковь,  стало  изображение  лодки.  Это  даже повлияло на храмовое зодчество – многие церкви в России  строились  так,  чтобы  своим  очертанием  напоминать корабль. Корабль, который, как новый Ноев ковчег, сохраняет людей среди тревожного моря житейского, корабль, который плывет к берегу, к определенной цели – к Царству Божьему. И в этом плавании мы не одиноки, с нами Христос Бог, хотя человек этого зачастую и не знает. И вот именно о том, что Христос заботится о нас, и поэтому мы не должны бояться и унывать, говорят не только Слова нашего Учителя, но и Его дела – Его чудеса, и среди них есть те, которые связаны и с рыбацкой лодкой, и с Галилейским озером. Это чудесный улов, предваряющий призвание учеников, и это такой же необыкновенный  улов,  связанный  с  явлением  Воскресшего Христа, это укрощение бури и это хождение Господа по водам.

Однажды, когда лодка с учениками плыла по озеру, разразилась буря, а Господь спокойно спал на корме, и тогда испуганные ученики стали будить Господа: «Учитель, Тебе что, нет никакого дела, что мы погибаем!» Одним Своим повелением Господь прекратил бурю, и воцарился штиль. Ученики с удивлением спрашивали друг друга: «Кто же это, что и ветрам повелевает, и воде, и слушаются  Его?»,  а  Господь  удивлялся  их  маловерию: «Что вы так боязливы?»

Что бояться, ведь ученики уже видели то, что совершал  Господь,  видели  Его  Силу,  явленную  в  чудесах!  И сейчас Христос пребывает с нами, и потому мы не должны быть ни боязливыми, ни маловерными!

А  однажды  ученики  оказались  в  лодке  одни  –  Господь отправил их на другую сторону озера, а Сам, «отпустив народы», пошел на гору молиться. Мы видим в Евангелии, что Господь искал уединения для того, чтобы  общаться  с  Богом  Отцом,  Своим  Отцом  Небесным. Став Сыном Человеческим, Сын Божий воспринял все, свойственное человеку, и одной из насущных потребностей  для  человека  является  молитва.  И  вот,  помолившись, Господь пошел туда, куда плыли Его ученики, – пошел пешком через озеро. Наверное, поэтому евангелист Марк и добавляет, что Господь хотел пройти мимо:  «минути их», но ученики были в «обстоянии», ветер был «противный»  –  встречный,  и,  конечно,  Господь  шел  к ним, чтобы их поддержать. И когда среди бушующего моря (именно морем называли тогда Галилейское озеро) на исходе ночи, в четвертую стражу, ученики вдруг увидели освещенную лунным светом фигуру своего Учителя,  то  разом  вскричали  от  страха,  и  Господь  сразу  же успокоил их: «Это Я, не бойтесь».

И  тут  Петр  совершает  очень  характерный  для  него поступок – Петр любит Иисуса и всегда хочет быть с Ним, потому-то впоследствии, когда Петр узнает воскресшего Христа в одиноком путнике на берегу озера, то бросится в воду, чтобы как можно быстрее оказаться рядом с Ним. А еще прежде Петр абсолютно искренне скажет Иисусу, что готов разделить с Ним и темницу, и смерть. Но мы знаем, что тогда Петр был еще не готов полностью положиться на Христа. Вот и сейчас Петр просит: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». И Петр действительно идет! Но потом смотрит не на Господа, к Которому направляется, но под ноги и, «видя сильный ветер», уже не идет, а погружается в пучину. «Господи, спаси меня!» – кричит он ту молитву, которой теперь все мы обращаем к Богу. И Господь, спасая Петра, укоряет его: «Зачем ты усомнился, маловерный». Тот же упрек был обращен ко всем ученикам ранее, когда Господь прекратил бурю. В чем сомнение и маловерие учеников? В том, что они забывают, что с ними всегда Тот, Кто может спасти, Тот, Кто о них заботится, их не оставляет и не забывает. Но человек сам забывает Бога, человек смотрит на то, что вокруг него, и начинает ужасаться, начинает тонуть в этом житейском море лжи и страха. И каждый из нас, кто знает, что Христос есть Путь, Истина и Жизнь, тем не менее сбивается с дороги и всегда, когда устремляет свой взгляд не на Христа, начинает утопать в скорбях и заботах. И тогда каждый из нас может воззвать: «Господи, спаси мя!» Ведь  в  Церкви,  в  новом  ковчеге  –  в церковном корабле – Христос с нами, так же, как был Он с учениками тогда, когда они переплывали на лодке бушующее море Галилейское.      Аминь.