Доверься Богу, ибо Он заботится о тебе!!!

Рубрики

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Как рассчитывают день празднования Пасхи

Пасха – главный переходящий православный праздник, а триодный цикл, который охватывает 18 недель, связанных с Великим постом и Пасхой, – это сердце всего богослужебного года, его развернутая кульминация.

Но как рассчитывают день Пасхи? И правда ли, что Великий пост всегда длится ровно 40 дней? Обо всем этом подробно рассказывается в одной из глав книги «Как устроено богослужение Церкви».

Фото: spbda.ru

Расчет дня Пасхи и «ускользающие» сорок дней Поста

Пасха – переходящий праздник, он не закреплен в календаре и рассчитывается отдельно для каждого года. При расчете дней Пасхи учитываются солнечный и лунный календари (важно, чтобы Пасха праздновалась после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния), а также совпадение или несовпадение с иудейской Пасхой. Католическая Пасха может совпасть с иудейской, а православная – нет, и в случае такого календарного совпадения она переносится на один лунный месяц вперед.

В нашей географической полосе Пасха празднуется на стыке холодного и теплого сезонов – весной. Этот день становится также границей, которая разделяет весь триодный круг на два периода. Интересно, что сорок дней Поста – число символическое, а субботы и воскресенья не входят в число постных дней.

Несмотря на долгие церковные споры и многочисленные попытки включить в Великий пост ровно сорок дней, эта цель до сих пор так и не достигнута.  

Триодь Постная и Цветная: водораздел  

В древности существовали две Пасхи – Крестная Пасха и Пасха Воскресения. Мы сейчас продолжаем праздновать только Пасху Воскресения. Что же такое Крестная Пасха? Если мы вспомним евангельские события, то день распятия Спасителя (Страстная Пятница) попадал на иудейскую ветхозаветную Пасху. В период раннего христианства этот день называли Крестной Пасхой. Споры о том, какую Пасху праздновать, отразились и в устроении нашего богослужения.

В триодном цикле используются две богослужебные книги, общее название которых – «Триодь». Слово «Триодь» означает «три оды», «три песни» и происходит от содержащихся в книгах коротких канонов – трипеснцев. Но определения у этих книг разные, первая называется «Постная Триодь», а вторая – «Цветная Триодь». Казалось бы, тут тоже все понятно: первая охватывает период до Пасхи, вторая – после, и граница разделения этих двух книг – первый день Пасхи.  

Пасхальный светильник / Фото: spbda.ru

Но на самом деле эта граница условна. Название «Цветная» означает не «радостная, разноцветная», а «связанная с Цветоносной неделей», то есть с тем воскресным днем, когда в храм приносят цветы, празднуя Вход Господень в Иерусалим. Другие названия этого праздника – Вербное воскресенье (поскольку единственные цветы в нашей северной стране в это время года – это верба) или Неделя ваий (пальмовых ветвей). Именно Лазарева суббота (день накануне Вербного воскресенья) и сам праздник Входа Господня в Иерусалим, который отмечают за семь дней до Пасхи, и есть та старая граница, по которой несколько веков назад проходило деление двух Триодей.

Получается, что Страстная неделя не всегда входила в Постную Триодь. Этот факт заставляет нас острее почувствовать, что предпасхальный период – не такой уж однозначный: раньше он не включал в себя все центральные события Страстной недели.

Тем не менее у нас есть ощущение единства всего предпасхального периода, и определяется оно тем, как в это время совершается Евхаристия. В период пения Триоди Литургия служится по особым чинам и по особым правилам.

Источник