Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Великий пост

В этот период главное – не бросить.

В этот период главное – не бросить.Как быть с духовным спадом? Что делать, когда после периода духовного подъема, происходит «откат» (не в коммерческом смысле этого слова)? Ведь духовная лень – это лишь начало… Да, в самом деле, отсутствие сердечного горения, спад усердия в труде над своей душой, расслабление вплоть до какого-то паралича воли – это очень тревожные признаки, которые могут оказаться лишь началом тяжких падений.

По этому поводу необходимо сказать следующее.

Во-первых, чтобы не произошло отката, надо уже с самого начала проявлять сдержанность в подвижничестве, согласовывая импульсы ревности не по разуму с мнением духовника, потому что лукавый зачастую для того и разжигает в новоначальном чрезмерное усердие (да-да, это может быть и от него), чтобы он выдохся в самом начале пути (на это многие Отцы обращают внимание в своих поучениях).

Во-вторых, простите за каламбур, но не надо унывать, когда постигнет уныние по поводу непрекращающегося уныния.

Конечно, трудно смириться с тем, что ничто духовное «не резонирует» как прежде: ни келейная молитва, ни участие в богослужении, ни чтение Священного Писания и святых Отцов… ну разве что чуть-чуть, иногда, самую малость. Такой период бывает со всеми (или почти) и во всех сферах жизни.

Вспоминается мне одна история, рассказанная мне одной старой знакомой, когда я сам, спустя пару лет после своего воцерковления (сопровождавшегося, как это обычно бывает, вдохновляющими «подарками ко дню рождения»), пребывал в состоянии духовного отупения и сетовал-скорбел по этому поводу. А история с ней произошла еще в советское время прелюбопытная и, можно даже смело сказать, поучительная.

Зашла она как-то раз, чтобы время скоротать, в тир при автовокзале. Показала хороший результат, чем привлекла внимание случайно зашедшего туда тренера секции по стрельбе. Тот предложил ей заниматься у него. С первых же занятий предупредил: «Имей в виду: у тебя сейчас все хорошо идет, но наступит время, и ты начнешь мазать. Ни с того, ни с сего. И не раз, и не два. Неопределенное время. В тот период главное – не бросить. Все само собой наладится, только потерпеть надо будет, перетерпеть некоторое время».

Она ходила в секцию, получала удовольствие от успешного развития, пока, в самом деле, не начался «мазильный» период. В самом деле, по каким-то не зависящим от нее обстоятельствам. Конечно, она сразу же бросила занятия, но историю эту запомнила, и мне, спустя лет пятнадцать, ее рассказала. Очень ко времени оказался ее рассказ. Думаю, комментарии излишни.

В-третьих, период «сухости» – самый что ни на есть плодотворный период. Мало ли что мы не чувствуем?.. Великое ли дело молиться, когда душа просит? Хорошее дело, но подвига тут особого нет. А то же самое делать, когда внутренней охоты нет? Даже не только охоты, потребности нет, наоборот, какая-то тягучая лень накатывает, появляется масса дел, которые надо переделать, в итоге падаешь без сил, так и не помолившись – в этом состоянии как?

Тут каждый молитвенный вздох – как лепта евангельской вдовы. Усилия, преодолевающие внутреннее сопротивление, формируют с Божией помощью добродетели в нашей душе намного основательней, чем в периоды духовной радости и утешения. Просто надо делать то, что следует.

Не осталось внутренней потребности? Но умом же понимаешь, что следует делать и как? Вот подумай, как бы ты поступил, если бы та или иная добродетель в тебе была бы развита,  – и вперед! Именно так они и формируются.

Вспомните «Волшебника Изумрудного города»: что говорили спутники Элли, когда предстояло сделать что-то доброе, важное? «Если бы у меня были мозги», – задумчиво произносил Страшила, и высказывал мудрую мысль. А Трусливый Лев, надеявшийся получить у Великого и Ужасного Гудвина смелость, и который так испугался за своих друзей, что вступил в схватку с Саблезубым Тигром? А «бессердечный» Железный Дровосек? Все они, стремясь к определенным ценностям, были вынуждены поступать так, как если бы уже обладали ими. В итоге оказалось, что у них это все уже есть, и Гудвину нечем их одарить.

Это прекрасный образ процесса формирования добродетелей: не ждать, пока они образуются, но поступать так, как если бы они уже были. Нет в нас смирения? Нет. И не будет, если мы не станем смиренно мыслить и поступать. Любви духовной нет? А откуда ж она возьмется, если нет смирения? Душевная-то запросто, а вот святая любовь откуда? И что? Теперь уже и по любви не поступать, вообще забыть об этой добродетели, потому как она – высшая из всех и, пока не расцветут все прочие добродетели, нечего о ней мечтать, да?!

Мечтать-то, может, и не надо, а вот, чтобы научиться любить, надо любить.

Здесь и сейчас. Во Христе.

Фрагмент статьи протоиерея Игоря Прекупа

«Переходный возраст веры»  // Православие и мир