Телеграм канал Храма

Читать в Твиттере

Рубрика: Публикации

Протоиерей Михаил Браверман: Христианин в современном мире

Беседа с настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиереем Михаило Браверманом  в рамках телепрограммы «Беседы с батюшкой» от 9 августа 2016 года.

Отец Михаил, вопрос, который часто задают сегодня христианам и в особенности священникам: почему в мире так много зла? Почему столько войн, скорбей, бедствий происходит в нашем мире?

– Ужасно, что человек настолько извратил свой путь, что он становится источником смерти для себе подобных. Действительно, очень многих людей существование в мире несправедливости, бедствий, войн заставляет сомневаться в благости и величии Творца. Если Бог попускает быть такой неправде, такому злу, то либо Он не Всесилен, либо Он не Всеблагий. А как отвечали на этот вопрос люди веры?  

В Ветхом Завете есть одна из самых драматичных книг – Книга Иова, которая повествует о несправедливом страдании праведника. И вот праведник Иов, который за одно мгновение практически лишается всего – детей, имущества, потом и здоровья, – вопрошает Бога, почему он страдает? Но вопросы Иова не приводят его к отречению от Бога. Более того, он заявляет: «Неужели мы доброе от Бога будем принимать, а злое (вернее то, что нам кажется злым) принимать не будем?».

Помните, к Иову приходят три друга – мудрые люди, которые говорят очень правильные вещи, что человек грешен перед Богом, что перед Богом и Небеса нечисты, что в ангелах Своих Бог усматривает недостатки? И, соответственно, всякое страдание, которое претерпевает человек, – справедливо. Но, тем не менее, друзья оказываются осуждены Богом, а Иов оправдан: Иов стучался в двери Божиего милосердия, и Бог открылся ему. А после того, как Иов получил полноту Откровения о Боге, он не стал ни о чем спрашивать, только сказал: «Приложу ладонь мою к моим устам». Иов не получил ответа на свои вопросы, но, когда он увидел величие Божие и Божие милосердие, у него просто не осталось самих вопросов. Вот так поступал праведник, доверяя полностью Богу.

Грех, несправедливость – следствие человеческой деятельности. Человек совершил первый грех – в раю отпал от Бога, и – как следствие отпадения от Источника жизни – в мир вошли скорби, болезни, а в итоге смерть. Что сделал Бог? Когда человек стал грешным и несовершенным, Бог послал в мир Своего Возлюбленного Сына, чтобы Сын Божий стал еще и Сыном Человеческим. Господь пришел не разрушить сложившийся греховный и ущербный миропорядок, Он пришел разделить с нами нашу жизнь. Господь, будучи безгрешным, принес Себя на Кресте в Жертву за грехи всего мира и, наконец, будучи бессмертным, как Человек, на Кресте принимает смерть.

Казалось бы, все силы зла привели Господа на Крест, и это стало торжеством зла. На самом деле, кто может бороться с Богом? Ведь смерть Христа Спасителя стала преддверием Его Воскресения: Господь, претерпев смерть, смертью смерть разрушил, то есть неправду, зло, грех, величайшее злодеяние Господь претворил в Свою победу. И второй раз, как мы знаем, Господь придет в этот мир «со славою судить живых и мертвых, и Царству Его уже не будет конца». Вот тогда истребится грех, тогда последний враг истребится – смерть. А пока милость Божию и Божие величие мы воспринимаем через веру.

Вера – это не только убежденность в существовании иного, невидимого духовного мира и его Творца. Вера есть доверие Богу. Мы знаем Бога не просто как некий Высший Абсолют, между Которым и человеком не может быть ничего общего, – мы знаем Бога как любящего Отца, Который посылает в мир Своего Сына (Сына, восходящего на Крест, чтобы претерпеть смерть), и, наконец, как «Духа Святого, Господа Животворящего», Который в день Пятидесятницы снисходит на всех Христовых учеников и созидает на земле Церковь.

Не все вопросы имеют ответы. Авва Евагрий Понтийский когда-то говорил так: «Сейчас на этот вопрос нет ответа, но придет время, когда не будет самого вопроса».

Апостол Павел в одном из посланий призывает верующих: «Радуйтесь; и еще говорю: радуйтесь!». Чувство радости нам очень знакомо в состоянии приподнятом, но ведь это говорится о всей нашей жизни. Как радоваться в страдании? Могут ли страдание, какие-то тяжелые обстоятельства закалить человека именно в радости, а не в скорби и печали?

– Я за то, чтобы в нашей жизни было меньше болезней и меньше страданий. Но человек всегда будет плакать, переживать, испытывать те или иные физические, душевные, духовные страдания. Поэтому, конечно, в печали, в радости – всегда мы должны быть с Богом. Более того, человек и начинает по-настоящему верить и по-настоящему молиться чаще всего тогда, когда оказывается в стесненных жизненных обстоятельствах. Тогда человек действительно из глубины души обращает свой зов к Богу.

Когда все размеренно, спокойно, хорошо, у человека есть ощущение, что он самодостаточен. А человек – существо не автономное: мы нуждаемся в Боге. Более того, Господь Бог сотворил нас для Себя, для того, чтобы человек общался в раю с Ним. Конечно, после грехопадения эта живая связь была прервана, но она восстановлена вновь во Христе Спасителе. И, пребывая в Христовой Церкви, мы путем молитвы идем к Небесному Богу Отцу.

Христианство две тысячи лет назад и сейчас… Сегодня перед христианином стоят те же цели, что и раньше, или появляются какие-то новые цели, новые призывы?

– Я думаю, конечная цель человеческой жизни – спасение, это самое главное. Спасение – это пребывание с Богом, поиск Бога. На пути к Богу мы боремся с собой: со своими страстями, грехами, с соблазнами этого мира.

Конечно, соблазны мира меняются, но наше сердце остается таким, каким оно было в те времена, когда Господь проповедовал на улицах Иерусалима. Так что призвание человека, счастье человека не изменилось, оно сокрыто во Христе Спасителе. Наверно, Церковь является самым стабильным социальным институтом, потому что со времен апостолов сохраняет неизменно свое учение и свое устройство.

Пребывать в Церкви нам, современным людям, необходимо. А для этого нужно, конечно же, учиться: мир Церкви сложен, он развивался тысячелетиями. И самое главное – человек должен знать, что в Церкви он ищет Бога, а если он ищет Бога, то находит и самого себя.

Что касается призвания, мы – христиане, мы знаем, что наше призвание – быть с Богом. В то же время каждый человек ищет какое-то свое уникальное призвание. Как его найти христианину? И стоит ли его искать?

– Сколько на Земле живет людей?

Очень много.

– Невозможно, чтобы каждый человек нашел себе дело по призванию и с утра с радостью вставал на работу, но каждый человек призван трудиться, чтобы жить, содержать себя и своих близких. Мне кажется, что если мы будем говорить все-таки не о профессиональной реализации, а о реализации человека как христианина, то все остальное (социальная, профессиональная, бытовая сфера) уходит на задний план.

Мне кажется, что гораздо важнее в жизни найти Бога. И тогда не столь важно, состоялся ты как певец, как водитель автобуса или троллейбуса, – важно, что ты состоялся как христианин, что идешь по пути к Богу. И тогда все остальные стороны жизни получают правильное измерение. Если человек реализовал себя в профессиональной сфере, он Бога за это благодарит. Если у него не было такой возможности, он нимало не смущается: он знает, что у него есть что-то гораздо большее, чем профессиональная реализация. Мне кажется, вот на этом надо делать акцент.

Но надо научиться, наверное, воспринимать жизнь так. Часто люди, и христиане, видят, что вокруг есть люди супербогатые, – а человек находится на другой ступени социальной лестницы, он пытается кого-то догнать, но у него не получается. И он задается вопросом: «Почему? Другие же живут! А почему я не могу?»

– Как-то странно устроен человек: он всегда смотрит на тех, кому лучше, – у кого квартира больше, машина последней модели, здоровье лучше, зарплата больше. А почему человек никогда не смотрит на тех, кто нуждается в помощи, кто тяжело болеет?

У каждого человека своя жизнь, своя судьба. Поэтому зависть – один из самых неприятных недостатков в человеке. Чтобы от зависти избавиться, надо помнить о своих личных отношениях с Богом. Опять же, если человек привык или хотя бы учится Бога благодарить, то как он может завидовать? Правда?

Поэтому будем избавляться от наших недостатков и будем понемножку, на чуть-чуть, через смирение приближаться к Богу.

Если человек только воцерковляется, то, как правило, он чувствует в себе огромные силы, чтобы, например, рассказать о Христе своим ближним или нести какое-то церковное послушание. Мне доводилось часто сталкиваться с вопросом: если я стал христианином, должен ли я нести какое-то церковное послушание? Обязательно ли это?

– А мне это очень нравится. Мне нравится, когда молодые активные люди приходят в храм, через какое-то время подходят ко мне, как к настоятелю, и спрашивают, что они могли бы сделать для храма. И для таких молодых людей при нашем храме создано молодежное общество. Молодые люди собираются, вместе читают и изучают Евангелие, а потом делают какие-то простые добрые дела: посещают либо детский дом, либо с концертами дом престарелых. Это замечательно: это та церковная жизнь, которая вдохновляется богослужением и которая продолжается за дверями храма. Мы же христиане не только тогда, когда пришли на Божественную службу, мы христиане и тогда, когда храм покидаем и выходим в мир! Помните замечательный возглас: «С миром изыдем!», который мы слышим в конце Божественной литургии?

Мы уходим в мир, который, по слову апостола Иоанна Богослова, лежит во зле, но мы уходим с миром Христовым: мир Христов дарит нам Сам Господь в Своей Церкви. И с этим миром мы идем исполнять свои обязанности, у каждого разные. И, по возможности, мы проповедуем нашу веру, не хватая людей на улицах за рукава и не что-то им внушая, а всей своей жизнью, в идеале. Если люди знают, что мы христиане, они видят, что мы меняемся в лучшую сторону, тогда люди тоже хотят меняться, ведь в человеке заложена тяга к совершенству.

Мы с Вами уже начали разговор, что если мы, христиане, меняемся, то совсем не чтобы это заметили окружающие. Тем не менее, окружающие часто это замечают: даже во внешнем виде человека происходят значительные перемены. На это люди обращают внимание. И здесь вопрос: христиане (люди, которые живут в миру) должны ли выглядеть как-то особенно или нет?

– У меня есть ощущение, что христиан надо узнавать не по длинной бороде или длинной юбке, а по умным и добрым глазам. Просто человеку легче даются внешние атрибуты, внешние вещи – так было всегда. Гораздо труднее вникнуть и попытаться переменить свою жизнь, чем просто наладить некий бытовой антураж. Мы слишком поверхностные люди, нам легко дается внешнее и очень тяжело дается внутреннее содержание нашей веры. Поэтому надо помнить, что жизнь с Богом – это не фасон платья или стрижка бороды. Жизнь с Богом – это сердце сокрушенное и смиренное, которое помнит о своем Творце и Создателе.

Вопрос Вам – как священнику и автору книг о богослужении: какое место в жизни христианина должно занимать богослужение, насколько часто он должен за богослужением молиться?

– Что происходит в Церкви? В Церкви происходит служба, а самое главное, в Церкви происходят церковные таинства. Поэтому быть христианином – это жить в Церкви, а Церковь выражает себя через богослужение. Поэтому нет ничего важнее для христианина, чем участвовать в богослужении, богослужение понимать и богослужение любить. Это основа. Вот мы живем, целую неделю заняты делами, каждый своими, а в воскресенье все готовимся прийти в храм, участвовать в Божественной литургии. Мы уходим, и впереди у нас еще одна неделя, и мы помним, что будем жить в этом мире с той радостью, с тем светом, который каждый раз является нам, когда в храме совершается Литургия.

Но любовь к богослужению воспитывается в человеке постепенно…

– Воспитывается. И быть христианином – значит быть человеком, который воспитывается и растет.

Православное богослужение очень красивое, но многим оно кажется очень сложным.

– Оно реально очень сложное, в нем отобразились столетия церковной истории – в богослужение входит еще и Ветхий Завет. То есть богослужение действительно – море, океан, в нем надо ориентироваться, и для этого, к счастью, у нас есть все возможности. Христиане в современном мире живут немножечко не так, как они жили две тысячи лет назад, но как здорово, что теперь у нас есть интернет и мы можем найти там ответы на интересующие нас вопросы: интернет не чтобы играть, а чтобы учиться, читать книги, изучать языки, находить ответы на волнующие вопросы. Как замечательно, правда?

Что касается богослужения, то часто возникают вопросы, у молодых людей в особенности: как его полюбить?

– Но ведь молодому человеку гораздо легче что-то изучить, во что-то вникнуть. Как получить знания о богослужении? Прежде всего, присутствовать на богослужении, читать книги, которых сейчас очень много, и помнить самое главное – Кто незримо присутствует в Церкви.

Если мы хотим научиться любить Христа Спасителя, то должны понимать, что богослужение есть прославление, правильное славление Бога. И если это так, то как не полюбить церковную службу? Ведь церковная служба выражает наше призвание – любить Бога, открывать Богу свое сердце и, наконец, Бога славословить. Лучше всего это выражено именно в богослужении. Человек начинает ходить в храм на богослужения, и постепенно служба начинает для него открываться.

Сегодня предлагается масса литературы о вере, о том, как войти в Церковь, и так далее. Но, конечно, первая и главная Книга – это Евангелие. Понятно, что Евангелие должно быть настольной книгой христианина, но с чего начинать? Может быть, какая-то отдельная часть Евангелия, или это должен быть свой, индивидуальный выбор?

– Мне кажется, вы ответили. Люди разные, и разных людей увлекают разные вещи, разные стороны христианской жизни. Мне, например, всегда было очень интересно читать толкования на Евангелие. Но вам, например, интереснее больше читать жития святых, кому-то интересно читать об истории Церкви. Все, что нас вдохновляет, что подвигает двигаться вперед, – все это можно только приветствовать.

Что касается настольных книг…

– А вот, например, книга аввы Дорофея – это настольная книга для христианина? Конечно. «Невидимая брань» Никодима Святогорца – настольная книга? Труды Паисия Святогорца? Конечно. Это то, что можно перечитывать и каждый раз открывать для себя что-то новое, каждый раз вдохновляться.

Согласен с Вами. Отец Михаил, очень многие сегодня заболевают какой-то тоской, унынием и пресыщенностью…

– Правда? Я не замечал. Но буду знать. Мне кажется, жизнь у нас не очень легкая, поэтому какая же тут пресыщенность?

Бывает, что и христиан это касается, и их улавливает этот силок тоски, уныния, печали…

– Святой праведный Алексий Мечёв сказал: «Нетрудящийся не достоин звания человека». Надо понуждать себя трудиться на всех уровнях – физическом, душевном, духовном. А если этого не делать, то, конечно, человек будет впадать сначала в лень, потом в тоску, потом – в уныние.

Один мой товарищ задал мне как-то раз вопрос, я хотел бы адресовать его Вам, поскольку мне было очень трудно на него ответить. Он сказал: «Вот у нас есть заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Ближний – тот, кто рядом. Все люди для нас ближние, все мы – создания Божии. Но у меня не получается уйти дальше своего ближнего семейного круга, у меня есть отец, мать, например, бабушка, и я их люблю. А остальных я не могу любить. Как мне этому научиться сегодня?».

– Мне кажется, вопрос совершенно правильный и человек оценивает себя абсолютно трезво. Действительно, наших сил очень мало. Дай Бог хотя бы правильно любить своих самых родных.

Конечно, человек по-разному относится к окружающим людям в детстве, юности, зрелости. Совсем по-другому начинаешь относиться к людям, когда у тебя появляются собственные дети. Это вопрос зрелости, взросления. У меня нет ответа для вашего друга, оставим все это на время. Но очень правильно, когда человек себя оценивает реально: очень многие люди ставят себе высокие планки, которых совершенно не достигают, но думают, что соответствуют этому своему выбору.

Вот как раз об этих планках хотелось бы тоже спросить: часто и студенты духовной академии задаются этим вопросом. Когда человек принимает решение измениться, он действительно может задать себе очень высокую планку…

– В юности, наверное, надо ставить себе такие цели, пусть недостижимые, но действительно побуждающие изменять свою жизнь. Мы живем, взрослеем и получаем опыт, что мы очень мало соответствуем тому, что от нас требуется. И это заставляет нас потихонечку смиряться и ставить уже для себя реальные задачи.

Это всегда не так просто, потому что хочется парить…

– В юности и необходимо быть увлеченным, живым. Пусть это приведет к ошибкам, но на ошибках мы учимся.

Если резюмировать нашу встречу, то давайте попробуем нарисовать некий образ христианина XXI века.

– Дорогой Михаил, вы – выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии. Вы для меня и есть такой молодой человек, который живет в нашем замечательном городе в XXI веке, трудится на православном телеканале, продолжает учиться уже в Санкт-Петербургской духовной академии. Вы для меня замечательный пример молодого человека, который реализует самое главное – свою христианскую свободу.

Отец Михаил, что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям сегодня?

– Мы уже говорили, что призвание христианина – молиться, радоваться, благодарить. Всем нашим дорогим телезрителям я и пожелаю, чтобы в жизни была радость, было благодарение Бога и горячая к Богу молитва. 

Источник