Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Иоанн Предтеча и Крещение покаяния. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангелькая история в проповеди».

Иоанн Предтеча и Крещение покаяния. Из книги протоиерея Михаила Бравермана "Евангелькая история в проповеди".Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. (Мк. 1, 1-8)

(Синодальный перевод)

 

Слово «Евангелие» значит «Благая весть». Эта весть – рассказ о Спасителе и эта весть – учение Спасителя. В Евангелии Господь Иисус Христос открывается нам через опыт четырех евангелистов. Каждое из четырех изложений единого Христова Евангелия имеет свои особенности. Каждый из евангелистов начинает излагать Благую весть по-разному: Иоанн Богослов – с указания на Превечное бытие Сына Божьего, Лука – с рассказа о Благовещении, Матфей – с родословия и Рождества Христова. А «начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия» апостол Марк ведет с Крещения, потому что именно с Крещения Господь выходит на Служение, начинает учить и совершать чудеса.

Но прежде чем Господь примет Крещение, на берегах Иордана появляется Его пророк и Предтеча – тот, кто будет предшествовать Господу в служении, проповеди и даже в смерти. Явление Иоанна Крестителя евангелисты сопровождают пророчествами Ветхого Завета: «Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим» – так сказанно у Малахии. А у Исаии говорится, и сам Иоанн этими словами обозначает свою миссию: «Глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его». Конечно, пустыня, в которой раздается голос пророка, – это не только та выжженная солнцем каменистая земля, которая лежит за Иорданом; пустыней может быть человеческое сердце, в котором нет Божьей Благодати, пустыней может стать и целый мир если в нем нельзя встретить Бога. И для того, чтобы каждый человек мог встретить в своей жизни Бога и для того что бы Бог вошел в человеческое сердце, приходит Иоанн – «приготовить путь Господу».

Сейчас праздник Крещения – один из самых многолюдных в наших храмах. И тогда, две тысячи лет назад, к Иоанну «стекалась вся страна Иудейская». Многие хотели увидеть облаченного в грубую одежду из верблюжьего волоса пустынника, в котором возродилось древнее пророческое служение и который крестил «крещением покаяния».

В русском и церковно-славянском языках слово «крещение» созвучно со словами «Христос» и «Крест», но на оригинальном языке Нового Завета – греческом – крещение (баптизмо) означает «погружение». И во времена Ветхого Завета обряд погружения в воду (омовения или окропления водой) был знаком очищения человека от грехов. Но ведь понятно, что прощать нарушение Заповедей может только Тот, Кто дал их человеку, – один Господь Бог. Поэтому апостол Павел проповедовал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян.19, 4). То есть крещение Иоанново было приготовлением к пришествию Господа, Единого имеющего власть прощать людям их согрешения. Принимая крещение от Иоанна, люди исповедовали свои грехи и сходили в Иордан, чтобы там символически смыть их с себя. И вот в один из дней к Иоанну пришел Иисус из Назарета. «Я не знал Его» – говорил об этом Иоанн, но он был пророком и сразу понял, что перед ним Тот, Кто больше него: «Идущий за мною стал передо мною, потому что был прежде меня» – так скажет потом Иоанн о превечном бытии Господа. Иоанн говорил Господу, говорил что это Он должен крестить его. Тем не менее Господь сошел в Иордан, в ту воду, в которой люди оставили свои грехи, и Он – Единственный Святой и безгрешный, наоборот, взял их на Себя. И поэтому Иоанн Креститель, указывая на Христа произнес: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира».

Агнец приносился в жертву за грехи людей. И после Крещения Господь уйдет в пустыню на сорок дней. Затем Он изберет Себе учеников, будет учить и через три года Его осудят на смерть. И на Кресте Господь принесет Себя в жертву за грехи всего мира.

Проповедь Христа Спасителя предваряет Иоанн Предтеча, который взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Царство Божие приблизилось, потому что в мир пришел Господь Иисус Христос, потому что в день Пятидесятницы на учеников Христовых снизойдет Дух Святой – Царь Небесный.

Стать причастником вечного Божьего Царства человек призван уже сейчас и уже здесь. Человек и приходит в этот мир для того, чтобы встретить Бога, научиться Его любить и научиться быть Ему верным. А начинается путь к Богу с покаяния, обращения и изменения. Евангельское слово «метанойя» которое у нас переведено как «покаяние» буквально и означает «изменение». Если в проповеди Иоанна Крестителя призыв к покаянию был прежде всего призывом к обращению – повороту к вере отцов, то в устах Спасителя «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (кстати, единожды зафиксированное в Евангелии) это означает уже нечто большое, полное изменение жизни – следование за Ним.

Покаяние стало одним из важнейших понятий в практике духовной жизни. Человек должен изменить свой образ жизни и мысли, для того чтобы жить не по законам мира, «лежащего во грехе», но для того, чтобы среди этого мира жить с Богом. И вхождение в Царство Божие, начало жизни в Церкви начинается для нас с Таинства Крещения. И начало ему положил Господь, когда пришел на Иордан к Своему пророку.

Протоиерей Михаил БРАВЕРМАН