Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Чтение Священного Писания с детьми

child03Традиционные программы Закона Божия в воскресной школе имеют два важных достоинства: целостное представление о жизни человека в Православной традиции, методическую разработанность уроков. Но при этом…

 

 

 

 

 

— Не всегда выделяется главное, т.е. общение человека с Богом, — это теряется на фоне сведений о культуре и традиции Церкви,

— С подлинным Словом Божиим дети не встречаются, чаще слышат его только в пересказе, что создает иллюзию знания и понимания, и к более взрослому возрасту им уже «не интересно»; если же они попробуют сами в более взрослом возрасте читать Писание, то обнаружат, что навык самостоятельного изучения Слова у них не выработан, они не знают, как это делать.

Занятия с детьми и подростками по Св. Писанию призваны устранить эти недостатки. Положительная же цель – привить детям любовь к чтению Слова Божия, восприятия Его как верного компаса в жизни и средства для общения с Богом. Как же это сделать?

  1. Доверять Богу. Готовиться к занятиям – это необходимая половина дела, но мы должны молиться и быть готовы оставить все наработанное и откликнуться на вызов момента – это приходит с верой и опытом.
  2.  Создать атмосферу. Важно, чтобы дети почувствовали – сейчас будет происходить нечто важное. Сам Бог рядом. Важны тишина и внимание, чтобы Его услышать. 3.
  3. Не быть «грузилом». Следует учитывать возрастные особенности восприятия, и не затягивать встречи, уметь объяснять сложные вещи простым языком. Важно меньше говорить, больше побуждать детей высказываться самим, внимательно их слушая. Использовать юмор.
  4.  Делать занятия наглядными. Перед занятием можно поиграть в игру, связанную с темой встречи, спеть песню или посмотреть фрагмент видео. Можно дать детям потрогать предметы-символы темы. Приводить примеры из жизни, фильмов, книг и пр.
  5.  Готовить вопросы. Чем младше ребенок, тем более структурированным стоит делать занятие, т.е. прорабатывать небольшое количество вопросов и учить находить ответы в тексте. С подростками иначе – их следует учить задавать свои вопросы по прочитанному тексту, порой самые неожиданные.
  6.  Наполнить занятия эмоциями – радости, или, напротив, сопереживания герою, – чтобы текст не только читался, но и переживался. Если ребята выходят на покаяние или благодарность – слава Богу, но не надо для этого «читать мораль».
  7.  Связывать текст с деятельностью для закрепления. В конце занятия можно предложить разыграть сценку, пантомиму, придумать какую-то иную иллюстрацию к прочитанному.8. Ориентироваться не только на передачу знаний, нона отношения во Христе, являть пример таких отношений. Это особенно важно в подростковом возрасте.

Как можно начать чтение?

От отрывка:

Случалось ли вам… Что будет, если… Представьте…

От ситуации:

Что о твоей ситуации говорит Св. Писание?

Как ты думаешь, как бы поступил на твоем месте…?

Как связать с жизнью:

Кем ты видишь себя в этой истории?

Если бы ты оказался на месте…, что бы ты думал и чувствовал? что бы ты сделал?

Когда я (другой верующий) оказался в таких обстоятельствах, мне помогло…

Я люблю отрывок…, потому что…

Какой стих тебя здесь задел, что было важно лично тебе в обсуждении? (Можно предложить выучить понравившийся стих наизусть)

Ставим «интересные» вопросы: (на примере Мк.10:46-52):

Интересно, а как это – быть слепым?

Интересно, а что ты почувствуешь, когда увидишь первый раз?

Интересно, почему Иисус захотел услышать Вартимея, когда все говорили ему молчать?

Интересно, почему Иисус вообще подошёл к Вартимею, если остальным не было до него никакого дела?

Интересно, почему Вартимей, после того, как начал видеть сразу пошёл за Иисусом?

Интересно, что чувствовал Вартимей, идя с Иисусом в Иерусалим?

Интересно, что стало с его верхней одеждой?

Интересно, а кем бы был я в этой истории?

Попробуйте разделить на 4 занятия и придумать вопросы к Лк. 8 гл, а также подобрать задания, которые было бы интересно выполнить вместе с детьми для закрепления материала. Сравните это с приводимым нами примером.

 Пример:

Евангелие от Луки в пер. под ред. М.Кулакова

(выбран для того, чтобы легче усваивалось детьми)

Жизнь по Слову Божию

4 Люди стекались к Нему из разных городов; и ‘однажды’, когда собралась большая толпа народа, Он рассказал ‘такую’ притчу:

5 «Вышел сеятель засеять ‘поле’ семенами. И когда сеял, часть семян упала у дороги, где они были затоптаны, и птицы склевали их.

6 Другие упали на каменистую почву и, как только взошли, засохли из-за недостатка влаги.

7 Некоторые упали среди колючек, росли вместе с ними, и те заглушили их.

8 А иные упали в землю добрую, взошли и дали стократный урожай».

И, сказав это, Он воскликнул: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

9 Ученики же спрашивали Его, что могла бы значить эта притча.

10 Иисус ответил: «Вам ‘от Бога’ дано тайны Царства Его узнать, а для остальных ‘все’ в притчах ‘остается’, чтобы, ‘как сказано в Писании’, смотрели — и не видели, слушали — и не понимали.

11 Вот что значит эта притча: семя — это слово Божие.

12 С теми, кто слышит ‘слово, бывает, как с зернами’ при дороге: ‘слышат такие люди слово’, потом приходит дьявол и забирает это слово из сердца ‘каждого из’ них, чтоб не уверовали они и не были спасены.

13 Те же, что ‘упали’ на камень, — это про людей, которые, услышав слово, с радостью принимают его. Но нет у них корня: они становятся верующими на ‘какое-то’ короткое время, а в дни испытания отступают ‘от веры’.

14 Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит ‘весть’, но идут они ‘своим путем’, их ‘духовный рост со временем’ заглушается заботами, богатством и удовольствиями жизни, так что они не приносят зрелых плодов.

15 А ‘семена, упавшие’ на добрую землю, — это о тех, кто, услышав ‘слово’, хранит ‘его’ в сердце благородном и добром; такие благодаря ‘своей’ стойкости приносят урожай.

Вопросы.

Давайте прочтем эту притчу без объяснений Иисуса (до 8 стиха). Как вы ее поняли?

— Почему выбран именно образ семени?

— Сколько типов почвы вы заметили?

— Почему сеятель так странно сеет?

— Почему Христос не хочет объяснить притчу другим людям?

— Как это: дьявол уносит семя? А кто затаптывает?

— Для чего нужен корень растению? Будет ли оно жить без корня? А без стебля, с корнем? А перекати-поле? О каком корне идет речь? И какие бывают испытания?

— Колючки, терние. Были ли у вас примеры в жизни, когда что-то из этого списка лишало вас плода, и как это происходило?

— Как это – хранить слово в сердце? Что еще в сердце? И зачем нужна стойкость (терпение)?

— Какие еще тайны Царства Божия вы знаете?

Сделайте аппликацию из семян, выложив слова — основные тайны Царства Божия.

Молитва в трудностях

22 Однажды Иисус сел со Своими учениками в лодку и сказал им: «Переправимся на другой берег». И они отплыли.

23 А во время их плавания Он уснул. ‘Между тем’ поднялась буря, и на озере ‘начался сильный шторм’. ‘Вода’ стала заливать лодку, и их жизнь оказалась в опасности.

24 Подойдя к Иисусу, ученики стали будить Его. «Наставник, Наставник, мы погибаем!» — кричали они. Пробудившись, Он ‘словом Своим’ усмирил ветер и бушующие волны: они улеглись, и наступила тишина.

25 «Где ваша вера?» — спросил Он учеников. А они со страхом и удивлением говорили друг другу: «Кто же Он такой, что приказывает ветру и воде, и те повинуются Ему?!»

 

Вопросы.

  1. Где все это происходило?
  2. Уютно ли спать в лодке на корме? Как вы думаете, почему Иисус уснул?
  3. Кому-то из вас случалось тонуть или смотреть фильмы про это? Как себя чувствует человек в такой ситуации?
  4. Интересно, почему ученики не стали кричать «Помоги нам?», зачем вообще Его разбудили?
  5. Когда мы оказываемся в трудной ситуации (придумайте сами, какой), что мы делаем?
  6. В кого или во что должны были верить ученики?
  7. Интересно, чего испугались ученики в 25 стихе?
  8. Так кто же такой Иисус в этом эпизоде, как Его зовут ученики, и почему Он может повелевать ветру и воде?

Сложите кораблик из бумаги, запустите его по ручью.

 

Учимся складывать кораблик из листа бумаги:

Шаг 1. Берём прямоугольный лист бумаги и складываем его пополам.

Шаг 2. Подгибаем углы листа на сгибе к центру листа.

Шаг 3. Загибаем кверху свободные нижние края листа.

Шаг 4. Загибаем на противоположную сторону углы краёв.

Шаг 5. Сводим противоположные углы получившегося треугольника.

Шаг 6. После первых 5 шагов у нас должна получиться фигура как на рисунке 6.

Шаг 7. Подгибаем нижние углы, каждый со своей стороны, к верхушке.

Шаг 8. У получившегося треугольника сводим противоположные углы (как и в шаге 5).

Шаг 9. Берёмся за верхние уголки и разводим их в стороны.

 

Исцеление и благовестие

26 И они, переплыв ‘через озеро, оказались’ в земле герасинской, той, что расположена напротив Галилеи.

27 Как только Иисус сошел на берег, Его встретил некий человек из города, одержимый бесами. Он давно уже не носил ‘никакой’ одежды и жил не в доме, а в могильных пещерах.

28 Увидев Иисуса, он с воплем упал к ногам Его и закричал: «Ну что Тебе ‘нужно’ от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Молю Тебя, не мучь меня!»

29 ‘Он так кричал’, потому что Иисус ‘уже’ повелел нечистому духу выйти из этого человека. (Очень много раз дух овладевал им, и хотя пытались держать его под стражей, в цепях и кандалах, он разрывал их и убегал, гонимый бесом, в места пустынные.)

30 Иисус спросил его: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Легион», так как в него вошло много бесов.

31 И они просили Его не отсылать их в бездну.

32 Там же, на горе, паслась большое стадо свиней; бесы просили у Иисуса позволения войти в этих ‘свиней’, и Он позволил.

33 Оставив человека, бесы вошли в свиней, и стадо ринулось с кручи в озеро и утонуло.

34 Увидев ‘все это’, пастухи бросились бежать и рассказали о происшедшем в городе и окрестностях.

35 Тогда люди вышли, чтобы ‘своими глазами’ увидеть случившееся. ‘Когда’ пришли ‘они’ к Иисусу и нашли человека, из которого вышли бесы, сидящим у ног Иисуса, одетым и в здравом уме, они испугались.

36 А очевидцы рассказали им, как был исцелен бесноватый.

37 И все жители округи герасинской стали просить Христа удалиться от них — так велик был их страх. Он вошел в лодку и отправился назад.

38 Человек, из которого вышли бесы, просил у Иисуса ‘позволения’ остаться с Ним, но Он отослал его.

39 «Возвращайся к себе домой, — сказал Он ‘ему’, — и расскажи ‘там’ о том, что сделал для тебя Бог». И человек этот пошел, по всему городу рассказывая о том, что сделал Иисус для него.

 

Вопросы.

А действительно ли бесы существуют? Можно ли их увидеть? Как выглядел бесноватый? Из-за чего бесноватого заковывали в цепи? Куда он убегал, и, как вы думаете, почему? Почему бесноватый кричал о мучениях при встрече с Иисусом? Что означает имя «Легион»? Какие еще случаи исцелений в Евангелии вы помните? Слышали ли вы о чем-то похожем сейчас? Интересно, зачем бесы вошли в свиней? Чего испугались пастухи и местные жители? Зачем Иисус плыл на этот берег через шторм?< Как вы думаете, почему Иисус в одних случаях запрещает рассказывать о чуде, а здесь – заповедует? Кем предстает Иисус в 39 стихе?

Сделайте стенгазету, повествующую об этом событии.

 Вера и воскресение

40 Когда Иисус вернулся ‘на другой берег’, там Его встретила ‘большая’ толпа; все ожидали Его.

41 И пришел к Нему человек по имени Иаир, старейшина синагоги, и, пав к ногам Иисуса, просил Его прийти к нему в дом,

42 потому что умирал его единственный ‘ребенок’, девочка лет двенадцати. И когда Он шел ‘с Иаиром’, толпы ‘людей’ теснили Его ‘со всех сторон’.

43 ‘Среди них была’ женщина, двенадцать лет страдавшая ‘сильными’ кровотечениями. [Она истратила на врачей все, что было ‘у нее’], и никто не смог вылечить ее.

44 Подойдя сзади, она прикоснулась к краю Его одежды, и кровотечение тотчас прекратилось.

45 «Кто ко Мне прикоснулся?» — спросил Иисус. Когда все стали отказываться, Петр сказал: «Наставник, толпа со всех сторон теснит Тебя, »

46 «Нет, кто-то прикоснулся ко Мне, — сказал Иисус. — Я почувствовал, что сила изошла от Меня».

47 Женщина поняла, что утаиться ей не удастся. Она с трепетом подошла и, пав ниц перед Иисусом, при всем народе призналась, по какой причине коснулась Его и как тотчас была исцелена.

48 Он же сказал ей: «Не бойся, дочь ‘Моя’, вера твоя спасла тебя. Иди с миром».

49 Он еще говорил ‘эти слова’, как пришел некто из ‘дома’ старейшины синагоги ‘к Иаиру’ с вестью: «Твоя дочь умерла, не утруждай больше Учителя».

50 Но Иисус, услышав ‘это’, сказал ему: «Не бойся. Только верь, и будет она спасена». 51 Придя в дом ‘его’, Иисус не позволил войти вместе с Ним никому, кроме Петра, Иоанна, Иакова и родителей девочки.

52 ‘Дом был полон людей’, все глубоко скорбели и плакали по умершей. Иисус сказал: «Не плачьте. Она не умерла — она спит».

53 И они стали смеяться над Ним, зная, что девочка мертва.

54 Но Он, взяв ее за руку, громко произнес: «Дитя ‘Мое’, встань!»

55 И вернулась к ней жизнь. Она тотчас поднялась, а Иисус велел накормить ее.

56 Родители ее были вне себя от изумления ‘и радости’, Он же повелел им никому не говорить о произошедшем.

 

Вопросы.

  1. У кого-то долго болели и умирали родственники? Что вы или ваши родные переживали при этом?
  2. Интересно, почему женщина не могла попросить Иисуса об исцелении?
  3. Что же получила женщина, когда призналась в своем поступке?
  4. Неужели Иисус не знал, что девочка умирает? Зачем было откладывать встречу с ней?
  5. Что такое вера, о которой говорит здесь Иисус Иаиру?
  6. Женщина 12 лет болела, а девочка в 12 лет умерла. Интересно, это просто совпадение?
  7. Кого берет Иисус с собой как свидетелей воскрешения девочки, и почему?
  8. Какие еще случаи воскресения в Евангелии и Деяниях вы помните? Найдите эти эпизоды, как это происходило?

Посмотрите м/ф «Чудотворец». Что вы теперь знаете о Царстве Божием? Сравните ответы с аппликациями, что изменилось? 

Автор программы: Владимир Стрелов

Источник