Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Евангельская история в проповеди

Слово в неделю Жен-Мироносиц. Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Евангельская история в проповеди».

b77e1d0aaeb415e7ac9c786378fcb40d

Мироносицы, Никодим, Иосиф и Плащаница Христова

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 15:43 – 16, 8).

Синодальный перевод

 

Продолжая  праздновать  Пасху,  Церковь  в  Неделю святых  жен-мироносиц  в  литургийном  евангельском чтении возвращает нас к тому, что предшествовало Воскресению, – к смерти и погребению Христа Спасителя. Если всю нашу жизнь мы должны воспринимать в свете Христова Воскресения, то само Воскресение познается через Крестную смерть. Потому что только научившись сопереживать  Христу  Спасителю,  только  научившись плакать и скорбеть о Нем, мы научимся радоваться и ликовать о Его Воскресении, и если мы сможем почувствовать, что боль учеников, потерявших своего Учителя, – это и наша боль, тогда весть о Воскресении Христовом станет смыслом и нашей жизни.

Когда на Кресте Господь принял смерть, то для того, чтобы предать Его Тело погребению, к Понтию Пилату пришел Иосиф Аримафейский. Он был членом синедриона и тайным учеником Христа, и вот теперь, когда его Учитель казнен, когда ближайшие ученики в страхе разбежались, Иосиф открыто и безбоязненно, зная обо всех возможных последствиях своего поступка, вместе с другим  членом  синедриона,  таким  же,  как  и  он,  тайным учеником – Никодимом, предстает перед римским наместником и просит отдать ему тело Иисуса. Пилат удивился такой скорой смерти и послал за командовавшим солдатами у Креста сотником, который, увидев смерть Спасителя, вдруг произнес: «Истинно Человек Сей был Сын Божий!» Имя этого человека входит в мясяцеслов нашей Церкви – это мученик за Христа Лонгин.

Получив тело Спасителя, Иосиф очень торопился: наступал вечер субботы, когда прекращались все работы. Купив плащаницу и обвив ею своего Учителя, он положил  Его  в  новом  высеченном  в  скале  гробе.  Об этом еще в Ветхом Завете пророчествовал Исаия: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в о устах Его» (Ис. 53:9). Каждый раз, когда совершается Божественная литургия, после великого входа вспоминается погребение  Спасителя,  подвиг  Иосифа  из  Аримафеи  и принесенная им плащаница: «Благообразный Иосиф, с  древа  снем  пречистое  Тело  Твое,  плащаницею  чистою обвив и благоуханиями во Гробе новом покрыв положи».

Иосиф, Никодим и те, кто помогал им в погребении Спасителя, не знали, что Христос воскреснет. Они просто хотели отдать последний долг человеку, Который совершал такие дела, как никто иной, и учил, как никто и никогда. Также и жены-мироносицы, те женщины, которые следовали за Господом, а затем стояли у Креста и смотрели, где погребали Господа, рано утром по прошествии  субботы  поспешили  ко  Гробу,  чтобы  в  соответствии  с  погребальным  обычаем  умастить  тело  Своего учителя благовониями – миром. То, что они только собирались сделать, на самом деле уже свершилось в преддверии страданий и смерти Господа, когда за шесть дней до Пасхи одна женщина, разбив гипсовый сосуд, возливала на голову Спасителя драгоценное миро и своими волосами отирала Его ноги. Тогда на упреки в нерациональной  трате  драгоценного  мира  Господь  сказал,  что она подготовила Его Тело к погребению. И еще добавил: «Где бы ни было проповедано Евангелие в целом мире, сказано будет в память ее, что она сделала». Как удивительно Господь сказал – и стало. Прошли десятилетия, были  записаны  Евангелия.  Прошли  уже  тысячелетия, Евангелие переведено на две с половиной тысячи языков, и во всем мире читают рассказ об этой женщине. Согласно евангелисту Иоанну Богослову, это была сестра Лазаря Мария.

Она и другие жены-мироносицы, раньше всех пришедшие ко Гробу и поэтому ранее других учеников получившие весть о Воскресении Христовом, стали для нас олицетворением верности Богу.

А  тот  Гроб,  где  Иосиф  Обручник  положил  снятое  с Креста Тело Спасителя, стал источником нашего спасения. Эта святыня христианского мира – храм Гроба Господня в Иерусалиме. С этого места Свет Христова Воскресения распространился по всей Вселенной и доныне освещает нашу жизнь.

Погребальные же пелены стали предметом поклонения и почитания. Это знаменитая Туринская плащаница, на которой отпечаталось Тело Спасителя – один из нерукотворных  образов  Христа.  Особое  значение  Плащаница получила, когда после изобретения фотографии неожиданно выяснилось, что изображение на ней не что иное, как негатив.

Сначала  Плащаница  находилась  в  столице  Восточной Римской империи – Константинополе. Во время IV Крестового  похода,  когда  Константинополь  был  захвачен и разграблен, она пропала и впоследствии появилась во Франции, а затем оказалась в соборе Иоанна Крестителя в Турине. В 1516 году Дюрер написал с нее копию.

Во второй половине XX века Ватикан разрешил проведение научных исследований Плащаницы. Возникла даже целая наука о Плащанице – синдология. Исследования показали, что кровь, оставшаяся на Плащанице, IV  группы.  На  полотне  нет  следов  тления,  о  чем  было пророчески сказано в псалме: «Ты не дашь святому Твоему увидеть тления» (Пс. 15:10). Тело пробыло в Плащанице менее 40 часов (Господь находился во Гробе вечер пятницы, всю субботу и начало воскресного дня). Христос вышел из Плащаницы не развернув ее, просто прошел через ткань, так же, как Он покинул закрытую камнем Гробницу и так же, как потом Он проходил «дверями затворенными». На ткани размером 4,3 на 1,1 метра обнаружена пыльца произрастающих в Святой земле цветов. На  веках  погребенного  Спасителя  были  положены  две монеты – «лепты Пилата», на одной из них в отчеканенной надписи «император Тиберий» есть ошибка (работа древних  фальшивомонетчиков?).  Плащаницу  исследовали специалисты американского НАСА с помощью аппаратуры  для  анализа  и  расшифровки  фотографий  из космоса.  Так  был  получен  известный  компьютерный Лик  Христа  Спасителя  –  Лик  воплощенной  Любви.

Аминь.