Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Мытарь и фарисей

Мытарь и фарисейДва человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.18.10-14)

Синодальный перевод

 

Евангелие свидетельствует: когда Господь проповедовал то «приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его». Понятен ропот и раздражение наблюдавших это фарисеев, ведь они-то избрали самое главное в мире – служение Богу, но их Господь обличал, а явных грешников прощал. «Он принимает грешников и ест с ними» — возмущались фарисеи. В Евангелии Господь многократно прощает, исцеляет и призывает к Себе тех кто отвергнут обществом, и наоборот, подвергает критике тех кого народ почитает и прославляет.

Иосиф Флавий, иудейский священник, ставший в итоге римским историком, написал: «Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума». Почему же, если это так, Господь тем не менее обличал их? Наверное потому что на самом деле ни фарисеи ни книжники – ученные толкователи Закона, ни те, кого именовали высоким званием учителя, своей жизнью не соответствовали избранному пути. В чем обвинял их Господь? В тщеславии, в буквализме, в мелочности, в том что они погрязли в исполнении суетных предписаниях забыв «милость и истину», в том что сделали внешние критерии показателем служения Богу, и потому сами не приходят к Нему, и другим «навесив на них бремена неудобоносимые» не дают. И в итоге, досконально изучив Закон и пророков, они не узнали в Иисусе Христе Сына Божьего. Слово «фарисейство» стало синонимом лицемерия. И Своих учеников Господь предупреждал: «Берегитесь закваски фарисейской», мы все прекрасно знаем как легко потерять подлинную духовную жизнь за внешним исполнением тех или иных правил. А фарисеям Господь сказал однажды: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мт.21.31)

Удивительно, грешники принимаются в общение, а те, кто должен был бы служить примером праведности – отвергаются. Почему Господь Бог относится к людям по-разному, не все ли равны перед очами Божественной правды? Быть может ответ состоит в том, что это люди ставят себя в разное положение по отношению к Богу. И если человек осознает себя грешником и нуждается в прощении – он его получает, а если человек считает себя праведником, то зачем ему прощение? Но ведь по отношению не к выдуманному, а к реальному Богу, человек может находиться только в положении кающегося грешника, ведь Бог Свят и «перед Ним и небеса нечисты» (…) и «в Ангелах Своих Он усматривает недостатки». (…) И о том, что «всякий возвышающий себя будет уничижен и наоборот, всякий уничижающий себя будет вознесен» Господь рассказал притчу о мытаре и фарисее.

«Два человека молились в храме», при этом мытарь не смел взирать на небо, он понимал что у него нет никакого оправдания и потому все, на что он мог надеяться это милость Божия. Фарисей же перечислял свои достоинства, и то что он постится, и то что десятину жертвует со всего что имеет.

Но ведь никакое доброе дело не делает нас достойными Того на Кого и «Ангелы не смеют взирать». Фарисей не был лишен добродетелей, в чем же была его ошибка? В гордыне, которая есть мать всех грехов. Гордыня в духовном понимании – это, конечно же, не чувство собственного достоинства, а самость возведенная в абсолют. Гордыней ниспали с Небес восставши против Бога ангелы превратившись в духов злобы, и человека от Божественной любви и благодати тоже отделяет гордыня. И   «Что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня?» — написал об этой ситуации древний подвижник, Иоанн, игумен Раифский. А наш современник, митрополит Антоний Сурожский сказал что все, что мы можем принести Богу – это любовь и смирение. Но в молитве фарисея не было ни любви, ни смирения и самым главным был он и его добродетели. «И прочие безумные глаголы» приложил фарисей к своей молитве – он благодарил за то что он не такой как прочие грешники обидчики прелюбодеи пьяницы, или вот как этот стоявший в храме мытарь. Не сказано что фарисей был осужден за подобную молитву, а сказано что мытарь пошел из храма более оправданным.

И вот Господь который все знает о человеке, знает как и с чем обращается к Нему человек, рассказал нам эту притчу что бы мы не надеялись на свою праведность, а знали что только смиренная молитва оправдывает нас. Что бы мы помнили что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», помнили что «если бы мы судили себя сами, не были бы осуждены Богом» помнили молитву оправдавшую мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Аминь

Протоиерей Михаил БРАВЕРМАН