Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Протоиерей Михаил Браверман: Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (+ Видео)

Беседа с настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиереем Михаилом Браверманом в рамках телепередачи «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз». 

Наша сегодняшняя тема – Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим. Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, кратко о тех событиях, которые мы будем вспоминать в эти дни.  

– Вход Господень в Иерусалим предшествует великим и страшным событиям – страданиям и смерти Богочеловека на Кресте – и потому предваряет Праздник праздников и Торжество из торжеств – Светлое Христово Воскресение.

Входу Господа в Иерусалим, когда Его встречали как Царя и Спасителя, предшествует Лазарева суббота. Господь одним Своим повелением возвращает к жизни человека умершего. Лазарь был другом Христа Спасителя, братом Марфы и Марии. Эти люди были очень близки Ему, у них Он не раз останавливался. Жили они в Вифании, совсем неподалеку от столицы.

И вот однажды, когда Господь был в отдалении от Иерусалима, сестра Лазаря прислала Ему весточку: «Господи, тот, кого Ты любишь, болеет». Но Господь не идет сразу, но выжидает два дня, а потом говорит ученикам: «Лазарь, наш друг, уснул». Ученики не понимают, что речь идет о смертном сне, и говорят, что раз уснул, значит выздоровеет. Тогда Господь прямо говорит, что идет пробудить Лазаря от смертного сна. Совсем недавно люди в Иерусалиме хотели побить Христа камнями, поэтому, когда Он собирается вновь идти туда, Фома говорит: «Пойдем и мы и умрем вместе с Ним».

Когда Господь входит в Вифанию, Его встречают сестры Лазаря и говорят, что если бы Он был здесь, то не произошла бы смерть. Христос отвечает: «Я есть Воскресение. Я есть жизнь». Одним Своим словом Господь вызывает к жизни того, кто этот мир уже покинул. Четыре дня находился Лазарь в могиле, и то, что произошло с ним, – показатель того, что Господь есть Владыка и живых, и усопших. Действительно, мы все с вами воскреснем для жизни будущего века, когда смертное тело облечется в бессмертное.

Прежде чем Господь воскресил Лазаря, Он плакал над ним, плакал над участью человека, который стал смертным в результате греха. По Божию замыслу, человек должен был так соединиться через богообщение с Творцом, что получил бы дар вечной жизни, но в грехопадении он оказался ниже своего призвания. Вследствие отпадения человека от Господа в мир пришла смерть и ее предвестники – болезни. И Господь «общее воскресение всех уверяя», еще прежде Своей смерти, Своего Воскресения воскрешает Своего друга Лазаря.

Зачем Господь выжидает четыре дня, прежде чем прийти к Своему умершему другу?

– За четыре дня тело Лазаря уже подверглось разложению, и это образ того, что наши тела, которые уйдут в землю, будут так же восстановлены во всей своей полноте. Господь сразу не идет к Лазарю именно потому, чтобы даровать Своим ученикам возможность увидеть победу над смертью. Чтобы, когда наступят страшные дни, ученики знали и помнили, что Господь Сам отдает Себя за жизнь этого мира.

В Евангелии есть слова, сказанные евреями о Христе, прослезившимися над умершим Лазарем: «Смотрите, как Он любил его». Непонятно, почему сначала Господь медлит идти к Лазарю, а потом плачет над ним?

– Мне кажется, это замечательный образ. То, что Господь прослезился над человеком, о котором сказано, что Он его по-особому любил, показывает, что каждый из нас не безразличен Господу. Мы должны думать о Господе как о самом родном и близком, потому что «Царство Божие внутрь нас есть» – ничто так не близко к человеку, как Божие Царство, которое Господь уготовал всем любящим Его. Просто мы в силу своей греховности, материальности и многих других причин забываем, что Он так близок нам, что, если только мы захотим, сможем стать Ему самыми близкими друзьями.

Но ведь воскрешение Лазаря – не единственное в Евангелии, почему мы особо почитаем именно его?

– Потому что на следующий день Господь входил в Иерусалим, и, конечно, жители, которые пришли на праздник в столицу, знали, что Он одним повелением воскресил Своего друга Лазаря. Поэтому Его встречают как царя, по обычаю того времени, – с пальмовыми ветвями, постилая свои одежды и восклицая словами псалмопевца Давида: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!».

Но мало кто знал, что Господь вступал в Иерусалим не для того, чтобы принять почести, но чтобы принять смерть и стать Царем не одного народа, но всех живых и усопших. Желание погубить Христа возникло у Его врагов именно тогда, когда Он воскресил Лазаря. Причем погубить хотели не только Господа, но и Лазаря, потому что многие обращались ко Христу именно через это чудо.

Этот замысел не удался, и Лазарь много лет еще служил Господу.

– Служил епископом на Кипре, и, по Преданию, Пресвятая Богородица перед тем, как закончилась Ее земная жизнь, посетила Лазаря на Кипре.

Вопрос интересен тем, что Господь воскресил не только Лазаря, но и дочь Иаира, и сына наинской вдовы. А что стало с этими людьми? Ведь они окончили свой земной путь, когда Господь уже победил смерть Воскресением, и она, по словам Иоанна Златоуста, стала не более, чем сон, потому что после прихода в мир Сына Божия и Его победы над смертью, мы все – наследники вечной жизни. Все, кто любит Его и ищет.

Получается, что посмертная участь до и после Воскресения Господа отличается принципиально?

– Конечно. Человек, разлучившись с Богом здесь, на земле, уже не мог надеяться встретить Его после земной жизни. Смерть стала последним разрывом человека и Бога.

Преодолеть этот разрыв и приходит Сын Божий. Он принимает смерть, чтобы и в жизни, и в смерти мы могли быть со Христом. Если мы со Христом уже здесь, в земной жизни, значит мы – Его наследники и в жизни вечной.

Кто были те люди, которые встречали Господа, входящего в Иерусалим?

– В Евангелии мы читаем, что множество народа, множество учеников, и, что важно, дети встречали Его, восклицая: «Осанна!» и «Слава Богу в вышних!». Многие из них, возможно, оказались разочарованы, потому что полагали, что Господь приходит, чтобы быть царем в обычном, земном понимании. Немногие понимали, что Он приходит не для славы, но для страдания. Пройдет какое-то время, и одураченная, разъяренная толпа будет кричать, обращаясь к Понтию Пилату: «Распни! Распни Его!». Конечно, мы уверены, что в этой толпе уже не было детей, что держали пальмовые ветви, встречая Господа, подражая которым, мы будем держать в руках вербы.

Вопрос из группы ВКонтакте: «Зачем в Вербное воскресение освящают вербы и идут, радуясь, если Господь вошел в Иерусалим, чтобы пострадать за нас, грешных?».

– Мы радуемся, что Господь приходит в нашу жизнь. Как когда-то Он открылся, входя в Иерусалим, так и ныне Он открывается нам в Церкви. Двигаясь по церковному календарю, мы не просто вспоминаем события Священной истории, но сами являемся ее участниками. Господь выше всех тварных ограничений, в том числе временных и пространственных.

Вербы мы освящаем потому, что Господь Своим присутствием освящает этот мир. Если мы призываем в молитве благодать Святого Духа, материя становится освященной, посвященной Богу. Как замечательно, что мы держим в руках ветви вербы. Верба – символ жизни, потому что в ее почках содержится жизнь, пробуждаются после зимы листья. Мы встречаем Господа, Который приходит в Иерусалим, чтобы победить смерть.

Практический вопрос из группы ВКонтакте: «Что делать с освященной вербой – куда положить, где хранить?»

– В храме, где я милостью Божией являюсь настоятелем, верба целый год стоит в вазах, украшая окна и храм. Когда освященная верба стоит в наших домах, это напоминание, что Христос – Царь жизни, что Он входит в нашу жизнь, входит в наш мир. Когда год прошел, старую вербу сжигаем, новую ставим.

С кем можно сравнить тех людей, которые, прокричав в начале «Осанна!», в конце кричали «Распни Его»?

– Христос Бог умер в Иерусалиме две тысячи лет тому назад не потому, что его жители были по-особенному злы. На Крест и Голгофу Его привели грехи всех людей, живших от Адама и до Его воплощения, Он умер как за современников Своего служения, так и за всех людей, которые приходят и будут приходить в мир, потому что Господь умер за грехи человека. Важно осознать: «За меня, за мою неправду умер Христос!». В этом личная ответственность.

Глядя же на тех людей, которые после «осанны» кричали «распни», надо осознать, как легко одурачить человека, как легко манипулировать толпой. И как страшно, что для Бога, Который стал Человеком, совершал чудеса, насыщал алчущих, исцелял больных, воскрешал из мертвых, в итоге не нашлось иного места, как Крест. Крест – это страшное свидетельство о мире: как жесток человек, что он придумал крест как орудие казни и пытки для себе подобных. Но Крест говорит и о том, как же велик наш Бог, что Он умалил Себя до человека. Став Человеком, взошел на Крест, принял позорную смерть преступника, чтобы смерть сделать переходом к вечности, победив ее Своим Воскресением. Поэтому Крест свидетельствует о любви Божией, украшает наши храмы, церковные облачения. Все мы, православные христиане, носим крест на груди как знак нашего спасения.

Что означает слово «осанна»?

– Слово «осанна» можно перевести как «спаси», «дай счастье», «помоги». Это слово, с которым нужно обращаться к Богу. «Осанна в вышних Богу» – так на Небесах славят Бога Его ангелы. На земле славим Бога мы, и Божественная литургия связывает человека, живущего на земле, с горним, ангельским миром.

Именно на Литургии во время Великого входа вспоминается Вход Господа в Иерусалим. Господь идет в город, где будет предан смерти, но Он грядет и к Своей славе, потому что за смертью последует Его Воскресение и прославление.

На Литургии вспоминается вся земная жизнь Христа Бога: и Рождество, и выход на проповедь, и Его вход в Иерусалим, Его смерть, Его Воскресение и Вознесение. Иисус Христос Сам присутствует на Литургии в таинстве Причастия, поэтому вся Священная история открывается нам, когда мы приходим в храм, чтобы участвовать в Божественной литургии. Поэтому так важно знать Евангелие, соотносить его с богослужением, ведь все оно – выражение нашего знания и опыта о Боге.

Вопрос из группы «ВКонтакте»: «В каком возрасте воскреснут все усопшие во Второе Пришествие Господне?».

– Удивительным образом каждый человек призывается к отходу из этой жизни в своем собственном возрасте. Кто-то совсем молодым, кто-то совсем старым. В каком возрасте воскреснут люди? Наверное, в самом совершенном. Тело наше больше не будет подвержено ни страданиям, ни болезням. Сам Господь по Своем Воскресении проходил сквозь стены, внезапно появлялся и исчезал, то есть Его тело получило новые свойства. Мы можем надеяться, что наши тела так же обретут особые свойства по нашем воскресении. Пока же это не совершилось, все остается тайной.

Почему так важно было войти в Иерусалим на осленке?

– Пророк Захария в своем пророчестве восклицает: «Веселись, дочь Сиона, ибо царь твой грядет к тебе на молодом осле». Господь знает, что эти слова о Нем, а ученики поймут это лишь после Воскресения. Ученики приводят по повелению Иисуса молодого осленка, на котором Он, в отличие от полководцев, сидевших на боевом коне, въезжает в город. Действительно, Господь – Царь правды, Царь мира, а не грозный завоеватель. Он Тот, Кто смиренно стоит у двери нашего сердца и ждет, что мы эту дверь отворим, чтобы находиться в общении с нами.

Вопрос телезрительницы из Перми: «Какова судьба Лазаря после его воскресения?».

– Если говорить кратко, Лазарь, который побывал в том мире и был воскрешен Богом, стал служить Богу в епископском достоинстве на острове Кипр, где был посещен Пресвятой Девой Богородицей незадолго до того, как Она оставила эту временную жизнь.

Самое главное, что Лазарь жив у Бога и сейчас – души святых пребывают у Божественного престола и могут приносить молитву за нас, немощных и грешных людей, продолжая служить людям и по окончании своей земной жизни.

Что можно ответить людям, которые говорят, что в разных Евангелиях по-разному описываются одни и те же события. Например, один евангелист пишет, что Иисус въезжает в Иерусалим на одном осленке, в другом, что на двух?

– То, что евангелисты имеют разный взгляд на события, как раз говорит о том, что Евангелие – живое слово свидетелей чудес Христовых. Либо, как Матфей и Иоанн, они были непосредственными участниками тех событий, либо, как Лука и Марк, принадлежали к числу ближайших Христовых учеников, но не все видели своими собственными глазами. То, что в Евангелиях есть разночтения, как раз доказывает, что это живое слово о живом Боге.

Каждый из евангелистов сохраняет характер своей личности, особенности восприятия описываемых событий, но самое главное – в любом из Евангелий присутствует Сам Христос Бог.

Евангелие – Книга удивительная. Как Христос есть одновременно Бог и человек, так и в Евангелии присутствие личностей евангелистов освящено личностью самого Спасителя. Конечно, надо любить и знать Евангелие, и тогда никакое замечание, о котором вы сказали, не сможет нас смутить.

Куда делись все те люди, что кричали «осанна»?

– В 70-м году Иерусалим после длительной осады был завоеван римскими войсками и разрушен, а храм предан огню. Так сбылись пророческие слова Господа об Иерусалимском храме, что придет время, когда не останется камня на камне. Иерусалим не узнал времени своего посещения, и в итоге оказался отвергнутым и разрушенным, а христиане перед этими страшными событиями ушли в Сирию.

Как те события, о которых мы говорим, соотносятся с окружающей нас действительностью?

– Мне кажется, наше участие в Евангелии заключается в том, чтобы мы подражали праведникам – Лазарю, Марии, Марфе, а не тем злым людям, которые собирали обвинения на Господа. Господь доныне пребывает в этом мире, и доныне Он гоним, порой явно, как это было в истории России в XX веке, а иногда тайно. Но каждый человек должен определиться по отношению к Богу. Каждый человек должен определиться по отношению к Церкви. Надо быть людьми, которые любят и защищают Церковь, для этого надо стремиться любить Бога. Если мы будем живыми христианами, тогда наше слово будет услышано.

Господь говорил: «Как Меня гнали, так будут гнать и вас». Но Он говорил и то, что «как Мое слово соблюдали, так будут соблюдать и ваше». Нести слово о Боге и Церкви призваны все мы. Не только священнослужители, но и миряне. Каждый может свидетельствовать в семье, на работе, на месте своей учебы.

Бывает, возникает мысль, что «живи я в то время, я бы не кричал «распни, распни»».

– Надеюсь, что все мы – люди не столько злые, сколько стремящиеся к добрым поступкам. Но Господь – Тот, Кто жив всегда, Кто есть само Бытие, поэтому наша вера должна привести нас к праведной жизни.

Господь говорит, что если вы любите меня, то заповеди Мои соблюдете. Если мы больше любим грех, то, соответственно, забываем о Боге. Наша задача – бороться с грехом, и тем самым действительно стремиться любить Бога. Мы не будем говорить, что любим Бога, – любят Его все святые Его, мы лишь стремимся научиться любить Его; мы не столько молимся, сколько учимся молиться. И на этом пути Господь нас не отталкивает, но принимает, ободряет и благословляет.

Почему Спасителю потребовалось именно три года, чтобы совершить Свое земное служение?

– Три года проповеди о Царстве Божием, три года подтверждения Своих слов чудесами и делами было достаточно, чтобы люди смогли определиться по отношению к Иисусу, назвать Его Сыном Бога Живого или погубить.

Как удивительно, что проповедь Спасителя продолжалась всего лишь три года, но до сих пор все, что Он сказал и сделал, определяет нашу духовную жизнь! Евангелие – такая тоненькая книжечка, но в ней есть все, что нужно знать о жизни, о Боге и человеке. Это Божие чудо, которое продолжается уже две тысячи лет. Все, что тогда сказал и сделал Господь, влияет на всю нашу жизнь и в итоге на весь мир.

Вопрос «по Достоевскому»: если бы Господь вошел сейчас в один из наших крупных мегаполисов, постигла ли бы Его та же судьба, что и две тысячи лет тому назад?

– Однажды придя в этот мир, Господь его уже не покидает. Господа изгоняют. Изгоняют, когда взрывают храмы, превращают их в овощехранилища, уничтожают священнослужителей и верующих. Господа изгоняют из мира тогда, когда совершают зло. Тем не менее, Господь присутствует в этом мире, присутствует в Церкви, ее таинствах – более того, Господь может присутствовать в сердце человека, если тот ищет Бога, открывает Ему свое сердце и старается любить Его. Что касается Достоевского, то это творчество.

Трудно ли сейчас узнать Господа?

– Господь и все, связанное с богообщением, превосходит наше представление, наше восприятие. Мы не можем сказать: там Бог есть, а там Его нет – Господь не ограничен ничем. Он может действовать через других людей, через жизненные обстоятельства. Если мы внимательны к своему внутреннему миру, если стремимся жить духовной жизнью, мы действительно поймем, что наша жизнь происходит по воле Божией. Если бы мы больше внимания уделяли духовной стороне нашего бытия, тогда мы бы видели Промысел Божий в нашей жизни. Но человек порабощен третьестепенными вещами, которые совершенно не важны для жизни – именно они заслоняют собой все наше внимание. Думаю, любое подлинное произведение искусства, будь то книга, картина или фильм на самом деле говорят о Божественной любви.

Скажите, пожалуйста, несколько слов в наставление нашим телезрителям.

– Наставляет нас Сам Господь Бог; если мы будем приходить в храм, серьезно участвовать в церковных таинствах, тогда Господь будет нас наставлять. Важно прожить Страстную седмицу так, чтобы, научившись плакать о Боге, научившись хоть немного сострадать Христу в страшные дни Его казни, мы научились затем радоваться о Его Воскресении, чтобы радость о Его Воскресении стала нашей радостью, нашей верой, нашей надеждой.

Будем прибегать к милостивому Богу, испрашивая у Него все потребное для нашей жизни, как жизни временной, так и жизни вечной.

Источник