Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Праздники Рождественского цикла

Церковный год Православной Церкви начинается 1 сентября по юлианскому календарю. Первым двунадесятым праздником в годовом богослужебном круге является Рождество Пресвятой Богородицы (8/ 21 сентября). И, уже вскоре после этого события, Церковь празднует Рождество Христово (Мф. 1:18-25). От Девы, пришедшей в мир, рождается Спаситель. Поэтому, весьма важное место в годовом круге богослужений занимает Рождественский праздничный цикл, который имеет свои сходства и различия в православной и католической традициях.

Католический литургический год начинается в первое воскресенье Адвента (лат. Adventus – пришествие) – времени поста (Сегодня Адвент практически утратил характер поста и является временем покаяния и подготовки к радостной встрече праздника Рождества Христова) и подготовки к празднику Рождества Христова. Адвент начинается с первой вечерни ближайшего к 30 ноября воскресенья и заканчивается к первой вечерне праздника Рождества 24 декабря. В Православной Церкви этому великому событию так же предшествует пост, который называется Рождественским или Филипповым (Назван так потому, что начинается в день памяти апостола Филиппа 14/ 27 ноября). Он начинается 28 ноября и длится по 6 января включительно (24 декабря/ 6 января – в день навечерия праздника Рождества Христова или Рождественский сочельник пост особенно строгий). На Западе Рождественский пост становится известным в VI веке и позже соблюдать этот пост стали и на Востоке. Число дней подготовки к Рождеству в обеих традициях постепенно уравнялось до сорока, хотя изначально в разное время он имел различную продолжительность.

В обеих традициях каждое воскресенье Рождественского поста имеет особый смысл. В Православной Церкви особенно выделены два последних воскресных дня перед праздником Рождества Христова. Они имеют свои собственные названия – Неделя Праотец и Неделя Святых Отец. В первое из этих воскресений вспоминаются прародители Иисуса Христа. Во второй, то есть ближайший к празднику Рождества, воскресный день вспоминаются все ветхозаветные праведники, ожидавшие пришествия в мир Спасителя. В католической традиции каждое воскресенье Адвента имеет свою нумерацию и особый смыл. Так, в период Рождественского поста в Римско-Католической Церкви входит четыре воскресных дня (1-я, 2-я 3-я и 4-я неделя Адвента). Первое воскресенье Рождественского поста в католической традиции посвящено грядущему Второму Пришествию Господа Иисуса Христа. Второе и третье воскресенья посвящены Иоанну Крестителю. Темой четвёртого воскресенья Адвента становятся события, предшествующие рождению в мир Спасителя и особому почитанию Пресвятой Богородицы.

Рождественский пост завершается в сочельник 24 декабря на Западе и 6 января на Востоке. Наступает время праздника Рождества Христова. В обеих традициях это событие имеет исключительный статус и празднуется особо торжественно.

Основными богослужебными особенностями праздника Рождества Христова в Православной Церкви является наличие предпразднства, навечерия (Рождественский сочельник), всенощного бдения и восьми дней попразднства, отдания (31 декабря/ 13 января) и периода святок (двенадцать дней после праздника Рождества Христова, которые включают в себя и праздник Богоявления. Это дни особой радости о родившемся в мир Господе). Особенностями праздника Рождества в современной латинской традиции является служение Мессы навечерия Рождества (совершается после Первой Вечерни или вечером), ночная Месса (сама служба торжества) и наличие Рождественской Октавы. В первый день Октавы 25 декабря совершается два литургических служения: Месса на заре и дневная Месса (или Месса днём). Последние три богослужения образуют цикл трёх Рождественских Месс, который уходит своими корнями в VI век. Подобная практика служения трех Месс в Миссале 1970 года и последующих редакциях имеет рекомендательный характер. Последний день Октавы Рождества приходится на 31 декабря. В этот день существует благочестивая традиция совершать благодарственное богослужение по поводу окончания гражданского года.

В Рождественскую Октаву входят праздники святого первомученика Стефана (26 декабря), апостола и евангелиста Иоанна Богослова (27 декабря), святых Невинных Вифлеемских младенцев (28 декабря), Святого семейства (30 декабря). 1 января является торжеством Пресвятой Богородицы, а так же воспоминанием наречения Пресвятого Имени Иисуса Христа.

После Рождественской Октавы радостное празднование продолжается. Наступает период так называемого Рождественского времени. Он включает в себя воскресные дни, праздники Богоявления и Крещения Господня, после чего начинается период Рядового времени.

В период попразднства Рождества Христова в православной традиции так же отмечаются следующие праздники: Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря/ 8 января), первомученика и архидиакона Стефана (27 декабря/ 9 января), праздник праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня (28 декабря/ 10 января). В период святок Православная Церковь празднует день Обрезания Господня и память святителя Василия Великиго, а так же Собор 70-ти апостолов.

Воскресные дни после праздника Рождества Христова так же имеют собственные наименования и особенности. В Православной Церкви это Неделя перед Просвещением, предшествующая празднику Богоявления (Крещения Господня или Просвещения), и Неделя по Просвещении (воскресенье после праздника Богоявления). В католической традиции воскресный день в пределах со 2 по 5 января именуется II воскресеньем после Рождества, а последний воскресный день Рождественского времени носит название Воскресенья после Богоявления (в этот день Католическая Церковь отмечает праздник Крещения Господня).

В Рождественский праздничный цикл так же входят и другие праздники, непосредственно связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Так, обе Церкви молитвенно отмечают день Богоявления (греч. Θεοφάνια — Теофания), описанный в Евангелии от Матфея (Мф. 3:13-17). В основу этого праздника легло крещение Господа Иисуса Христа в водах Иордана Иоанном Крестителем.

В Православной Церкви этот день так же имеет название Крещения Господня (Полное название праздника – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) и празднуется 6/ 19 января. В католической традиции Богоявление и Крещение Господне – это два тесно связанных между собой праздника, каждый из которых имеет свой смысл и свой литургический приоритет.

Богоявление имеет статус торжества и иначе именуется Праздником трёх царей. В этот день в католической традиции не является воспоминанием крещения Господа на Иордане. Центральным событием этого торжества стало поклонение волхвов (трёх персидских царей Каспара, Мельхиора и Бальтазара) Младенцу Христу. Таким образом, Богоявление для западных христиан является воспоминанием пришествия в мир Господа Иисуса Христа.

Крещение Господне в современной католической традиции стало отдельным воспоминанием и имеет статус праздника.

Даты обоих праздников регулирует Общее Наставление к Римскому Миссалу. Рубрика, посвященная торжеству Богоявления сообщает о том, что оно празднуется 6 января (накануне совершается навечерие). Если же для конкретной местности Богоявление является предписанным праздником, то оно назначается на воскресный день в период со 2 по 8 января. Что же касается праздника Крещения Господня, то его дата назначается на воскресенье после 6 января.

Двунадесятый великий праздник Богоявления в Православной Церкви имеет важную особенность – великое освящение воды или великая агиасма (греч. Αγίασμα — святыня). Чин великого освящения воды совершается в Сочельник Богоявления 5/ 18 января и в сам праздник после Божественной литургии. В эпоху Средневековья Католическая Церковь освящала воду на праздник Крещения Господня. Этот обычай, получивший на Западе название водоосвящения (лaт. benediction aquae) был заимствован из Византии.

На период попразднства праздника Богоявления в Православной Церкви приходится Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7/ 20 января). Отдание Богоявления совершается 14/ 27 января.

Замыкает Рождественский цикл праздник Сретения Господня (греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου – Представление Господа). Этот праздник известен с IV века на Востоке и с V века на Западе. Праздник посвящен событию принесения Богомладенца Христа в храм на сороковой день после рождения и Его встрече со старцем Симеоном (Лк. 2: 22-40). Ю. Рубан задаётся вопросом о том, каким образом Сретение было включено в цикл Рождественских праздников. Ведь к этому времени святки уже заканчиваются и начинается подготовка к Великому посту171. И отвечает на свой вопрос так: в празднике Сретения Господня содержится «… апофеоз литургического прославления важнейшего (наряду с Воскресением) догмата христианства – Боговоплощения и Вочеловечения»172 . Рассматривая Рождественский цикл, Рубан говорит о том, что некогда мог существовать некий «синтетический праздник Теофании» 173 . Это утверждение можно считать справедливым потому, что и праздник Рождества, и Богоявление, и Сретение – это три важнейшие Теофании Господа Иисуса Христа. Ю. Рубан сообщает, что «в древности на Востоке Теофанию праздновали сорок дней… а своеобразным богословским «резюме» и богослужебным «отданием» праздников Рождественского цикла был праздник Сретения Господня».

В Православной Церкви Сретение (церковнослав. Встреча) является великим двунадесятым праздником и празднуется на сороковой день после Рождества Христова 2/ 15 февраля. Этот праздник содержит все элементы, свойственные великим праздникам (предпраздноство, попразднство, отдание), но, кроме этого, имеет одну важную особенность – это Богородичный праздник с элементами Господского. Так же, праздник Сретения может совпасть с днями подготовительных Недель к Великому посту (см. раздел IV.1) и тогда его служба имеет свои особенности 176 . На следующий день после праздника Сретения Православная Церковь молитвенно вспоминает праведного Симеона Богоприимца и пророчицу Анну.

а Западе до литургической реформы Второго Ватиканского Собора этот праздник носил название «Очищения Марии». Но с 1970 года этот праздник стал называться «Представление Господа во Храм (лат. in praesentatione Domini). Сретение в Римско- Католической Церкви имеет статус праздника и отмечается 2 февраля. Важной литургической особенностью Представления Господа во храм является процессия со свечами, поэтому на Западе праздник получил наименование Месса свечей (англ. Candlemas). Традиция устраивать шествие со свечами зиждетcя на словах праведного старца Симеона «свет к просвещению язычников» (Лк 2:32), обращённых ко Христу.

М. Кунцлер так же относит к Рождественскому циклу праздник Благовещения Господа (25 марта). Он указывает на смысловую связь этого праздника с Рождеством Христовым. Они выражается в том, что Рождество отстоит от Благовещения ровно на 9 месяцев. К тому же, праздник Благовещения можно рассматривать как событие зачатия.

Источник: Проходцев М. С. Классификация праздников в современной православной и католической традициях. СПб. Санкт-Петербургская Духовная Академия. – 2016, 74 с.