Если даже взрослым нужно толковать Библию, что говорить о детях! Как объяснить им смысл священного текста? В магазинах христианской литературы не одна полка отведена «Детским Библиям», «Евангелиям для малышей» и пособиям вроде «Ветхий и Новый Завет в пересказе для самых маленьких». О том, как не потеряться в этом многообразии, какие адаптированные издания больше подходят для детской души, рассказывает заместитель председателя епархиального отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии и автор «Никеи» протоиерей Михаил Браверман.
Не навреди!
Старое, но доброе
Первые детские Библии в России появились не так давно, только во второй половине XIX века (надо заметить, что и педагогика — наука довольно молодая). Многие дореволюционные издания вновь стали востребованными, когда после прекращения политики государственного атеизма в них снова возникла необходимость. Вначале их даже переиздавали репринтным способом, в старой орфографии. Для очень многих наших современников — и мирян, и священников — их первой Библией явились те дореволюционные книжки, которые и ныне можно найти на полках церковных лавок. Среди них прежде всего отметим «Священную историю в простых рассказах для чтения в школе и дома» протоиерея Александра Соколова. Она не только переиздается до сего дня, иногда с добавлениями и новыми иллюстрациями (есть даже издание со стихами русских поэтов на библейские темы), но и служит основой для многих новых книг.
Такую же долгую книжную жизнь получили и некоторые другие дореволюционные издания: уже упомянутая «Моя первая священная история» священника П. Н. Воздвиженского, а также «Главнейшие события Нового Завета в картинках с кратким пояснительным текстом для самых маленьких» С. Горбовой (в переизданном виде она называется «Евангелие для самых маленьких») и «Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа» А. Бахметовой.
Во многих из этих книг в библейскую ткань повествования входят также рассказы о Рождестве Девы Марии и об Ее Успении, и это представляется очень органичным — ведь в сознании Церкви и Писание, и Предание составляют единое Божественное Откровение. Эту тенденцию наследуют и некоторые современные издания.
Современный подход
Прекрасным детским пособием является и «Новый Завет в изложении для детей. Четвероевангелие». Книга, вышедшая в издательстве Московской Патриархии в 2012 году, содержит не только иллюстрации и карты, но даже раздел исагогики — введение в библеистику.
Школа — игра
Мы видим, что в новых изданиях Писания для детей основная роль отводится Новому Завету. И это верно: знакомство с Писанием нужно начинать именно с Нового Завета, ведь в центре всей жизни Церкви находится Господь Иисус Христос. Ветхий Завет ценен для нас прежде всего тем, что он прикровенно (в прообразах и пророчествах) свидетельствует о Христе. Но для детей ветхозаветная история особо интересна своей образностью: сюжеты о днях творения или исходе из Египта легко ложатся в основу детского рисунка и таким образом становятся уже не просто услышанными, но даже пережитыми. Значение иллюстрации в детской книге вообще, и Библии в частности, трудно переоценить. Принятая в современной психологии сенсорная типология различает визуальный и аудиальный тип восприятия информации. Для очень многих увидеть гораздо важнее, чем услышать, и для детей тем более иллюстрация — это еще одна возможность запомнить услышанное. Хорошо оформленную детскую Библию могут сопровождать как гравюры Гюстава Доре, так и современные рисунки — иногда даже в духе комиксов, как, например, работы художника Тони Вульфа в «Детской Библии», пересказанной А. Головановой. Важна не стилистика, а общий уровень художественного оформления книги. Отметим и то, что современное пособие для детей в идеале должно не только быть красивым, но и включать в себя медиа — аудио- и видеоприложения, но пока мы не встречаем таких комплектов в книжных магазинах.
Еще в XVII веке создатель первой педагогической системы епископ Чешкобратской Церкви Ян Коменский (он, кстати, автор методики наглядного обучения и классно-урочной системы) предложил концепцию «школа — игра». Эта идея живет и поныне: в 2013 году Санкт-Петербургским предприятием «Новое Поколение», где учатся и работают трудные подростки, была разработана и выпущена настольная детская игра «Ветхий Завет». Цель этого начинания (которое продолжит следующая игра, «Новый Завет») — познакомить детей, а иногда и их родителей, с миром Священного Писания. Знание библейских историй необходимо всякому человеку: и ребенку, и взрослому, и даже тому, кто, кажется, еще далек от религиозной жизни. Ведь если молодые люди не познакомятся с Писанием хотя бы на уровне сюжета, то в будущем для них окажется закрытой практически вся мировая культура: они не поймут, о чем «Страсти» Баха, полотна Рембрандта и книги Достоевского, не увидят библейских аллюзий в современном кинематографе. Ну а для нас, людей Церкви, очевидно, что без Священного Писания человечество не узнает и не поймет, кто мы для Бога и кто Он для нас, не осознает, что Он наш Отец, а мы Его дети.