Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Начало Евангелия – Благовещение

clip_image002После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Лук.1, 24-38
(Синодальный перевод)

Греческое слово «Евангелие» означает «благая (добрая) весть». Евангелием мы называем и каждое из четырех свидетельств о Христе Боге, записанных Его учениками, и само содержащееся в них учение. Евангелие есть радостная весть о пришествии в мир Спасителя. Евангелие есть ответ на вопрос: для чего мы рождаемся, живем и этот мир покидаем. Евангелие открывает нам Бога с совершенно непостижимой стороны – Предвечный становится человеком, Он приходит разделить с нами нашу жизнь для того, чтобы мы смогли разделить Его вечное бытие. Он принимает даже смерть – чтобы победить ее Своим Воскресением и сделать преддверием воскресения нашего.

И первой Благая весть возвещена Деве Марии. Именно к Ней, в маленький городок Назарет послан от Бога Архангел Гавриил возвестить, что Она станет Матерью «прежде век от Отца Рожденного» Сына Божьего.

В богословии есть термин «синергия» обозначающий совместные действия Бога «хотящего всем человекам спастись и в познание истины прийти» и самого человека, которого Господь при сотворении наделил свободной волей. И, конечно, Господь не мог Воплотиться в Деве Марии без Ее свободного согласия. Именно ответ Марии Архангелу: «Вот, Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему» – приводит в наш мир Бога. И здесь мы можем вспомнить трагедию, произошедшею в самом начале человеческой истории, когда Ева нарушила заповедь Божию. И если тогда недоверие и непослушание Богу привели к потере Богообщения, к искажению всего мироздания и в итоге к смерти как последствию отпадения от Источника Жизни, то теперь, наоборот, любовь к Богу и послушание Его воле соединяют человека и Творца. Так начинается Новый Завет – новый союз Бога и человека.

А предшествует Новому Завету Завет Ветхий – древний, и для нас весь Ветхий Завет есть свидетельство о Христе, а в истории – это еще и подготовка к Его пришествию. И в центре двух Заветов – Личность Христа Спасителя, Он объединяет древнее, настоящее и будущее, Он в центре всего Писания, так что, по слову Блаженного Августина: «Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий Завет в Новом раскрывается».

Еще прежде Воплощения Господь избрал Себе один народ, для того чтобы в его среде возвещать истину единобожия. Господь даровал народу Закон и посылал к нему пророков, а затем и Воплотился среди него. Господь «пришел к своим, но свои Его не приняли». Значит ли это, что подготовка не удалась и была напрасной? Конечно нет! Ведь это Ветхий Завет воспитал и апостолов, и всех первых учеников Христовых, и это на Ветхом Завете была воспитана Дева Мария, так что когда Архангел Гавриил говорил Ей о престоле царя Давида и о спасении от грехов, Ей, совсем юной девушке, было совершенно ясно, о чем идет речь, непонятно было лишь одно, о чем Она и спрашивает: «Как это будет? Потому что Я мужа не знаю». Ведь Иосиф плотник, в доме которого жила Мария, был хранителем Ее обета всецело посвятить Себя Богу – обета безбрачия. И Ангел объясняет – насколько это вообще поддается объяснению, – что Сила Вышнего осенит Ее. И как только Дева Мария выразила согласие, тотчас произошло то, о чем еще в Ветхом Завете говорил пророк Исаия и что в связи с Христовым Рождеством упоминает евангелист Матфей: «Вот Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог» (Мт.2,23). Это именование говорит о том, что в Рождестве Христовом Бог пришел к нам и с нами пребывает. И другие пророчества Ветхого Завета тоже говорят нам о Христе: о времени и месте Его Рождества, о Его служении, страданиях, смерти, погребении и Воскресении. Даже тридцать серебряников, заплаченных предателю, и те упомянуты. При этом пророчества приводятся не потому, что есть некий сценарий, согласно которому и должна произойти Евангельская история, а потому, что Господь Бог, от Лица Которого говорили пророки, пребывает вне времени и над временем, и для Него очевидно и то, что еще не произошло в нашей истории.

По слову церковного песнопения, Благовещение – «спасения нашего главизна, т.е «начало» и еже от века таинства явление». Начало спасения – весть о Воплощении, и определено это спасение и тогда, когда сразу же после грехопадения прародителей, было сказано, что семя жены поразит искусителя в голову, и определено спасение еще ранее – прежде сотворения мира и человека. Всеведущий Бог, Которому открыто что, совершив грех, человек уйдет от Него, определяет и Воплощение Своего Сына, для того чтобы спасти человека. Но в мире греха Воплощение становится не только умалением Всевышнего, принимающего на Себя человеческую природу, но приводит к страданию и смерти – к Голгофе и Кресту. И тайна Воплощения и Крестной смерти Христа Спасителя в Божественном замысле существовала еще прежде чем появился мир, поэтому апостол Петр и проповедовал Христа, «закланного прежде создания мира» (1 Петр.1.20).

Но почему же Господь Бог, с первых страниц Библии, вслед за грехопадением первых людей обещавший пришествие Спасителя, медлил с исполнением обетования? Ответ состоит в том, что сколько бы не было святых дев в народе, который Господь избрал для того, чтобы в его среде возвещать истину единобожия, не было среди них такой чистой сердцем и так Бога возлюбившей, как Дева Мария, потому именно Ее призвал Господь стать участницей тайны Боговоплощения. Поэтому так и прославляет Церковь Деву Марию, что – Ее подвиг любви и святости привел Бога в наш мир. И если преступлением Адама и Евы мы потеряли рай и стали смертными, то через Воплощение нам даровано утерянное. Поэтому апостол Павел называет Господа Иисуса Христа «новым – небесным Адамом», а Церковь называет Деву Марией – «новой Евой»: с преступлением заповеди древней Евы в мир вошла смерть, а с любовью и послушанием Девы Марии в мир пришла Жизнь.

Мы именуем Деву Марию Богородицей, и, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, в этом имени сокрыт весь смысл учения о Боге ставшем человеком, «потому что если Она Богородица, то несомненно и то, что рожденный от Нее – Бог и человек». И как Бог Он обладает вечным бытием, а как человек Он рождается во времени от Богородицы и Приснодевы Марии. И то, что началось в день Благовещения, то, что исполнилось в Рождестве Христовом, и доныне продолжается в Церкви. Тогда Дух Святой сошел на Деву Марию и Она зачала и родила Сына – Бога и человека, а теперь во время Божественной Литургии Дух Святой сходит на расположенные на Престоле хлеб и вино и претворяет их в Таинственные Тело и Кровь Христа Бога нашего. И через самое главное Таинство Церкви – Таинство Причащения – нам открыт доступ к Господу, мы становимся причастными Его жизни и Его Воскресению. И, таким образом, исполняются слова Христа Спасителя, сказанные ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века». Аминь.

Священник Михаил БРАВЕРМАН