Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Жития Святых

Память преподобного Даниила Столпника.

01Преподобный Даниил Столпник

Фрагмент статьи из т. 14 «Православной энциклопедии»

Даниил Столпник (409-493), прп. (пам. 11 дек.). В соответствии с 1-й редакцией Жития (BHG, N 489) Д. С. род. в дер. Ме-рафа (в др. источниках — Марафа, Мифара или Вифара) близ г. Самосата в Сирии (ныне г. Самсат на юго-востоке Турции). Его родители Илья и Марфа долгое время не имели детей. Марфа дала обет Богу, что, если Он пошлет ей дитя, она отдаст ре-бенка на служение в мон-рь. Через нек-рое время у нее родился сын. До 5 лет маль-чику не давали имени, считая, что тот, кто был дарован Богом, должен и имя полу-чить чудесным образом. Для наречения имени родители привели отрока в некий мон-рь. Настоятель взял книгу, лежащую в алтаре, и раскрыл ее на словах прор. Да-ниила. Посчитав это знаком Божиим, настоятель дал мальчику имя Даниил. Родите-ли хотели оставить ребенка в этой обители, но настоятель возразил, что тот должен сам принять решение об уходе в мон-рь, когда вырастет. В 12 лет Даниил бежал из дома и пришел в одну из близлежащих обителей с просьбой постричь его в монахи. Настоятель долго отговаривал отрока, но, видя твердость его намерений, выполнил просьбу. Узнав о том, где находится их сын, родители обрадовались и присутствова-ли при его постриге.

С ранних лет Д. С. мечтал посетить Св. землю и прп. Симеона Столпника, однако настоятель не отпускал его. Вскоре игумен должен был отправиться в Антиохию по делам и взял Д. С. с собой. На обратном пути Д. С. видел прп. Симеона, к-рый разрешил ему подняться на столп и благословил его. Когда пришло время выбирать нового настоятеля, выбор пал на Д. С.; тот согласился, но вскоре оставил мон-рь на одного из своих учеников и отправился к прп. Симеону, у столпа к-рого провел 2 недели. Хотя Симеон и просил его задержаться, Д. С. покинул учителя ради паломничества по св. местам с намерением удалиться в пустыню. На пути он встретил некоего старца, похожего на Симеона, к-рый уговорил Д. С. отказаться от паломничества в Палестину, где в это время происходили вооруженные столкновения, а идти в К-поль и затем исчез. Д. С. последовал совету внезапно исчезнувшего старца. Он нашел пристанище в ц. архистратига Михаила в Анапле (недалеко от К-поля, европ. берег Босфора). Ему рассказали, что неподалеку находится заброшенное святилище, где обитают бесы и вредят проплывающим мимо кораблям. Д. С. затворился там, оставив только маленькое окошко, и постом и молитвой противостоял бесам, а те пытались устрашить его, являясь в виде призраков с мечами или грозя утопить его. Через неск. ночей Д. С. удалось одолеть их, и они покинули святилище, вырвавшись из окна в виде стаи летучих мышей. Слухи о подвижнике распространились по городу, и недоброжелатели из окрестных селений пожаловались на него патриарху К-польскому свт. Анатолию, утверждая, что Д. С. еретик. Побеседовав с Д. С., патриарх убедился, что перед ним не еретик, а святой. После того как Д. С. излечил патриарха от тяжелого недуга, свт. Анатолий просил Д. С. задержаться у него или остаться в к.-л. мон-ре в черте города, однако святой отказался и вернулся в затвор, где прожил 9 лет.

Однажды ему явился прп. Симеон, призывая святого на подвиг столпничества. На следующий день в окрестностях храма, где жил Д. С., оказался Сергий, один из уче-ников Симеона, к-рому после смерти Симеона было поручено отнести имп. Льву ку-коль преподобного. Однако, разговорившись с Д. С., Сергий понял, что облачение по праву принадлежит ему, поскольку именно он должен стать духовным преемником Симеона. Сергий навсегда остался с Д. С., став его учеником. По просьбе святого он выбрал в пустыне место для столпа, к-рое ему было указано по знамению. Ученики святого построили столп высотой в 2 человеческих роста. В 461 г. Д. С. взошел на него.

За 32 года, к-рые Д. С. провел на столпе, им было совершено множество чудес: он исцелил сына бывшего префекта К-поля Кира, избавил от глухоты и немоты детей, изгнал беса из блудницы, к-рую еретики подговорили оклеветать святого, лечил прокаженных и хромых. Д. С., несмотря на язвы на ногах, являл чудеса долготерпе-ния: во время сильного ненастья ученики нашли Д. С. покрытого коркой льда. С большим трудом они смогли отогреть его, и лишь после долгих уговоров Д. С. со-гласился, чтобы на столпе был сооружен железный навес. Отношения Д. С. с цер-ковной и светской властью первое время были напряженными: владелец земли, где был поставлен столп, требовал, чтобы патриарх К-польский свт. Геннадий I, преем-ник свт. Анатолия, разрешил ему силой свести Д. С. со столпа, а столп разрушить, но потом раскаялся и сам стал помогать святому. Когда слава о Д. С. широко распро-странилась, мн. вельможи и члены имп. семьи (напр., имп. Евдоксия, жена имп. Феодосия Младшего) считали за честь украшать столп или старались убедить свято-го поставить новый столп на их землях. В благодарность за исцеление жены от бес-плодия имп. Лев I приказал заложить основание нового столпа для святого, по-строил рядом с ним мон-рь и часовню, куда по совету Д. С. поместил мощи прп. Си-меона. Император считал нужным всегда советоваться с Д. С., посвящал его в свои дела и просил быть посредником в переговорах (напр., с царем лазов Губазом). Из благоговения император никогда не приближался к столпу верхом.

По желанию императора патриарх Геннадий должен был рукоположить Д. С. во пресвитера, однако преподобный отказался спустить для патриарха лестницу. Тогда Геннадий совершил таинство под столпом, провозгласил, что Д. С. теперь рукоположен, и только тогда сумел взойти на столп, чтобы причаститься вместе со святым. Авторитет Д. С. был настолько велик, что в период смуты в империи (475-476) его поддержкой стремились заручиться и буд. имп. Зинон, отец и соправитель скончавшегося в раннем детстве имп. Льва II, и соперник Зинона, монофизит, узурпатор Василиск, брат имп. Верины, жены Льва I. Д. С. отказался благословить Василиска, возглавил правосл. оппозицию и вместе с патриархом Акакием заставил Василиска отказаться от ереси. По просьбе патриарха Д. С. вынужден был покинуть столп и пройти через весь город ко дворцу, где пребывал узурпатор. Святого, неспособного ходить из-за язв на ногах, несли благочестивые христиане. Во время каждой остановки Д. С. совершал исцеления и произносил проповеди. Он предсказал возвращение на трон имп. Зинона, его смерть и воцарение нового праведного правителя Анастасия I. Д. C. знал время своей кончины, а также предвидел сложности, к-рые вызовет снятие его тела со столпа, и поручил организацию своих похорон одной знатной женщине, к-рую за неск. лет до этого излечил от бесплодия. Она заказала для Д. С. каменный гроб и построила вокруг столпа спиральный подъем, по к-рому можно было бы спустить тело святого. Д. С. отказался от каменного гроба и попросил положить его в землю вместе с мощами др. святых. За 7 дней до кончины Д. С. произнес последнюю проповедь. Его погребение сопровождалось знамениями. Патриарх Евфимий I, клир и чиновники простились с Д. С., поднявшись по спиральному подъему на столп, тело завернули в плащ, привязали к деревянному щиту и поставили вертикально, так что в течение неск. часов все могли его видеть. Над телом кружили 2 голубя и в воздухе были видны 3 креста. Во время спуска гроба, к-рый несли священники и патриарх, произошла давка, т. к. многие хотели прикоснуться к телу святого, но чудесным образом никто не пострадал.

Прп. Даниил СтолпникХ. Г. Бек считает Житие Д. С. поздним памятником (Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 411), однако есть все основания полагать, что 1-я его редакция, где пове-ствование ведется от 1-го лица, была создана учеником святого в нач. VI в. (см. Delehaye. 1923. P. XXXV; Гл. 1, 12, 91, 95 и 96). В научной лит-ре Житие Д. С. традиционно рассматривается как важный источник по политической истории 2-й пол. V в.: агиограф подробно рассказывает о заговоре Аспара против Льва I, об узурпаторстве Василиска, об участии имп. Верины в заговоре против Зинона Исав-рийского, об отношениях Льва I с Губазом. Кроме того, в Житии содержатся сведе-ния по истории К-поля: описан пожар в сент. 465 г., приведена биография префекта К-поля Кира, к-рому автор приписывает содержащуюся в тексте Жития надпись на столпе Д. С. (Baynes. 1925. P. 397-398). Менее изучен лит. аспект памятника: Житие обычно рассматривается в отрыве от Житий др. столпников. Такое сопостав-ление, особенно с Житием прп. Симеона Столпника, показывает, что одни сведения из Жития Д. С. дополняют Житие Симеона (напр., перенесение мощей преподобного в К-поль), другие противоречат им (напр., куколь Симеона в соответствии с Житием Симеона не был отправлен в К-поль, а значит, не мог перейти к Д. С.), памятники сообщают различную информацию относительно времени создания построек, окру-жавших столп Симеона.

Помимо пространного Жития, сохранившегося в 2 редакциях (D и D’ по класси-фикации И. Делеэ), известны переработка текста, сделанная в XI в. прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 490; PG. 116. Col. 969-1037), и краткое Житие (BHG, N 490e), к-рое следует редакции D. Все они изданы И. Делеэ в 1923 г. в серии Subsidia Hagiographica. По сведениям, содержащимся в Житии Луки Столп-ника, изданного И. Делеэ в том же томе (Delehaye. 1923. P. 195-237), столп Д. С. находился вблизи Сосфения (совр. Истинье (Турция)). Однако точное местонахо-ждение мон-ря и столпа не выявлено. В Сосфении, как и в Анапле, был крупный центр почитания арх. Михаила, упоминаемый в Житии, к тому же относительная близость этих центров часто приводила визант. авторов к путанице: нек-рые из них считали Анапл (точное расположение к-рого не установлено) и Сосфений одним и тем же местом. Дальнейшая история мон-ря, построенного рядом со столпом Д. С., прослеживается по Деяниям Соборов (см.: Mansi. Т. 8. Col. 882C; 907BE), послед-нее упоминание об этой обители относится к XIII в. Антоний, архиеп. Новгород-ский, в описании своего паломничества в К-поль (1200) сообщает о виденных им мощах Д. С. «на горе»; Жанен предполагает, что речь идет о ц. прп. Симеона Столп-ника. В наст. время часть мощей Д. С. находится в Греции: череп — в Большом Ме-теорском мон-ре (Метеоры), нек-рые частицы — в Великой Лавре (Афон) и мон-ре Агия-Лавра (близ Калавриты).

Источники: BHG, N 489-490; Delehaye H. Les Saints Stylites. Brux.; P., 1923. P. 1-147 (SH; 14); SynCP. P. 299-300. Festugière A. J. Les moines d’Orient. Vol. 2. Les moines de la région de Constantinople. P., 1961. P. 87-171; St. Daniel the Stylite // Three Byzantine Saints: Contemporary Biographies of St. Daniel the Stylite, St. Theodore of Sykeon and St. John the Almsgiver / Transl. by E. Dawes; introd. and notes by N. H. Baynes. L., 1948. P. 1-84; The Life of [the monk] St. Daniel the Stylite / Transl. by M. R. Vivian and T. Vivian / California State Univ., Bakersfield [готовится к изданию]; Книга Паломник. С. 36, 66, 92; ЖСв. Дек. С. 293-324.

Литература: Delehaye H. Une épigramme de l’Anthologie // REG. 1896. Vol. 9. P. 216-224; Cергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 500-501; Baynes N. H. The Vita S. Danielis Stylitae // EHR. 1925. Vol. 40. P. 397-40; idem // Byzantine Studies and Other Essays. L., 1955); Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // OriensChr. 1970. T. 54. P. 167-168; Miller D. The Emperor and the Stylite: a Note on the Imperial Office // GOTR. 1970. Vol. 15. P. 207-212; Janin R. Dani¾l Ð Stul…thj // QHE. T. 4. S. 952-954; idem. Églises et monastères. P. 86-87; idem. Ibid. P. 338-340 [о ц. архистратига Михаила в Анапле]; Laurent V. Daniel le Stylite // DHGE. T. 14. Col. 73; Becquet Th. Daniele di Costantinopoli // BiblSS. Vol. 4. P. 470-471; Kazhdan A., Ševchenko N. P. Daniel the Stylite // ODB. Vol. 2. P. 582; Mango C. Bosporos // Ibid. P. 312-313; SwfrÒnioj (EÙstrati£dhj). 1AgiolÒgion. S. 107; Fox R. L. The Life of Daniel // Portraits: Biogr. Representation in the Greek and Latin Literature of the Roman Empire / Ed. M. J. Edwards, S. Swain. Oxf., 1997. P. 175-225.

Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова