Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Как понять систему церковных праздников и богослужений?

Православных праздников много. Одни переходящие, другие нет – сложная система их богослужений запросто испугает любого не слишком воцерковленного христианина. Хорошо, что на эту тему есть понятная и всё разъясняющая глава в энциклопедии «Православное богослужение». Приводим здесь один из её отрывков, посвященных церковному календарю. 

Время, в течение которого Церковь совершает богослужение, схематически можно представить в виде трех кругов: дневного, седмичного (недельного) и годового. Три круга богослужебного времени соприкасаются: каждое богослужение связано с определенным временем суток, с днем недели и числом. 

Например, праздник Рождества Богородицы (21 сентября) может совпасть с любым днем недели, и это будет определять некоторые песнопения и молитвы всех совершающихся в течение суток служб. 

Главный праздник церковного года — это Пасха, Воскресение Христово. В древности этот день отмечался в разное время в различных местностях. 

Также различным по продолжительности был и предшествующий Пасхе пост: где-то он длился сорок дней, а где-то, как в Малой Азии, сорок часов. Первый Вселенский Собор 325 года постановил праздновать Пасху в первый воскресный день после первого новолуния, следующего за весенним равноденствием. 

Как понять систему церковных праздников и богослужений?

Русская Православная Церковь живет по юлианскому календарю, введенному 1 января 45 года до Рождества Христова Юлием Цезарем. Его также придерживаются некоторые другие Поместные Православные Церкви: Иерусалимская, Грузинская, Сербская, а также Святая Гора Афон. Другие Поместные Церкви пользуются григорианским календарем, которым в обыденной жизни пользуемся и мы. Первоначально он был введен в католических странах римским папой Григорием XIII в 1582 году. В настоящее время григорианский календарь опережает юлианский на тринадцать дней.

Все Поместные Церкви празднуют Пасху, а также зависящие от ее даты праздники по древней александрийской пасхалии и юлианскому календарю. Пасха приходится на весенний период с 4 апреля по 8 мая (по новому стилю, то есть григорианскому календарю).  

За время церковного года, который начинается 1 сентября, мы вспоминаем все главные события земной жизни Господа Иисуса Христа, а также то, что этому предшествовало: Рождество Богородицы, Ее Введение во храм — и то, что последовало за Воскресением Христовым: Вознесение, Пятидесятницу, прославление Креста. Кроме Пасхи важнейшими событиями церковной жизни являются двунадесятые праздники. Само число «двенадцать» выражает идею освящения года, состоящего из двенадцати месяцев.  

И хотя праздник Пасхи, названный «праздников Праздником и Торжеством из торжеств», не входит в число двунадесятых, тем не менее все они с Пасхой соотносятся. Ведь Сын Божий воплощается, то есть рождается во плоти, чтобы победить смерть Воскресением. Праздники подразделяются на Господские — посвященные Господу, и Богородичные — относящиеся к Пресвятой Деве Марии.

Церковный год начинается и заканчивается Богородичными праздниками: начинается Ее Рождеством и заканчивается Ее Успением. В этом мы усматриваем духовный смысл: от Девы Марии воплощается Сын Божий и на Ней уже явлена победа Христа Бога над смертью, потому что Успение Богородицы, окончание земной жизни, стало началом Ее совоскресения Христу. Почитание Девы Марии и та любовь, которую приносит Ей Церковь, связаны с тем, что Она послужила великой тайне Боговоплощения.

Праздники бывают неподвижные, дата празднования которых не изменяется, и подвижные, зависящие от дня празднования Пасхи. Неподвижные двунадесятые праздники — это Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14/27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество Христово (25 декабря/7 января), Крещение (Богоявление) (6/19 января), Сретение (2/15 февраля), Благовещение (25 марта/7 апреля), Преображение (6/19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Двунадесятые подвижные праздники — это Вход Господень в Иерусалим, он совершается за неделю до Пасхи; Вознесение — на сороковой день после Пасхи и Пятидесятница (Троица) — на пятидесятый. От даты Пасхи зависят и два поста: Великий (начинается за сорок семь дней до Воскресения Христова) и Петров (начинается в понедельник, через неделю после Пятидесятницы).

Со временем праздники обрели предпразднества и попразднества — подготовку и продолжение празднования, последний же день называется отданием праздника. Предпразднество обычно занимает один день (Рождество Христово — 5 дней, Крещение — 4). Не имеют предпразднества Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Пятидесятница. Попразднество может длиться от четырех до восьми дней (Богоявление, Успение). Празднование Пасхи продолжается целых сорок дней в ознаменование того, что именно столько дней, вплоть до Вознесения, был воскресший Господь с учениками.

Тесно связаны с двунадесятыми праздниками и другие церковные даты. Так, на следующей день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы (то есть день всеобщего, соборного празднования). После Крещения Господа — Собор Иоанна Крестителя, от которого принял Крещение Иисус Христос. После Благовещения Пресвятой Богородицы — Собор Архангела Гавриила, принесшего с Небес весть о Воплощении Сына Божьего. После Рождества Пресвятой Богородицы — день памяти ее родителей, святых праведных Иоакима и Анны, которых мы именуем Богоотцами, потому что от их дочери воспринял человеческую природу Господь Бог.

Хотите в доступной и увлекательной форме узнать больше о православном богослужении, его истории и смысле, церковных таинствах, праздниках и постах? Мы рекомендуем вам книгу «Православное богослужение. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи» протоиерея Михаила Бравермана

Источник