Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Воскресенье как «Малая Пасха» и венец седмичного богослужебного круга

Воскресеньем (церковнослав. Неделя; греч. Κυριακή; лат. Dominica) называется один из дней недели, в который Церковь отмечает Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Традиция праздновать Воскресение сложилась с апостольских времён. Считается, что этот день был особо выделен апостолами для совершения Евхаристии после Воскресения Христа (ср. Лк 24:1, 13 – 32; Ин 20:1, 19, 26) и дня Пятидесятницы. Таким образом, основной богослужебной особенностью Воскресенья как в православной, так и в католической традиции является совершение Евхаристии и отсутствие траура (заупокойные богослужения не совершаются; поста нет или он не так строг, как в другие дни).


День Воскресения Христова имеет несколько названий, которые так или иначе закрепились в христианской традиции.
Одно из самых ранних названий воскресенья – первый день недели (ср. Мф. 28:1; Мк. 16:2; Лк. 24:1; Ин. 20:1, 19). Все четыре евангелиста сообщают о том, что Воскресение Христа произошло в первый день после иудейской Субботы.

В то же время, воскресенье именуется ещё «восьмым днём» . Это название подчёркивает эсхатологическое значение дня Воскресения – исполнение всех Божиих обетований. Именование дня Воскресения «восьмым днём» становится особенно распространённым в Средневековье. Впервые же, оно встречается в 15 главе Послания апостола Варнавы.

Важно заметить, что уже Апостол Иоанн Богослов в книге Откровения называет день Воскресения Господа Иисуса Христа «днём воскресным» (ср. Откр 1:10). Как известно, в славянской традиции этот день называется воскресеньем. Такое название полностью соответствует содержанию праздника. Каждый воскресный день одним лишь своим названием напоминает каждому православному христианину о смысле жизни и грядущем всеобщем Воскресении в День Господень.

День Господень (греч. κυριακὴ ἡμέρα; лат. Dies Domini) – название воскресного дня, известное уже со II века. Например, первый известный раннехристианский катехизис Дидахе (греч. Διδαχὴ — два пути) описывает Евхаристическое собрание, которое совершается в День Господень . Это название получило особое распространение в греческой православной традиции.

Так же в раннехристианской литературе воскресный день называется Днём Солнца (лат. dies Solis; англ. Sunday) . Так называет день святой Иустин Мученик в своей I Апологии, описывая воскресное Евхаристическое собрание . Дело в том, что неделя римлян была «планетарной» и днём Солнца назывался второй её день.

C IV века день воскресенье становится не только праздником Церкви, но и гражданским днём отдыха. В 321 году выходной в день Господень был закреплён законодательно первым императором-христианином, святым равноапостольным Константином Великим. Воскресный день должен был быть посвящен Богу. Поэтому люди должны были воздерживаться от труда . Разрешались только сельскохозяйственные работы . В связи с тем, что воскресный день стал логическим завершением трудовой недели, напоминанием о вечности, некоторой паузой, в английском языке он получил своеобразное название уикенд (англ. Weekend – конец недели). Отсюда можно вывести двойственную природу воскресного дня, который является и первым днём недели и последним выходным.

Воскресный день иногда именуется Малой Пасхой. Такое название воскресения встречается преимущественно в православной традиции, но и современные католические литургисты тоже применяют это наименование к воскресному дню.

Православная и Католическая Церкви уделяют воскресному дню исключительное значение. В этот день, независимо от того, в какой богослужебный цикл он входит, богослужение совершается особенно торжественно, используется праздничное облачение, чтение уступают место пению. Ф. Вайзер (Weiser) называет воскресенье «фундаментом для всех христианских праздников» . По мнению Вайзера, «в процессе появления новых праздников и формирования богослужебных циклов, воскресенье органично вписывалось в них, становилось центром этих циклов, приобретало всё новые акценты» . Конституция «О Священной Литургии» Второго Ватиканского Собора так же подчёркивает исключительность воскресного дня, называя его «главным праздничным днём» и «ядром» церковного года.

В славянской православной богослужебной традиции воскресенье именуется Неделей. Оно является началом седмицы и в тоже время её вершиной. Воскресенье включает в себя важные литургические особенности, свойственные только великим праздникам. Это наличие Всенощного бдения, которое совершается накануне вечером, и полного чина Божественной Литургии.

Богослужебные указания по поводу празднования воскресного дня содержатся в 1, 2, 3, 4, 5 и 7 главах Типикона. Они посвящены Всенощному бдению. В 8 главе Типикона содержатся указания о служении Божественной литургии . Также, Богослужение седмичного круга, в который входит и воскресный день, регулируется литургической книгой под названием Октоих (греч. Ὀκτώηχος — осмогласие) . Она содержит изменяемые последования богослужений, совершаемых в течение седмицы. Эти последования называются гласами. Октоих включает в себя 8 гласов. Следовательно, через каждые 8 недель последование Октоиха повторяется заново . Эта богослужебная книга используется почти во все воскресные дни церковного года за исключением периода от Недели Ваий (В Православной Церкви – воскресенье, предшествующее началу Страстной Седмицы, праздник Входа Господня в Иерусалим (или Вербное воскресенье)) до Недели Всех Святых (В Православной Церкви – праздник, в который поминаются все святые Церкви. Совершается в первое воскресенье (или в первую неделю) после праздника Пятидесятницы (День Святой Троицы)). Так же, по воскресным дням Октоих не употребляется в случае, если Господский двунадесятый праздник пришёлся на воскресенье. В случае, если дата празднования Богородичного двунадесятого праздника выпадает на воскресенье, праздничная богослужение и последование Октоиха совмещаются.

Особый статус и свои богослужебные особенности имеют воскресные дни подготовительных недель Великого поста, воскресенья периода Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы, воскресные дни Пасхального периода (или Пятидесятницы) и воскресенья Рождественского поста.

В период подготовительных недель к Великому посту начинает в богослужении начинает использоваться Постная Триодь. Эта литургическая книга содержит песнопения подвижного богослужебного круга и употребляется в период с первой подготовительной недели О мытаре и фарисее до Великой Субботы. В период пения Постной Триоди входят и воскресные дни Великого поста.

Богослужебные последования праздника Пасхи и воскресных дни периода Пятидесятницы изложены в Цветной Триоди. Само название этой литургической книги говорит о праздничном, торжественном характере совершаемых богослужений.

Воскресные дни Рождественского поста так же имеют свои богослужебные особенности, которые изложены в Типиконе. К песнопениям Октоиха в этот период постепенно добавляются праздничные песнопения, указывающие на скорое приближение великой радости для каждого человека – рождение в мир Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

В современной католической традиции правила совершения литургических служб воскресного дня изложены в Общем Наставлении к Римскому Миссалу, а исключительное значение воскресного дня для каждого верующего изложено в «Конституции о Священной Литургии». Так, 106 рубрика документа сообщает: «По апостольскому преданию, восходящему прямо ко дню Воскресения Христова, Церковь празднует пасхальную тайну на каждый восьмой день, который по праву называется «днём Господним», или «воскресением». Ибо в этот день верующие должны собираться вместе, чтобы, слушая Слово Божие и участвуя в Евхаристии, вспоминать Страсти, Воскресение и славу Господа Иисуса и благодарить Бога, возродившего их «воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Петр 1: 3). Итак, воскресенье — это главный праздничный день. Об этом нужно говорить и постоянно напоминать благочестивым верным, чтобы воскресенье стало также днём радости и отдохновения от трудов. Никакие празднования, за исключением действительно важнейших, не следует предпочитать воскресенью, ибо оно — основание и ядро всего литургического года».

Важной особенностью воскресных дней сегодня является то, что богослужения торжеств и праздников в честь Господа Иисуса Христа отменяют службу воскресного дня. Приоритет Господских праздников над всеми остальными днями церковного года – особенность свойственная как православной так и католической традиции. Тем не менее, существует ряд особых воскресений, которые имеют преимущества над всеми Господними торжествами и праздниками. Это воскресные дни Адвента, Великого поста и периода Пятидесятницы. В таком случает торжества и праздники, случившиеся в воскресенье, переносятся на ближайший понедельник . Поправка от 22 апреля 1990 года, внесённая в Общее Наставление к Римскому Миссалу Конгрегацией Богослужения и Таинств, сообщает о том, что переноса торжеств и праздников на ближайший понедельник не происходит, когда подобное совпадение произошло в Страстное (Вербное) воскресенье или торжество Воскресения Господня (Пасху).

Сама природа воскресного дня исключает назначение какого-либо праздника на этот день. Но всё же, в Католической Церкви есть воскресенья, за которыми закреплены особые празднования. Так, воскресенье, входящее в октаву Рождества – это праздник Святого Семейства. Воскресенье по Пятидесятнице – торжество Святой Троицы, а последнее воскресенье перед Адвентом является торжеством Господа нашего Иисуса Христа, Царя вселенной.

До реформы Второго Ватиканского Собора воскресные дни, так же как и праздники, имели деления на классы . Так, согласно Миссалу 1570 года, воскресенья делились на три класса. К I-му классу или к «высоким» воскресеньям (лат. dominicae maiores) относились первый воскресный день Адвента и первое и пятое воскресение Великого поста (последнее носило название Недели Страсти), Вербное воскресенье, воскресенье Пасхи, Антипасха (первое воскресенье после праздника Пасхи или Новая Неделя) , воскресные дни Пятидесятницы и Троицы.

К воскресеньям II-го класса относились 2, 3 и 4-я недели Адвента; воскресенья предпостного времени – Семидесятый день (лат. Septuagesima), Шестидесятый день (лат. Sexagesima), Пятидесятый день (лат. Quinquagesima) перед Пасхой ; 2, 3 и 4-я неделя Великого поста.

Все остальные воскресные дни церковного года относились к III-му классу и именовались «обычными» воскресеньями (лат. dominicae minores).

Совпадению различных праздников с воскресным днём до Реформы литургического календаря так же уделялось большее внимание. Собственно, деления воскресений на классы во многом было необходимо именно для этого. М. Скабалланович сообщает о том, что в случае совпадения праздников первых трёх классов (см. раздел III.1) с вокресеньем I-класса праздник переносится (лат. translatio) на другой день. В случае совпадения всех остальных праздников и воспоминаний с воскресным днём, этим праздникам Устав предписывает лишь краткое чтение или упоминание на молитве .

Воскресный день является предписанным или обязательным праздником для каждого католика. Так, в воскресенье верующий обязан быть в храме и участвовать в Святой Мессе. Отсутствие на воскресном богослужении без уважительной причины является грехом и служит поводом для исповеди. Но верный Церкви Христовой может остаться дома, если он болен заразной болезнью или ухаживает за больным членом семьи. Путешествие само по себе не является оправданием отсутствия на воскресной Мессе. Поэтому, путешествующий католик должен заранее узнать о месте расположения ближайшего храма .

Поскольку воскресенье – древнейший и самый важный праздник Христовой Церкви, богослужение этого дня в православной и католической традициях во многом схожи. Тем не менее, обе традиции имеют ряд своих уникальных особенностей. Этими особенностями обладают и богослужения будних дней церковного года.

Каждый день седмицы (или каждый будний день) в православной и католической традициях помимо тех праздников, которые могут случится в этот день, имеет свои особые воспоминания. Эти воспоминания выражаются в богослужебных текстах будних дней. По словам протоиерея Геогрия Дебольского «… Богослужение седмичных дней много зависит о особенных воспоминаний, которые бывают во все дни. Чем выше бывает празденство, тем более в нём закрывается богослужение седмичного дня» . Эти слова справедливы как для православной, так и для католической богослужебной традиции, ведь «Как в продолжение священного года Церкви… представляется круг Богослужения Господу и святым Его, так церковная седмица вкратце повторяет почти тот же круг служения… » .

В Православной Церкви понедельник посвящён всем Небесным бесплотным чинам, вторник – святому Иоанну Предтече, среда и пятница – воспоминание страданий Господа нашего Иисуса Христа (в эти дни поются молитвословия Кресту Господню), в четверг Церковь вспоминает святых апостолов и святителя Николая, суббота посвящена поминовению всех святых (так же, в субботнй день Православная Церковь молится за усопших верных). В православной традиции каждый день седмицы поминается Пресвятая Богородица. При этом воскресенье, среда и пятница являются днями Её особенного молитвенного прославления .

В современной католической традиции воспоминания будних дней выглядят следующим образом: понедельник посвящен Святой Троице, вторник – Ангелам (включая Ангелов-Хранителей), среда – все апостолы (а так же святой Иосиф Обручик и особенно святые апостолы Пётр и Павел), четверг посвящен Святому Духу, установлению Евхаристии и первосвященству Христа, пятница – воспоминания Креста и Христовых страданий, субботний день посвящен Пресвятой Богородице.

В дореформенное время дни недели, подобно воскресениям, разделялись на «высокие» (лат. feriae maiores) и «обычные» (лат. feriae minores) дни. При этом, «высокие» дни недели делились на «привилегированные» и «непривилегированные».

Источник: Проходцев М. С. Классификация праздников в современной православной и католической традициях. СПб. Санкт-Петербургская Духовная Академия. — 2016, 74 с.