Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Варварин день

Память 4/ 17  декабря

Эта красивая и умная девушка претерпела множество пыток за Христа по отцовской языческой злобе. Перед казнью святая Варвара молила Бога, чтобы все, кто будут, вспоминая ее мученичество, просить ее помощи, были избавлены от внезапной смерти без исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Господь принял просьбу мученицы. Именно поэтому Варвара — уникальная святая, она единственная, которой Церковь усвоила на иконе держать Святой Потир, которого по канонам Церкви не может касаться никто из мирян — только священник. В православной иконографии только праведный Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. По молитвам святой Варваре посылаются обильные врачевания, святой молятся также об умягчении родительского гнева и своеволия, о избавлении от уныния и печали.

Великомученица Варвара 1

Икона «Варвара великомученица». Конец XVв, Школа Дионисия

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра ро­ди­лась в г. Илио­по­ле (ны­неш­ней Си­рии) при им­пе­ра­то­ре Мак­си­мине (305–311 гг.) в знат­ной язы­че­ской се­мье. Отец Вар­ва­ры Ди­о­скор, ра­но ли­шив­шись сво­ей су­пру­ги, был страст­но при­вя­зан к сво­ей един­ствен­ной до­че­ри. Чтобы убе­речь кра­си­вую де­вуш­ку от по­сто­рон­них взо­ров и вме­сте с тем ли­шить ее об­ще­ния с хри­сти­а­на­ми, он по­стро­ил для до­че­ри спе­ци­аль­ный за­мок, от­ку­да она вы­хо­ди­ла толь­ко с раз­ре­ше­ния от­ца (кондак 2). Со­зер­цая с вы­со­ты баш­ни кра­со­ту Бо­жи­его ми­ра, Вар­ва­ра ча­сто ис­пы­ты­ва­ла же­ла­ние узнать его ис­тин­но­го Твор­ца. Ко­гда при­став­лен­ные к ней вос­пи­та­тель­ни­цы го­во­ри­ли, что мир со­здан бо­га­ми, ко­то­рых по­чи­та­ет ее отец, то она мыс­лен­но го­во­ри­ла: «Бо­ги, ко­то­рых по­чи­та­ет мой отец, сде­ла­ны ру­ка­ми че­ло­ве­че­ски­ми. Как эти бо­ги мог­ли со­здать та­кое пре­свет­лое небо и та­кую кра­со­ту зем­ную? Един дол­жен быть та­кой Бог, Ко­то­ро­го со­зда­ла не ру­ка че­ло­ве­че­ская, но Сам Он, име­ю­щий соб­ствен­ное бы­тие». Так свя­тая Вар­ва­ра учи­лась от тво­ре­ний ви­ди­мо­го ми­ра по­зна­вать Твор­ца, и на ней сбы­ва­лись сло­ва про­ро­ка «По­учих­ся во всех де­лех тво­их, в тво­ре­нии ру­ку тво­ею по­учах­ся» (Пс.142:5) (икос 2).
Со вре­ме­нем к Ди­о­ско­ру все ча­ще ста­ли при­хо­дить бо­га­тые и знат­ные же­ни­хи, про­ся ру­ки его до­че­ри. Отец, дав­но меч­тав­ший о за­му­же­стве Вар­ва­ры, ре­шил за­ве­сти с ней раз­го­вор о бра­ке, но, к сво­е­му огор­че­нию, услы­шал от нее ре­ши­тель­ный от­каз ис­пол­нить его во­лю. Ди­о­скор ре­шил, что со вре­ме­нем на­стро­е­ние до­че­ри из­ме­нит­ся и у нее по­явит­ся склон­ность к за­му­же­ству. Для это­го он раз­ре­шил ей вы­хо­дить из баш­ни, на­де­ясь, что в об­ще­нии с по­дру­га­ми она уви­дит дру­гое от­но­ше­ние к за­му­же­ству.

Од­на­жды, ко­гда Ди­о­скор на­хо­дил­ся в дли­тель­ном пу­те­ше­ствии, Вар­ва­ра по­зна­ко­ми­лась с мест­ны­ми хри­сти­ан­ка­ми, ко­то­рые рас­ска­за­ли ей о Три­еди­ном Бо­ге, о неиз­ре­чен­ном Бо­же­стве Иису­са Хри­ста, о Его во­пло­ще­нии от Пре­чи­стой Де­вы и о Его воль­ном стра­да­нии и Вос­кре­се­нии. Слу­чи­лось так, что в то вре­мя в Илио­по­ле про­ез­дом из Алек­сан­дрии на­хо­дил­ся свя­щен­ник, при­няв­ший вид куп­ца. Узнав о нем, Вар­ва­ра при­гла­си­ла пре­сви­те­ра к се­бе и про­си­ла со­вер­шить над ней Та­ин­ство Кре­ще­ния. Свя­щен­ник из­ло­жил ей ос­но­вы свя­той ве­ры и за­тем кре­стил во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. Про­све­щен­ная бла­го­да­тью Кре­ще­ния, Вар­ва­ра еще с боль­шей лю­бо­вью об­ра­ти­лась к Бо­гу. Она обе­ща­ла по­свя­тить Ему всю свою жизнь.

За вре­мя от­сут­ствия Ди­о­ско­ра при его до­ме ве­лось стро­и­тель­ство ка­мен­ной баш­ни, где ра­бо­чие по при­ка­за­нию хо­зя­и­на на­ме­ре­ва­лись со­ору­дить два ок­на с юж­ной сто­ро­ны. Но Вар­ва­ра, зай­дя од­на­жды по­смот­реть стро­и­тель­ство, упро­си­ла их сде­лать тре­тье ок­но – во об­раз Тро­ич­но­го Све­та (икос 3). Ко­гда же вер­нул­ся отец, то он по­тре­бо­вал у до­че­ри от­че­та о сде­лан­ном, «Три луч­ше чем два, – го­во­ри­ла Вар­ва­ра, – ибо у непри­ступ­но­го, неиз­ре­чен­но­го Све­та Тро­ич­но­го Три Ок­на (Ипо­ста­си или Ли­ца)». Услы­шав от Вар­ва­ры хри­сти­ан­ские ве­ро­учи­тель­ные на­став­ле­ния, Ди­о­скор при­шел в ярость. Он бро­сил­ся на нее с об­на­жен­ным ме­чом, но Вар­ва­ра успе­ла вы­бе­жать из до­ма (икос 4). Она укры­лась в гор­ной рас­се­лине, ко­то­рая чуд­ным об­ра­зом рас­сту­пи­лась пе­ред ней.

К ве­че­ру Ди­о­скор по ука­за­нию од­но­го пас­ту­ха все же на­шел Вар­ва­ру и с по­бо­я­ми при­та­щил му­че­ни­цу в дом (икос 5). На­ут­ро он от­вел Вар­ва­ру к го­род­ско­му пра­ви­те­лю и ска­зал: «Я от­ре­ка­юсь от нее, по­то­му что она от­вер­га­ет бо­гов мо­их, и ес­ли не об­ра­тит­ся к ним сно­ва, то не бу­дет мне до­че­рью. Му­чай ее, дер­жав­ный пра­ви­тель, как бу­дет угод­но тво­ей во­ле». Дол­го уго­ва­ри­вал гра­до­на­чаль­ник Вар­ва­ру не от­сту­пать от древ­них оте­че­ских за­ко­нов и не про­ти­вить­ся во­ле от­ца. Но свя­тая муд­рою ре­чью об­ли­ча­ла за­блуж­де­ния идо­ло­по­клон­ни­ков и ис­по­ве­да­ла Иису­са Хри­ста Бо­гом. То­гда ее на­ча­ли силь­но бить во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и по­сле это­го рас­ти­рать глу­бо­кие ра­ны жест­кой вла­ся­ни­цей.

В кон­це дня Вар­ва­ру от­ве­ли в тем­ни­цу. Но­чью, ко­гда ее ум был за­нят мо­лит­вой, ей явил­ся Гос­подь и ска­зал: «Дер­зай, неве­ста Моя, и не бой­ся, ибо Я с то­бою. Я взи­раю на по­двиг твой и об­лег­чаю твои бо­лез­ни. Пре­тер­пи до кон­ца, чтобы вско­ре на­сла­дить­ся веч­ны­ми бла­га­ми в Цар­стве Мо­ем». На сле­ду­ю­щий день все бы­ли удив­ле­ны, уви­дев Вар­ва­ру, – на ее те­ле не оста­лось ни­ка­ких сле­дов недав­них ис­тя­за­ний (икос 6). Ви­дя та­кое чу­до, од­на хри­сти­ан­ка, по име­ни Иули­а­ния, от­кры­то ис­по­ве­да­ла свою ве­ру и объ­яви­ла же­ла­ние по­стра­дать за Хри­ста (кондак 8). Обе­их му­че­ниц на­ча­ли во­дить об­на­жен­ны­ми по го­ро­ду, а за­тем по­ве­си­ли на де­ре­ве и дол­го пы­та­ли (кондак 9). Их те­ла тер­за­ли крю­чья­ми, жгли све­ча­ми, би­ли по го­ло­ве мо­лот­ком (икос 7). От та­ких пы­ток невоз­мож­но бы­ло остать­ся че­ло­ве­ку жи­вым, ес­ли бы му­че­ниц не укреп­ля­ла си­ла Бо­жия. Оста­ва­ясь вер­ны­ми Хри­сту, по при­ка­за­нию пра­ви­те­ля му­че­ни­цы бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­тую Вар­ва­ру каз­нил сам Ди­о­скор (икос 10). Но без­жа­лост­но­го от­ца вско­ре по­ра­зи­ла мол­ния, пре­вра­тив его те­ло в пе­пел.

Мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры в VI ве­ке бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а в XII ве­ке дочь ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Алек­сея Ком­ни­на (1081–1118 гг.), княж­на Вар­ва­ра, всту­пая в брак с рус­ским кня­зем Ми­ха­и­лом Изя­с­ла­ви­чем, при­вез­ла их с со­бой в Ки­ев, где они на­хо­дят­ся и те­перь – в ка­фед­раль­ном со­бо­ре свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

Тропарь святой великомучение Варваре

Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак святой великомученице Варваре

В Троице благочестно певаемому последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища, посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, Едино Божество.

Молитва святой великомученице Варваре  

Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой великомченице Варваре

Премудрая и всекрасная святая великомученице Христова Варваро! Блаженна еси, яко Премирная мудрость Божия плоть и кровь не яви тебе, но Сам Бог, Отец Небесный, Иже тебе, веры ради от невернаго отца оставленную, изгнанную и умерщвленную, в дщерь Себе возлюбленную прият; за тленное земнаго имения наследие плоти нетление дарова; труды мученическия упокоением Небеснаго измени Царствия; временное твое житие, смертию Его ради пресеченное, сицевою воспрослави почестию, яко душу с лики Небесных вчини духов, тело же, на земли в храме их ангельском положенное, Ангелом заповеда сохранити цело, честно и многочудесно. Блаженна еси, Христу Сыну Божию, Жениху Небесному, уневещанная дево, Егоже доброты твоея Рачителя имети желающи, всю себе страданием, ранами, удов резанием и самыя главы усечением, аки утварьми дражайшими, потщалася еси украсити: да тако, яко жена, верна главе своей — мужу, Христу духом и телом соединишися неразлучно, глаголющи: «Обретох, Егоже возлюби душа моя, удержах Его и не оставих Его». Блаженна еси, яко Святый Дух на тебе почил есть, имже духовными духовная разсуждати научена, вся духи лукавствия во идолех яко пагубныя отринула еси и Единаго Бога Духа познавши, яко истинная поклонница, духом и истиною кланятися изволила еси, проповеднически глаголющи: «Троицу чту, Едино Божество». Сию Святую Троицу, Юже в животе и смерти исповеданием и страданием своим прославила еси, умоли о мне, предстательнице моя, яко да и аз всегда тройственною веры, любве и надежды добродетелию, Туюжде Святую Троицу почитаю. Имам светильник веры, но празден благих дел елеа; ты, мудрая дево, страдальческую плоть твою, крове исполненную и ранами преливающуюся, аки светильник имущая, даждь от елеа твоего, да тем душевную мою свещу украсивши, сподоблюся по тебе в Чертог Небесный внити. Пресельник аз есмь на земли и пришлец, якоже вси отцы мои; благ вечных наследнице и блаженныя вечери в Царствии Небеснем причастнице, яко в странствии жития, Трапезы Божественныя угодения, сице и во исходе от мира желаемаго сподоби мя напутствования; и егда в конец сном смерти начну усыпати, коснися тогда изнемогающия плоти моея, яко иногда Ангел Илии, глаголющи: востани, яждь и пий; яко да благодатию Божественных Тела и Крове Тайн укреплен, преиду в крепости яди тоя далекий путь смерти, даже до Горы Небесныя: и тамо, Егоже ты чрез три окна банныя прежде верою Бога Троицу узрела еси, Сего купно с тобою лицем к лицу да удостоюся видети и славити Его в некончаемыя веки. Аминь.

Источник 1

Источник 2