Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Всё, что вы хотели знать о Соборовании, но боялись спросить

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Святых Равноапостольных Константина и Елены на улице Доблести в Санкт-Петербурге протоиерей Михаил Браверман. Отец Михаил, здравствуйте.

– Здравствуйте, дорогой Михаил. Здравствуйте, дорогие телезрители.

Мы сегодня поговорим о таинстве Соборования. И сегодня с нами в студии ваша новая книга «Таинство Божьего милосердия. Соборование». Хотелось бы ее нашим телезрителям представить. Отец Михаил, название «Соборование» или «Елеосвящение» что означает?

– Таинство Соборования, потому что в идеале его совершает Собор, сбор священнослужителей. Когда апостол Иаков говорил об этом таинстве, он не обозначил точное число совершающих его священнослужителей, но уже в VIII–IX вв. Соборование стали совершать 7 священников: 7 – число особое, число полноты. На семи столпах утверждена Божия Премудрость, согласно Ветхому Завету. 7 церковных таинств означают полноту человека в Церкви. 7 Вселенских Соборов определили основные догматические вероучения Православной Церкви.

Ну, а что касается Елеосвящения, то само это название говорит о том, что основным веществом при совершении таинства является освященный елей, оливковое масло.

С названием понятно. И, как мы понимаем, у каждого из таинств есть свое основание, которое зиждется на Священном Писании. И у этого тоже. Это только свидетельства о совершении подобия этого таинства апостолом Иаковом, или есть еще какие-то свидетельства в Священном Писании, которые, может быть, Вы разбираете в своей книге?

– Господь Бог еще во время Своего земного служения послал учеников исцелять болезни, и, как гласит Евангелие, апостолы ноги больных мазали маслом и исцеляли. И поэтому, когда апостол Иаков в своем Послании говорит о Соборовании, он говорит о нем как о хорошо известном его читателям: болен кто из вас да призовет пресвитеров церковных. И они, помазавши маслом, совершат молитву. Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь.

Что касается книги: какая у нее структура? Какие моменты Вы рассматриваете? Как знакомите читателя с таинством?

– К сожалению, мы начинаем с болезни. Почему к сожалению? Болезнь связана со скорбью, с нашим несовершенством. Болезнь вошла в мир, когда человек стал грешен. Первый грех увел человека от Бога, от Источника жизни. И вследствие ухода от Жизни он стал смертным. По пришествии смерти – слезы, скорби, страдания и болезни.

Если вы позволите, я зачитаю небольшую главку о болезни и о ее преодолении. А главка называется так «Врачевание от болезни», святой целитель Лука Крымский. «История Церкви знает святых врачей, которые своей молитвой и медицинским искусством бескорыстно служили ближнему. Среди них святые бессребрянники Косма и Дамиан, святые мученики Кир и Иоанн, великомученик Пантелеимон, мученик Диомид. Во время совершения таинства Соборования мы обращаемся к ним и спрашиваем их молитвенной поддержки. А совсем недавно, в 2000 году, сонм святых новомучеников и исповедников российских был прославлен еще один святой врач Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Этот удивительный человек в самые суровые богоборческие годы совмещал служение епископа и хирурга. За свою веру святитель претерпевал ссылки и тюремное заключение, но не оставлял работу врача и преподавателя медицины. Его научные открытия в области хирургии спасли тысячи жизней во время Великой Отечественной Войны. Удивительно, что несмотря на постоянное давление и преследования со стороны властей, святитель получил Сталинскую премию. Хорошо известны слова, произнесенные им на одном из показательных процессов. На замечание обвинителя: «Как это вы верите в Бога? Разве вы его видели?», святитель ответил: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».

В одной из своих проповедей святитель Лука спрашивал слушателей: «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что Господь послал Своих учеников не только для того, чтобы проповедовать, но и исцелять больных?». И сам же святитель объяснял: «Если так, если наряду с проповедью он ставил великое дело врачевания болезни, то значит это дело – одно из самых важных дел человеческих. Ведь не сказал Учитель: проповедуйте как устроить государство, общественную жизнь. Об этом ни слова. Он повелел нам исцелять болезни. Два дела назначил. Дело врачебное поставил наряду с великим делом проповеди Евангелия». Почему так? И почему Господь наш Иисус Христос так много-много сил и внимания уделял исцелению больных и бесноватых и воскрешению мертвых. Почему и ученикам заповедовал исцелять больных? Потому что болезни – это самая тяжкая скорбь человечества».

Много есть болезней страшных и мучительных, совершенно искажающих жизнь человека, мешающих ему жить и действовать, повергающих в безграничную скорбь, тоску слез и уныния. А Бог милосерд и всем нам заповедовал, в первую очередь, творить дела милосердия, дела любви, врачевания от болезней. И одним из первых таких дел становится проявление любви и сострадания к нашим людям. Так учил святитель Лука. И как в дни своего земного служения Христос отправил учеников проповедовать покаяние и исцелять больных, помазывая их маслом, так и сегодня, по примеру апостолов и в соответствии с заповедью Господа, Церковь совершает помазание человека святым елеем и приносит за него молитву.

Как Вы в своей книге объясняете происходящее с человеком во время таинства?

– Происходить может очень многое. А моя задача как священника и как автора книги настроить человека на духовную волну. Только сердце сокрушенно, только сердце смиренное. Только сердечным сокрушением и смирением мы можем участвовать в церковных таинствах так, чтобы участие в них было во исцеление души и тела. Поэтому в нашей книге мы говорим и о грехе, и о борьбе с грехом, о преодолении греха. Об участии вообще в церковной жизни. Что значит жить церковной жизнью? Это значит жить в таинствах Церкви, жить в церковной молитве. Конечно, человек должен знать церковное учение. Знать Кто и что главное в церковной жизни. Главное в церковной жизни – Сам Христос Бог, а все остальное должно вас к нему приблизить.

Что касается конкретно исцеления, я бы хотел прочитать еще один небольшой отрывок, где речь идет действительно об исцелении телесном, но о том исцелении, которое неразрывно связано с исцелением души.

Итак. «Если бы наша вера была совершенной, то все, даже горькие обстоятельства нашей жизни, мы бы принимали как дар Божественной любви. Конечно, человек не обязан радоваться постигшим болезням, наоборот, он должен с ними бороться, прибегать к медицине, просить помощи у Бога, врача душ и тел, но во всем полагаться на волю Божию. Митрополит Антоний Сурожский однажды сказал: «Таинство Елеосвящения не направлено специально на исцеление тела. Из молитв Елеосвящения ясно, что мы ожидаем исцеления души, которая, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу». Я думаю, что неверно прибегать к таинству Елеосвящения с единственной целью – получить телесное здравие. Это подлинное проявление пастырского попечения. В процессе подготовки человека мы помогаем обрести вновь целостность души и духа, мы, может быть, обнаружим, что он может сказать: «Я чувствую себя настолько преображенным, что мне уже не важно, жив я или умру, получу ли физическое исцеление или нет». Так учил Владыка Антоний Сурожский. И если мы будем стремиться к такому духовному устроению, если наше участие в Соборовании будет сопровождать доверие к Богу, надежда на Бога и любовь к нему, тогда без всякого сомнения это таинство будет нам во спасение. Исцеление от болезней в таинстве Елеосвящения будет происходить далеко не всегда. Исцеление смертельной болезнью сродни чуду. Об этом, конечно, знал и апостол Иаков. Тем не менее, он без всякого сомнения утверждает: молитва веры исцелит болящего. Наверное, перевод этой фразы с церковнославянского – молитва веры спасет болящего – поможет нам понять мысль апостолов: исцеление в данном случае равно спасению, а спасение относится не только к той временной жизни, но, прежде всего, к вечной участи человека, к его жизни со Христом. Греческий глагол «сосэй» (от το σώσιμο) в тексте Иакова буквально означает «спасет, быть спасенным, быть исцеленным» – прежде всего, от греха и его последствий.

Спасибо. Что касается самого таинства Соборования, то, возможно, и Вам неоднократно приходилось с этим встречаться в своей пастырской практике: у человека, который к нему приступает, часто существуют разного рода утверждения. Есть, например, мнение, что Соборование прощает все забытые грехи. Человек думает: «Ну, я пойду пособоруюсь, потом еще пособоруюсь, потом еще, и все будет в порядке у меня в жизни – исцеление получу телесное, – он так размышляет, – и грехи мне все простятся: на Исповедь приходить не надо, и все остальное не нужно». И он раз в год на Великий пост заходит в Церковь и просит его пособоровать. Как с такими предубеждениями бороться?

– Только одним способом – призывать человека жить полной церковной жизнью и участвовать, прежде всего, в самом главном духовном таинстве – Причащении. А в традиции нашей Церкви Причащению предшествует Покаяние. Мы приходим к Богу – к Богу, на Которого, по словам Священного Писания, и ангелы не смеют взирать, Который в ангелах Своих усматривает недостатки (Иов. 4, 18).

А что сказано о человеке в Священном Писании? Сам Господь говорит – род грешен и прелюбодеен. И, понимая, что нас от Господа Бога отделяет наше нравственное несовершенство, наши грехи, мы приходим к Богу только через покаяние – осознание своих немощей духовных и раскаяние в них.

Поэтому выход только один. Чтобы не иметь ложных представлений, надо знать подлинное церковное учение и стремиться жить в Церкви. Это наше призвание. Не заходить один раз в году в Церковь на Пасху или приступать один раз в году к таинству Соборования, а действительно учиться жить церковной жизнью. Для этого нам и дан Великий пост, который скоро начнется, во время которого будем бороться с недостатками, будем больше, чем обычно, размышлять, больше, чем обычно, читать Священное Писание и больше, чем обычно, молиться.

Вы сказали, что таинство Соборования избавляет человека от грехов, все таинства спасительные, и в этом плане все таинства ведут нас к духовному обновлению, и болезнь, без всякого сомнения, связана с грехом. Конечно, не потому, что Господь нас наказывает за наши проступки, наши грехи. Связь греха и болезни самая глубинная. Это первый грех привел в мир смерть и болезнь. Но болеют святые, болеют праведники. Святитель Лука, которого мы сегодня цитировали, всю жизнь других исцелял, а сам был лишен зрения.

Преподобный Амвросий Оптинский, великий святой, всю жизнь мучился недугом, а о себе говорил так: «В болезнях нахожу отраду», размышляя о святителе Иоанне Златоусте, который был очень болен и, тем не менее, не оставлял попечение о Христовой Церкви. В этом мире мы всегда будем сталкиваться и со скорбями, а иногда и с болезнями. Но у нас есть выход, у нас есть медицина, молитва, таинство Соборования, предназначенное для исцеления души и тела. И, наконец, у нас есть самое главное – представление, что Господь с нами и в радости, и в скорби, и в болезни, если мы о Нем помним. Помните, апостол Павел говорит так: «Любящим Бога все содействует во благо»? Не только то, что для нас радостно, что нам приятно, но даже скорбь и болезнь могут служить ко благу. Но когда? Если мы помним о Боге – тогда мы понимаем, что за всем, что с нами происходит, стоит Божественный Промысел. А Господь нас любит? Любит. Господь о нас заботится? Заботится. Соответственно, Он поставил нас в ту жизненную ситуацию, которая нам полезна.

Если мы это знаем, если мы об этом помним, то мы стараемся Бога благодарить. Преподобный Амвросий Оптинский так и говорил: «Только благодари Бога, и Он тебя не оставит». Не потому, что Господь обидится, оставит, а мы, когда благодарим, помним о Боге, не Он, а мы Его не оставляем.

Святые, многие из них, очень болели и стали для нас ярчайшим примером правильного отношения к своим болезням. Таинство Соборования можно рассматривать как одну из ступеней на пути изменения, о котором мы говорили; в Великий пост Соборование совершается так особо. Оно, а далее Покаяние и Причащение – это как раз путь к полной церковной жизни.

– Конечно, человеком должно двигать стремление быть здоровым, быть счастливым. Скажите, пожалуйста, а вы соборовались когда-нибудь?

Да.

– А я ни разу.

Наверняка Вы соборуете.

– Соборую постоянно. И в больнице, и во время Великого поста. Если позволите, я как раз и хотел вам прочитать главку, посвященную разнообразию традиций.

Да, пожалуйста.

– Итак, «Участие в таинстве – история и современность. Сегодня в Церкви мы видим очень широкий взгляд на то, кто же может становиться участником в таинстве Елеосвящения. Церковь допускает к этому таинству не только тех, кто болен настолько, что не может посетить богослужение, а может лишь призвать пресвитеров домой или в больницу, но и тех, кто чувствует не столько физические, сколько духовные немощи. А ведь таковы мы все. Как в этому отнестись и что для себя выбрать? Обращаясь к опыту Церкви, мы можем найти различные ответы на этот вопрос. Противоположность мнений допустима и понятна. В разное время, в разных обстоятельствах, разным людям приличествуют разные правила. Неизменными в Церкви остаются ее догматические вероучения и каноническое устроение. Согласно с древним принципом, в церковной жизни должно быть главным единство, второстепенным свобода, во всем – любовь. Так в XIX веке историк Церкви и богослов, митрополит Макарий Московский (Булгаков), выражая главенствующий в то время взгляд на таинство Елеосвящения, писал, что оно предназначено для христиан только больных и больных тяжело, страждущих и изнемогающих. Между тем, еще в древности в Греческой Церкви существовала практика помазания святым елеем не только страждущих физически, но, как гласят об этом славянские летописцы, следующие за греческими, «всех требующих благословения сего». На Афоне дважды в год, в канун Рождества Христова и Великого Четверга, совершалось помазание святым елеем над всеми монахами и паломниками. Причем помазание в этом случае было не семикратное, а только одно в самом конце чина при целовании Евангелия. В XIII веке практика единичного Елеосвящения, совершаемого, как правило, епископом, утвердилась и на Руси. После XVI века общее Соборование во время Великого поста стало особенностью богослужения в некоторых крупных храмах. Так, в Успенском соборе Кремля оно происходило в Великий Четверг, а в Троице-Сергиевой лавре в Великую Субботу. Эта традиция сохранялась и после катастрофы 1917 года в храмах Православной Церкви, где обычно Соборование совершалось после утрени Великого Четверга.

И вот в согласии с этой практикой святитель XVIII века Димитрий Ростовский допускал совершение таинства Елеосвящения и над здоровыми только в Великий Четверг или же в Великую Субботу, «когда оно происходит, как пишет святитель, по обычаю, установившемуся церковному, а не по писаному преданию. Поскольку в Великий Четверток на вечере Христос установил Новый Завет Тела и Крови Своей, ради того и этой тайны не неприлично причаститься хотя бы и здоровому человеку, не ведающему дня и часа своей кончины». Последние слова святителя могут указывать на распространенный в те времена взгляд на елеосвящение как последнее напутствие Церкви умирающего. В XII веке в католическом мире Соборование получило название «последнее помазание» и стало восприниматься как таинство на исход души. Через Киевскую духовную школу это мнение проникло и в Россию. Против такого понимания таинства возражал великий святитель Филарет Московский, который в одном из писем дал следующий совет: «Обращаю ваше внимание на врачество, которое, собственно, нам вверено, которое употребление всегда благотворно, едва ли когда может быть погрешительно. Я говорю о Елеосвящении». Так же и святитель Феофан Затворник утверждает: «Елеосвящение идет больному, чающему выздоровление. Оно не есть напутствие на тот свет, а врачевание для сей жизни, чтобы пожить в покаянии».

Чинопоследование очень простое. В древности были одна молитва по освещении елея, одна молитва на помазание. Со временем, когда 7 священников стали совершать таинство Соборования, у нас получилось 7 молитв, и самую главную – разрешительную молитву обращения к врачу душ и тел Господу Богу – священник читает во время помазания болящего. А поскольку в идеале таинство совершает 7 священников, то эта молитва звучит 7 раз. И так же, как на Литургии, во время таинства Соборования мы слышим Евангельское, Апостольский зачало, которое так же, как и Литургию, предваряет чтение и пение стихов из псалмов.

Мы слышим слово Господа – Он обращается к нам со Своим живым словом. И важно, необходимо знать и понимать, о чем говорит нам Господь. Поэтому книжка содержит краткое толкование, краткие комментарии и к Апостольскому, и к Евангельскому чтению.

Когда обычно совершается Соборование, чтобы люди могли прийти, помолиться и приступить к этому таинству?

– Я всегда всех предупреждаю: чтобы участвовать в таинстве Соборования, необходимо жить в Церкви, жить церковной жизнью. Невозможно лишь раз в год приходить в храм. Невозможно лишь раз в году участвовать в одном из церковных таинств. То, что общее Соборование проводится именно во время Великого поста, говорит о том, что Церковь предъявляет особые покаянные требования к тем людям, которые приступают к нему. И вся наша жизнь – это путь изменений, путь покаяния. Господь Бог сотворил человека для Себя. Человек был сотворен для того, чтобы общаться с Богом в раю. Когда гармония богообщения нарушилась человеческим грехом, то устремленность к Богу, возвращение к Богу, путь к Богу стал путем покаяния.

Через изменения, через осознание своих ошибок и их преодоление мы можем возвращаться к Богу, тем самым реализуя свое человеческое призвание, потому что смысл человеческой жизни в том, чтобы прийти к Богу.

Да, дай Бог. И последний вопрос, что касается презентации Вашей книги. Известно, что скоро она состоится.

– И у нас есть возможность пригласить всех, кто нас сегодня слышит, познакомиться ближе с книгой в Церковно-просветительском центре Санкт-Петербургской епархии на Староневском проспекте, дом 177, на презентацию новой книжки «Таинство Божьего милосердия. Соборование».

Спасибо, отец Михаил!

Источник