Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Музыка в ноябре

Петербургские музыкальные события последнего месяца осени предоставляют достаточно богатый выбор поклонникам самых разных стилей и жанров, от старины до авангарда, от изысканных камерных концертов до масштабных симфонических вечеров.

Среди традиционных примет ноябрьской афиши — Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира», который пройдет на сценах Большого и Малого залов Петербургской филармонии уже седьмой раз. В числе звездных гостей фестиваля — экстравагантный турецкий пианист и композитор Фазиль Сай. Воспитанник немецкой академической школы, прошедший обучение в Дюссельдорфе и Берлине, Фазиль за свою блестящую карьеру успел выступить как солист и участник камерного ансамбля со многими известными музыкантами и оркестрами. Пианист известен талантливыми и весьма самобытными интерпретациями сочинений классиков, и сам активно занимается композицией. В его активе сочинения самых разных жанров и для самых разных составов, их премь­еры проходили на престижных фес­тивалях в лучших европейских залах. Интересно, что вслед за Сергеем Рахманиновым Фазиль Сай написал свою версию «Колоколов» (для солистов, хора, ансамбля ударных и фортепиано) по поэме Эдгара По, а также «Симфонические танцы», премьера которых прошла в швейцарском городке Винтертур.

5 ноября на сцене Большого зала Петербургской филармонии петербургские меломаны смогли оценить две грани мастерства турецкого музыканта. В первом отделении прозвучали два произведения Фазиля Сая — написанная в прошлом году и исполненная на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке Камерная симфония и фортепианный концерт «Шелковый путь», созданный в 1994 году и относящийся к числу самых ярких его сочинений, насыщенный элементами турецкого фольклора и медитативных импровизаций. Во втором отделении Фазиль Сай сыграл музыку любимого им Вольфганга Амадея Моцарта. Прозвучали 21-й и 23-й фортепианные концерты австрийского гения, полные неземной чарующей красоты, уже несколько веков восхищающей сердца любителей классического искусства. Игру пианиста  сопровождали камерный состав Академического симфонического оркестра Филармонии, за пульт встанет турецкий дирижер Ибрагим Ясыджи.

Международный фестиваль искусств «Дягилев P.S.», основанный в год столетия знаменитых «Русских сезонов» (2009) и названный в честь легендарного антрепренера, по традиции собирает в Петербурге самых выдающихся людей из музыкального, художественного и театрального мира. Постоянный гость фестиваля — необычайно харизматичный дирижер Теодор Курентзис, при­ехавший в Россию из Греции, учившийся в Петербурге, работающий в Перми и заставивший сегодня говорить о себе весь музыкальный мир. Созданный Теодором Курентзисом в Новосибирске оркестр MusicAeterna («Вечная музыка») сегодня с большим успехом штурмует главные европейские площадки и выступает на самых престижных фестивалях. Ориентированный первоначально на исполнение старинной музыки, MusicAeterna сегодня ярко и порою очень необычно проявляет себя в самых разных стилевых направлениях. В этом году, в ознаменование 125-летия Сергея Прокофьева, 23 ноября Теодор Курентзис вместе с MusicAeterna, объединенным с симфоническим оркестром Пермского государственного академического театра оперы и балета, в Большом зале Филармонии представит полностью музыку балета Сергея Сергеевича «Ромео и Джульетта». В том, что Курентзис берется исполнять именно музыку балета, а не более популярных двух симфонических сюит — уже есть некоторый вызов, ну а недостаток визуального ряданаверняка будет восполнен бешеной энергетикой и танцевальными жестами, которые дирижер порою позволяет себе за пультом.

Мэтр современной музыки, участница знаменитого московского «триумвирата» (вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым) композитор София Губайдулина отмечает в этом году свой 85-летний юбилей. Уже в юношеских сочинениях нашедшая свой стиль («Я Вам желаю идти Вашим „неправильным“ путем», — напутствовал молодого автора на выпускном экзамене в Московской консерватории Дмитрий Шостакович) Губайдулина абсолютно не вписывалась в русло советской идеологии, выживая за счет написания музыки к кино и мультфильмам (среди ее самых известных работ — музыка к российской анимационной версии «Маугли»). Всё поменялось в 90-е годы, когда творчество Софии Асгатовны стало необычайно востребованным, а сама она переехала на постоянное место жительства в Германию, где и доныне живет в собственном доме в небольшой деревне неподалеку от Гамбурга. Сегодня исполнять музыку Губайдулиной почитают за честь самые знаменитые музыканты мира, сама же она продолжает вести затворнический образ жизни, размышляя в своей музыке над извечными религиозными и философскими вопросами. В честь юбилея мастера в Малом зале Филармонии 26 ноября пройдет концерт с участием петербургских музыкантов. В программе будут представлены сочинения 1970-х годов и ранний Фортепианный квинтет, написанный в 1957 году. Концерт будет иметь явно выраженный уклон в сторону виолончели, одного из самых любимых Губайдулиной инструментов, чей тембр по диапазону максимально близок человеческому голосу. 10 этюдов для виолончели соло, созданные в 1974 году, сыграет профессор Петербургской консерватории и ее ректор Алексей Васильев. Также прозвучит на концерте баян, который Губайдулина воспринимает очень серьезно, скорее как мини-орган, нежели как народный инструмент. Сочинение 1979 года In croce («На кресте») для виолончели и баяна Алексей Васильев исполнит вместе с баянистом Сергеем Чирковым.

27 ноября на сцене Большого зала Филармонии с программой «Игры классиков» выступит московский оркестр Pratum Integrum («Трава некошеная»), ставший в свое время пионером российского аутентизма. Музыканты Pratum Integrum первыми в нашей стране стали исполнять музыку эпохи Гайдна и Моцарта на уникальных исторических инструментах XVIII века и их копиях. Среди многочисленных достижений коллектива — российские премьеры малоизвестных шедевров музыки эпохи барокко и классицизма. Особое внимание музыканты оркестра во главе с художественным руководителем виолончелистом Павлом Сербиным уделяют русской придворной музыке, звучавшей в XVIII веке во дворцах российскихсамодержцев. Вот и в программе, которая будет представлена в Петербурге, рядом с симфониями Гайдна, Моцарта и младшего сына И. С. Баха Иоганна Христиана будет соседствовать виолончельный концерт современника Гайдна — московского музыканта Карла Гека, один из первых образцов этого жанра в России.

Источник