Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Святая Анастасия Узорешительница

22 декабря (4 января) Святая Православная Церковь празднует память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, пострадавшей во время правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклитиана (284-305). Свою короткую жизнь святая посвятила служению Богу и ближним, отказавшись от мирского богатства, житейского благополучия, добровольно приняв на себя мученический венец Христа ради. Получив от родителей большое наследство, выйдя по настоянию отца замуж за знатного римского сенатора, великомученица решила хранить в своем сердце верность Христу, призрев мирские и семейные радости. Под предлогом болезни, Анастасия сохраняла девство от посягательств супруга, и все время посвящала служению заключенным в темницах христианам. Она входила к узникам, омывала, перевязывала их раны, утешала и укрепляла в вере. По кончине христиан святая тайно с молитвой и благоговением погребала их честные останки.

Святая Анастасия Узорешительница

Святая Анастасия Узорешительница

Велико сострадательное служение ближним! Посещая темницы, великомученица на деле исполняла заповеди Христовы. Не случайно, что Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест — путь к спасению, в сосуде — святой елей, врачующий самые неизлечимые раны. Узорешительница — значит избавительница от уз. От уз грехов, страстей и маловерия. Греки называют святую «Фармаколитрией», что переводится на русский язык как «исцеляющая от ядов и болезней» (Φαρμακολύτρια — лечить лекарствами + искупать, освобождать). Имя Анастасия также переводится как «воскресение» или «возвращенная к жизни».

Великомученица Анастасия Узорешительница. Иллюстрация Натальи Климовой к книге «Небесные заступники».

Великомученица Анастасия Узорешительница. Иллюстрация Натальи Климовой к книге «Небесные заступники».

В христианской Церкви существует устойчивая традиция почитания святой Анастасии не только как освобождающей от уз заключения, но и как облегчающей телесные страдания и недуги. А еще на Руси существует благочестивый обычай молиться великомученице об успешном разрешении женщины от бремени.

Вспоминается известная евангельская притча про расслабленного, пролежавшего 38 лет у Овчей купели Вифезды (Ин. 5, 1-9). Как и подавляющее большинство других тяжело болящих, он не имел рядом человека, который опустил бы его в воду при схождении в нее Ангела Господня. И лишь личное обращение к нему Господа помогло расслабленному полностью освободиться от недуга. Через святую Анастасию Господь как бы лично являлся христианским мученикам, которые, как и евангельский расслабленный, были лишены помощи со стороны бурлящего вокруг них языческого мира. Христос не бросил их одних перед лицом испытаний, а благодаря беззаветному служению великомученицы укреплял и исцелял их. Многих заключенных Анастасия выкупала из рук мучителей за свои собственные средства, оставшиеся ей в наследство, которые щедро «расточались» ею на дела милосердия.

Вот как пишет об этом святитель Димитрий Ростовский: «Часто, сняв свои роскошные одежды и драгоценные украшения и надев тайно нищенское рубище, Анастасия выходила из дому, неведомо для всех, кроме одной рабыни, которая неотлучно сопровождала ее. С этой рабыней Анастасия обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них, посещала страждущих ради Христа, служила им с благоговением и усердием, сколько могла. Она умывала руки и ноги заключенных, очищала их спутанные волосы, полные сора, отирала кровь их, обвязывала их раны чистым полотном, подавала каждому пищу и питье. Потом, достаточно послужив им, она возвращалась домой».

Подвиг святой не остался незамеченным со стороны языческой власти. Но гонения на Анастасию были не только с их стороны. Жестко противился Анастасии и ее муж, который умышлял уморить великомученицу и стать единственным распорядителем принадлежавших ей материальных благ. «Особенно стал притеснять Анастасию ея муж, когда умер отец сей благочестивой жены, Претекстатъ; все значительное имение Претекстата перешло по наследству к Анастасии, как к единственной дочери, ибо у него не было больше ни детей, ни родственников. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за ея несогласие к его плотским желаниям, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все ея имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее». Однако через некоторое время ее муж погиб в море и «вместе со свободой своей она получила и все наследство, оставшееся ей от родителей. И начала она, уже без помехи от кого бы то ни было, обходить заключенных в темницах».

Жизнь святой была полна скорбей. Но твердая вера во Христа, желание пойти за Ним на саму Голгофу, презрение мирских сластей и удовольствий — все это укрепляло ее в тяжелом жизненном подвиге. Утешение Анастасия находила не в изысканных блюдах, роскошных нарядах, увеселительных мероприятиях, а в молитве к Богу и служении ближним. «Желая помогать больным и несчастным, она выучилась врачебному искусству и сама лечила раненых. Не гнушалась она на руках своих носить тех, которые не могли владеть ни руками своими, ни ногами, перебитыми или изъявленными за Христа, — и сама влагала им в уста пищу, поила их, обчищала их гной, обвязывала струпья. И в том только было ея веселье и радость, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшего имени Христова».

Как часто мы, современные христиане, стараемся отдыхать от накопившейся усталости так же, как и окружающий нас языческий мир. Однако святые лишали себя мирских удовольствий, находя упокоение лишь в Иисусе Сладчайшем. Нам, вечно расслабленными духом, мертвыми в духовном плане, кажется невозможным так жить. Но целый сонм мучеников отдавали свою жизнь целиком и полностью Христу, и не позволяли себе ни каких развлечений. Сказанное вовсе не означает необходимость воздерживаться от отдыха после трудных рабочих будней. Но мера этого отдыха не должна служить препятствием на нашем пути ко Христу.

Показательно, что за время своей земной жизни святая не явила чудес, но была примерной исполнительницей одной из главных заповедей Божиих о служении ближним. В этом заключается главное чудо ее жизни — тысячи болящих, одиноких, брошенных на муки людей, исцелялись и укреплялись в вере, стойко перенося попущенные Господом испытания. Анастасия не только лечила узников, она утешала их, возрождая в них примером своей подвижнической жизни волю к сопротивлению злу. Как нужна такая поддержка всем тем, кто находится в местах заключения! Как важно теплое отношение к узникам со стороны любящего христианского сердца! Не случайно, что на Руси храмы и часовни в честь Анастасии Узорешительницы часто возводятся в колониях, тюрьмах, других исправительных учреждениях.

Отметим, что почитание святой началось на Руси еще в 10 веке (с Киева). Самая древняя Церковь в ее честь находится в Пскове — 1487 год сооружения (в дореволюционной краеведческой литературе упоминается местное предание о том, что церковь построена в 1377 году неким Василием Долом). В русских музеях находятся древние иконы с изображением святой (Эрмитаж и др.), а также ее изображение на пасхальном яйце, на котором святая, запечатлена совместно со сценой Сошествия в ад. Такое совмещение изображений свидетельствует, что образ святой Анастасии является символом той духовной свободы, которая является следствием стремления к добру и милосердию.

Особым почитанием великомученица пользуется в Западном католическом мире. Часть ее мощей находится в Германии (старейший баварский монастырь Бенедиктбойерн) в Капелле Анастасии. В 1995 и 1996 гг. две прекрасные иконы святой Анастасии были посланы в космос на орбитальную станцию «Мир» с миротворческой миссией. В своем послании святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей Второй (1929-2008) в связи с этим в июне 1995 г. писал: «Сердечно приветствую организаторов и участников проекта направления на орбитальную «Мир» икон великомученицы Анастасии, которая, являясь святой неразделенной Церкви, символизирует общность корней христиан Востока и Запада, призывая христовых последователей к восстановлению утраченного единства, а все человечество, сотворенное по образу и подобию Божию, к устроению международных отношений на началах мира и солидарности».

Подчеркнем, что отправление икон великомученицы Анастасии с миротворческой миссией в космос было обусловлено гражданской войной в бывшей Югославии, в пределах которой и пострадала святая. Именно для умиротворения балканского конфликта наша Церковь пошла на такой шаг. И кровопролитие прекратилось. В конце своей жизни святая Анастасия была предана на великие мучения за веру в Господа и помощь гонимым христианам. Ее растянули между четырьмя столбами и сожгли. «Так блаженная Узорешительница совершила страдальчески свой подвиг: разрешилась от уз плоти и отошла к желанной небесной свободе. Честное же тело ея, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивою женою, Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике».

Храмы в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы находятся в Сербии (Сирмиум), Турции (Стамбул), Италии (Лацио), Хорватии (Задар), Греции (Василика), Франции (Сент-Анастази д Алланш), Германии (Бенедиктбойерн), Канаде (Листер), В Санкт-Петербурге и Москве.

Жизненный подвиг Анастасии Узорешительницы свидетельствует о необходимости деятельной христианской жизни, живом исполнении заповеди Божией о служении ближнему. И за такое беззаветное служение Господь по своей милости может даровать человеку силы перед лицом испытаний его верности Христу. Святая Анастасия добровольно предала себя в руки мучителям, ибо телесные страдания растворились в любви к Богу.

Анастасия Узорешительница

Молитва святой Анастасии Узорешительнице

«О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим и во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Источник