Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Михаил Проходцев: Праздники Пасхального цикла в современной православной и католической традициях

Если воскресный день венчает седмичный богослужебный круг, то праздник Пасхи становится центром, стержнем и фундаментом всего церковного года. Светлое Христово Воскресение в обеих традициях именуется как «Праздников Праздник и Торжество из Торжеств». Пасха является древнейшим христианским праздником. Прообразом Христовой Пасхи служит одноимённый Ветхозаветный праздник, который был установлен как воспоминание Исхода народа Израиля из Египетского плена. Иудейская Пасха праздновалась избранным народом ежегодно в день 14 нисана – первый весенний месяц еврейского календаря (примерно соответствует марту – апрелю по григорианскому календарю).

Сегодня, в связи с календарной разницей, Православная и Католическая Церкви праздную Пасху в разное время. Временные рамки празднования Пасхи составляют 5 недель в обеих традициях. Так, в Православной Церкви, которая служит по юлианскому календарю, самая ранняя Пасха может праздноваться марта/4 апреля, а самая поздняя – апреля/ 5 мая. Римско-Католическая Церковь, живущая по Григорианскому календарю, встречает праздник Пасхи в период с 22 марта по 25 апреля. Так же, от даты празднования Пасхи зависят дни празднования всех подвижных праздников годового богослужебного круга (см. раздел III.1). Например, в 2016 году Руcская Православная Церковь встречает день Светлого Христова Воскресения апреля/ 1 мая, а католики празднуют Пасху 27 марта.  

Пасхальный богослужебный цикл предельно насыщен литургически. Он включает в себя период Великого поста (Святой Четыредесятницы), Страстную Седмицу, праздник Пасхи и пятьдесят дней радости о Воскресшем Спасителе – период Пятидесятницы. Структура Пасхального праздничного цикла в современной православной и католической традициях во многом схожа. Но тем не менее, в каждой традиции существует ряд уникальных особенностей.  

Время Великого поста и Пасхальное время называется в Православной Церкви периодом пения Триоди или Триодным циклом. В это время в церковный обиход вводятся две новых литургических книги – Постная и Цветная Триодь (греч. Τριῴδιον – трипесенный), которые используются только в указанный период Пасхального цикла.

Вскоре после праздника Сретения Господня в Православной Церкви начинается период подготовительных Недель (воскресений) к Великому посту (греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima) – времени духовного подвига для каждого христианина. В него входит четыре воскресных дня и три седмицы. Каждый воскресный день имеет своё название и особое воспоминание. Подготовительные Недели расположены в следующем порядке: Неделя о мытаре и фарисее, О блудном сыне, О Страшном Суде или мясопустная и Адамово изгнание/ Прощенное воскресенье или неделя сыропустная. Названия Недель определяют соответствующие Евангельские чтения, которые звучат за Божественной литургией в воскресные дни. В этот период в богослужение добавляются песнопения Постной Триоди. Она включает в себя литургические тексты подвижного богослужебного круга, вводится в обиход с первой подготовительной недели О мытаре и фарисее и используется в богослужениях вплоть до Великой Субботы.

До реформы Второго Ватиканского Собора в Римско- Католической Церкви так же существовали особые дни подготовки к Великому посту. Этот период назывался предпостным временем и включал с себя 3 воскресных дня, которые именовались следующим образом: лат. Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima – то есть, Семидесятый, Шестидесятый и Пятидесятый день перед Пасхой (см. раздел IV.2.1).

В Общем Наставлении к Римскому Миссалу ясно сформулирована цель Великого Поста, которая имеет двоякий характер. Во-первых, Святая Четыредесятница подготавливает верующих к радостной встрече Светлого Воскресения Господа. Во- вторых, пост – время подготовки желающих принять Крещение к этому Таинству.  

Дни начала Великого поста на Востоке и Западе разнятся. В Православной Церкви первый день после воспоминания Адамова изгнания называется «Чистым понедельником» и фактически является началом Великопостного периода. Изменяется характер богослужений, которые приобретают ярко выраженный покаянный характер. В Римско-Католической Церкви Великий пост начинается с Пепельной среды, хотя раньше этот день входил в период предпостного времени. Пепельная среда (лат. Dies Cinerum) – это день, верующим на голову пеплом наносится крестное знамение. Это служит напоминанием о мимолётности земной жизни и необходимости покаяния. При этом используется пепел из сожженных верб, которые были освящены на прошлое Вербное воскресенье.  

В православной традиции каждая неделя Великого поста имеет своё наименование: Торжества Православия, святителя Григория Паламы, Крестопоклонная, святого Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской, Неделя Ваий. Почти все воскресные дни Великопостного периода в Католической Церкви сегодня не носят конкретных названий, но имеют свою нумерацию. Это положение зафиксировано в Общем Наставлении к Римскому Миссалу. В нём сказано, что Великопостные воскресные дни называются I, II, III, IV и V воскресениями Великого поста. Каждое из этих воскресных дней имеет особый чин Мессы и особый смысл. Первое воскресенье Великого поста указывает верующему на спасительный путь Иисуса Христа. Второй, третий и четвёртый воскресные дни связаны с крещением. Особенность пятого воскресенья – традиция завешивать распятия и святые образы. Шестое воскресенье носит наименование Пальмового воскресенья (Вербное воскресенье или Неделя Ваий). С этого дня начинается период Страстной Недели. 

Каждый день Страстной Седмицы в православной и католической традициях называется Великим и Страстным. Таким образом, наименования дней седмицы следующие: Великий (Страстной) Понедельник, Великий Вторник и Великая Среда, Великий Четверг, Великая Пятница, Великая Суббота.

Смысл Страстной Недели заключается в воспоминании верующими последних дней жизни Господа Иисуса Христа, Его страданий и крестной смерти, а так же воспоминание об установлении Евхаристии в Великий Четверг. Так христиане подходят в великому и светлому празднику Воскресения Христова. 

Страстной Седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим, так же именуемый Вербным воскресением. Примечательно, что в Православной Церкви этот день имеет статус великого двунадесятого праздника, а в современной католической традиции этот день отмечен в литургическом календаре как процессия, которая служит верующим напоминанием о Входе Господа в Иерусалим. Особенность обеих традиций – освящение верб в этот день.  

Наиболее литургически насыщенными являются Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота. Это дни предельного молитвенного напряжения перед Святой Пасхальной ночью.

Последние три дня Страстной Седмицы Католическая Церковь объединяет под одним названием – Священное Пасхальное Триденствие. Традиция праздновать Пасху три дня наблюдается уже в IV веке. В Православной Церкви последние дни Страстной Седмицы тоже можно условно объединить под названием Пасхального Триденствия.

В Римско-Католической Церкви Священное Пасхальное Триденствие наступает с Вечерней Мессы Великого Четверга, за которым происходит воспоминание установлением Господом Иисусом Христом Таинства Евхаристии, достигает кульминации в навечерие Пасхи и заканчивается совершением Вечерни в день Светлого Христова Воскресения. Православная Церковь празднует установление Евхаристии за утренней Божественной литургией в Великий (или Чистый) Четверг. В обеих Церквах в этот день совершается чин омовения ног. Ежегодно его совершают предстоятели двух крупнейших христианских Церквей – патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и папа Римский Франциск . Особенностью этого чина в католической традиции считается то, что его может совершать священник в своём приходе. Так же, в Великий Четверг в Православной и Католической Церквях совершается освящение мира.

Страстная Пятница для обеих традиций является днём воспоминания крестной смерти Спасителя. В этот день в Православной Церкви не служится Божественная литургия, верующие не причащаются. Здесь современная Западная традиция имеет существенное расхождение с Восточной. Оно заключается в том, что в Страстную Пятницу верующие католики причащаются Святых Христовых Тайн. Так же в католической традиции в Страстную Пятницу совершается воспоминание Страстей Христовых, что созвучно с практикой Православной Церкви, где в богослужение Великой Пятницы входит чтение двенадцати Страстных Евангелий. Католическая Церковь в Великую Пятницу совершает поклонение Кресту, в то время как в православной традиции Крестопоклонной является третья Неделя Великого поста и следующая за ней седмица.

Одной из особенностей богослужения Великой Субботы (день, когда Церковь вспоминает смерть и погребение Господа Иисуса Христа) на Востоке является вынос Плащаницы и совершение чина погребения Спасителя.

В Великую Субботу в Православной Церкви заканчивается пение Постной Триоди. Наступает период праздничных пасхальных песнопений, которые содержит в себе Цветная Триодь. Цветная Триодь начинается песнопениями праздника Светлого Христова Воскресения и заканчивается неделей Всех святых.

Своей кульминации в обеих традициях богослужение достигает в ночь с субботы на воскресенье, когда совершается Пасхальное бдение. По словам блаженного Августина это «матерь всех бдений»195. По степени торжественности эта литургическая служба стоит выше всех других праздничных богослужений. Бденная служба в католической традиции является навечерием Пасхи и именуется Навечерием Пасхи в Святую ночь. Оно включает в себя светильничное богослужение, Литургию Слова, Литургию Крещения и Евхаристическую Литургии 196 . Само торжество Светлого Христова Воскресения совершается в воскресный день. Пасхальное бдение в православной традиции включает в себя полунощницу, Пасхальную утреню, Пасхальные часы и Божественную литургию и чин освящения артоса (хлеба). В воскресный день так же положена праздничная Божественная литургия, а вечером совершается торжественная Царская Вечерня.

С праздником Пасхи приходит время радости. Это отражается и в богослужебных особенностях Пасхального периода, который длится пятьдесят дней и заканчивается Пятидесятницей. Эти святые дни «празднуются в веселии и ликовании как один праздничный день или, лучше сказать, как одно «великое воскресенье»». 

Первая седмица по Пасхе празднуется особенно торжественно и носит название Светлой седмицы в православной традиции и Октавы Пасхи в католической. На Востоке Светлая седмица Фоминой неделей. Так же, этот воскресный день называется Антипасхой (греч. вместо Пасхи). На Западе первое воскесенье по Пасхой является неделей Божьего Милосердия и Октавой праздника Пасхи. Каждый воскресный день Пятидесятницы (или недели по Пасхе) имеет в Православной Церкви свои названия и особые воспоминания. Недели по Пасхе расположены в следующе порядке: неделя о Фоме, неделя Жён-мироносиц, неделя о Расслабленном, неделя о Самарянке, неделя О слепом, неделя Святых Отцов I Вселенского Собора. В католической традиции воскресные дни этого периода называются «воскресеньями Пасхи». подобно другим воскресным дням особых периодов они имеют свою нумерацию II, III, IV, V, VI, VII (неделя Пасхи).

В период Пасхального времени обе Церкви отмечают два великих праздника – Вознесение Господне (сороковой день по Пасхе) и праздник Пятидесятницы. В православной традиции Вознесение Господне является великим двунадесятым праздников и всегда приходится на четверг шестой седмицы по Пасхе. Римско- Католическая церковь так же молитвенно отмечает торжество Вознесения Господня в четверг шестой недели по Пасхе, но этот праздник может быть перенесён и на VII воскресенье Пасхи. Эта особенность указана в Общем Наставлении к Римскому Миссалу: «На сороковой день Пасхи празднуется Вознесение Господне, если, там, где оно не является предписанным праздником, оно не назначено на VII воскресенье Пасхи».

Завершает Пасхальное время праздник Пятидесятницы, который в православной и католической традиции приходится на седьмое воскресенье по Пасхе. На Востоке Пятидесятница – великий двунадесятый праздник, на Западе – торжество. Важной особенностью богослужения в обеих традициях является возобновление земных поклонов. В Православной Церкви день Пятидесятницы иначе называется праздником Святой Троицы. В современной католической традиции – праздник Святой Троицы является отдельным торжеством и отмечается в первое воскресенье по Пятидетсянице.

После праздника Пятидетсяницы в православной традиции начинается период по Пятидесятнице. В большинстве случаев недели не носят особых названий и номеруются по степени своего удаления от праздника Пятидестяницы. По Пятидесятнице в современной католической традиции возобновляется период Рядового времени.  

Михаил Проходцев «Классификация праздников в современной православной и католической традициях» СПбДА, 2016 год