Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Рождество Христово, волхвы и пророки

clip_image002Когда же удалились волхвы, вот, ангел Господень является в сновидении Иосифу и говорит: «Вставай, возьми Дитя и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе; потому что Ирод намерен разыскать Дитя, чтобы Его погубить». И тот встал, ночью взял Дитя и Матерь Его, и удалился в Египет, и оставался там до кончины Ирода, дабы исполнилось предреченное Господом через пророка: «Из Египта призвал Я Сына Моего».  Меж тем Ирод, видя, что волхвы насмеялись над ним, пришел в великую ярость и послал умертвить в Вифлееме и по всей округе всех младенцев в возрасте от двух лет и менее, в соответствии с тем сроком, который он выведал от волхвов. Тогда исполнилось предреченное через пророка Иеремию: «Голос в Раме слышен, рыдание и вопль великий; о чадах своих Рахиль рыдает и не хочет утешиться, ибо нет их». А после кончины Ирода, вот, ангел Господень является в сновидении Иосифу и говорит: «Встань, возьми Дитя и Матерь Его и ступай в Землю Израилеву; ибо те, кто покушались на жизнь Младенца, умерли». И тот встал, взял Дитя и Матерь Его и вступил в Землю Израилеву. Услышав, однако, что над Иудеей вместо отца своего Ирода царствует Архелай, он остерегся идти туда; и узнав из сновидения, что ему должно удалиться в края Галилейские, он пошел и поселился в городе, называемом Назарет, дабы исполнилось предсказанное через пророков, что Он «Назореем наречен будет». (Мт.2,13-23)

 

(Перевод Сергея Аверинцева)
Каждый воскресный день в Церкви посвящен победе Христа Бога над смертью. Два события – Рождество и Воскресение Христово – являются самыми важными в истории мироздания, а значит, и в нашей жизни. В Неделю (воскресный день) по Рождестве Христовом в храме на аналоях полагаются две иконы: Рождества и Воскресения. На них мы видим для чего Бог пришел в наш мир и для чего Он стал человеком: чтобы воссоздать человека и даровать ему жизнь вечную. Святитель Григорий Нисский говорит о Тайне Боговоплощения: «Тщательно вникнувший в таинство еще, может быть, сообразнее скажет, что смерть последовала не вследствие рождения, а напротив, рождение воспринято было вследствие смерти». То есть, если мы умираем потому что рождаемся, то Господь наоборот, рождается для того чтобы умереть – чтобы победить смерть Своим Воскресением и даровать каждому верующему в Него жизнь вечную. «Сия же жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17, 3) – говорит Господь в Евангелии.

История спасения начинается тогда когда Бог приходит в мир. И в Неделю по Рождестве в Евангельском чтении мы слышим продолжение удивительной и непостижимой истории Боговоплощения. На иконе Рождества Христова или в композициях Вертепа, который в эти дни создается на приходах, мы видим сразу всех участников Рождественских событий: и ангелов, и пастухов, и волхвов. Конечно же, иконография являет прежде всего богословский смысл Рождества – поклонение творения – неба и земли – Воплотившемуся Сыну Божьему. Между тем в истории Рождества сначала появились ангелы, затем к Вертепу пришли пастухи и только по прошествии длительного времени (В которое произошло и Обрезание и Сретение) прибыли волхвы, чтобы найти Богомладенца уже не в Вертепе, не в яслях, а в доме.

Преодолев длинный путь, волхвы приходят в Иерусалим и спрашивают: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

Вот тогда, услышав о другом царе, встревожился царь Ирод, а вместе с ним и весь Иерусалим пришел в смятение. «Где должен родиться Христос?» – спрашивал Ирод первосвященников и книжников. И люди, посвятившие свою жизнь изучению и толкованию Закона и пророков, без всякого сомнения, открывают Божественную тайну человеку, который не только погубил только множество не в чем неповинных душ, но в своем безумии и борьбе за власть казнил также жену и сына. Книжники рассказали Ироду, что Христос должен родиться в Вифлееме, потому что так возвещено Богом через Малахию, последнего пророка Ветхого Завета: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля» (Мих.5.2)

Ироду неведомо, что Младенец не просто Царь Иудейский, но Царь мироздания и Царство Его свыше. Во что бы то ни стало Ирод решает погубить Того, Кого волхвы называют Царем Иудейским. Ирод просит волхвов все разузнать о Младенце, якобы для того, чтобы поклониться Ему. Но мудрые волхвы, вразумленные свыше, уже не возвращаются в Иерусалим и «иным путем отходят в страну свою». Тем временем Иосиф Обручник тоже получает откровение и, взяв Младенца и Матерь Его, ночью поспешно уходит в Египет и находится там до смерти Ирода. Евангелист Матфей, рассказывая об этом, ссылается на пророчество записанное Осией: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» (Ос.11.1). Это слова о том, что уже было в истории – из египетского рабства Господь Бог вывел Свой народ. Но в том-то и дело, что события Ветхого Завета, как их понимали апостолы и как, согласно традиции толкования Писания, понимаем их мы, несли в себе прообразовательный смысл. То есть все то, что происходило в истории, было еще прообразом того, что в совершенстве открылось только с пришествием Христовым. И поэтому для нас весь Ветхий Завет – это не только Священная история, но прежде всего таинственное свидетельство о Христе, данное в пророчествах и прообразах. И снова, говоря о том, что сделал Ирод, разгневанный что волхвы разгадали его замысел, евангелист Матфей ссылается на слова пророка, на этот раз на Иеремию: «Глас в Раме слышен, плачь и рыдание, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31.15). Рама – это городок, название которого означает «возвышенность». Рахиль – праматерь, которая была похоронена в Вифлееме и потому Вифлеем символизирующая. И вот Вифлеем плачет о своих детях, избитых Иродом, и эти рыдания слышны далеко и высоко. Слышны в Раме, где за семь веков до Рождества Христова сидит в тюрьме Иеремия, именно там получивший это откровение.

Когда сейчас говорят о том, что мы живем в какое-то особо жестокое время, мне всегда вспоминаются погубленные Вифлеемские младенцы как пример того, до чего может дойти человеческая злоба и какими страшными грехами сопровождается борьба за власть. И конечно, история Вифлеемских младенцев говорит нам еще о том, в какой же страшный и уродливый мир приходит Христос.

Но почему же Господь попустил произойти такой трагедии, как Бог допустил такую беду? Христос пришел к нам не для того, чтобы изменить сложившийся миропорядок, – это произойдет в Его Второе Пришествие. Христос приходит, чтобы разделить с человеком его жизнь и его смерть. И так как Христос приобщился нашей жизни и смерти то и мы, призваны встретить Христа и в жизни, и в смерти. И так как Христос победил смерть Своим Славным Воскресением, то мученики, среди которых и Вифлеемские младенцы, все, кто своим страданием прикоснулся к смерти Христа Спасителя, – все они уже участвуют в Его Славе и в Его вечном Царстве.

И еще одно пророчество упоминает Матфей: когда Иосиф по смерти Ирода возвращается из Египта, то, узнав, что в Иудее властвует сын Ирода, он идет в Галилею и поселяется в городе, в котором произошло Благовещение, – Назарете. Вот тут Матфей и ссылается на не дошедшие до нас в письменном виде пророчества: «Да сбудется реченное пророки яко назорей наречется». Между тем Иисус не принимал на Себя обет назорейства (особого на определенное время посвящения себя Богу). Но ведь вся земная жизнь Христа Спасителя была посвящена Богу и Отцу. И не так важно, что у нас нет источника этого пророчества, оно не стало бы яснее, так как пророчество не раскрывается само собою: печать тайны снимается только пришествием Христовым. И мы знаем, что Христа называли Учителем из Назарета, и знаем, что в самый тяжелый момент Евангельской истории когда предавали Господа смерти, на Его Кресте было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Таким на Кресте было продолжение слов волхвов о «Царе Иудейском» и приводимого Матфеем пророчества о том, что Христос Назореем наречется. И на Кресте свершилось то, ради чего пришел в мир Христос – спасение. Потому что, претерпев смерть на Кресте, «Господь смертью смерть разрушил». А начинается победа над смертью еще в Рождестве Христа Бога нашего. Аминь.

 

Протоиерей Михаил БРАВЕРМАН